Контрольная работа на тему Воспитание и развитие детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Трудовая деятельность детей дошкольного возраста 5
2 Организация развития трудовой деятельности детей дошкольного возраста …10
3 Методы и средства развития трудовой деятельности у детей дошкольного возраста 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20
Введение:
Актуальность. Для успешной жизни в современном обществе необходимо уметь трудиться. Этот навык не заложен в человеке от природы, поэтому нуждается в формировании. Основы общетрудовых умений, ответственность по отношению к своей работе, выбор будущей профессии закладываются в процессе развития трудовой деятельности дошкольников и взрослых.
В детском саду уделяется много внимания организации индивидуального и совместного труда детей, так как он имеет большое значение для закрепления важных качеств личности растущего человека, получения навыков, необходимых для участия в коллективных взаимоотношениях.
Н.К. Крупская в своих работах неоднократно подчеркивала необходимость приучения детей с ранних лет к простейшим, доступным им видам труда, замечая, что таким путем они знакомятся со свойствами материалов, учатся приемам работы с различными инструментами.
В труде дети проявляют активность, смекалку, настойчивость, стремление достичь результата, у них формируется желание оказывать посильную помощь взрослым.
Овладение навыками трудовой деятельности – это одно из основных условий воспитания у детей желания и умения трудиться. Для достижения результата в трудовой деятельности не достаточно лишь заинтересованности ребенка, основу составляет трудовой навык.
Трудовые умения и навыки, сформированные в процессе воспитания, служат основой для формирования у дошкольников серьезного отношения к труду, привычки к трудовому усилию, желанию трудиться, включаться в труд по собственному побуждению, успешно его завершать.
Знание того, какими трудовыми навыками должны овладеть дошкольники, это и есть первоочередная задача взрослого.
Это дает возможность педагогу определить характер руководства трудовым обучением применительно к детям разного дошкольного возраста: в период овладения действием – терпеливо показывать, объяснить, помогать, по мере овладения им – требовать самостоятельности и хорошего качества выполнения. Исходя из выше изложенного, изучение особенностей и методов развития трудовых умений и навыков дошкольников является актуальной задачей для каждого педагога.
Задачи:
— рассмотреть виды трудовой деятельности дошкольника;
— изучить задачи и содержание трудового воспитания дошкольников;
— выявить формы и методы развития трудовой деятельности детей дошкольного возраста;
Заключение:
Таким образом, изучив психолого-педагогическую литературу по теме нашей работы, мы выяснили, что главная роль в развитии трудовой деятельности детей дошкольного возраста – это формирование у них нравственных ориентиров, трудолюбия, осознание полезности труда. Трудовая деятельность дошкольника, умело руководимая взрослыми, оказывает существенное влияние на развитие волевых черт ребенка, его мышления, речи, памяти, внимания, воображения.
Чтобы ребенок достиг нужного результата в трудовом обучении необходимо использовать ознакомление с трудом взрослых, как эталон деятельности, которую должен освоить ребенок, воспитание интереса и положительного отношения к труду взрослых.
Так же большое значение имеет формирование самой трудовой деятельности от отдельных микро и целостных трудовых процессов до простейших видов труда. От решения этой группы задач зависит включение ребенка в труд, его умение принять участие в коллективной трудовой деятельности.
И, конечно же, это воспитание личности ребенка в процессе индивидуальной и коллективной трудовой деятельности, воспитание трудолюбия, самостоятельности, настойчивости, ответственности, дружеских взаимоотношений со сверстниками в труде. Все названные задачи решаются в единстве в каждой возрастной группе детского сада.
В труде у ребенка формируются такие качеств как чувство ответственности за порученное дело, самостоятельность, организованность, инициатива, смекалка, терпение.
В детском саду педагоги используют различные формы и методы работы по трудовому воспитанию. Данные методы используются в каждой возрастной группе, с учетом усложнения материала.
Во второй главе работы, мы провели практическое исследование по выявлению уровня развития трудовых умений и навыков детей дошкольного возраста.
В исследовании участвовали дети из двух групп: младшей и средней группы детского сада.
Результаты исследования показали, что трудовые навыки сформированы не полностью. В результате, мы предложили ряд методических рекомендаций по повышению эффективности трудового воспитания в дошкольном учреждении. Данные рекомендации можно использовать в педагогической работе.
Фрагмент текста работы:
1 Трудовая деятельность детей дошкольного возраста
Дошкольный период детства охватывает возраст от 3 до 6-7 лет. M.И. Лисина в рамках данной периодизации выделяет младший дошкольный возраст (от 3 до 5 лет) и старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет). Также М.И. Лисина отмечает, что в этот период, под влиянием воспитания, психика ребенка развивается активно.
В период дошкольного детства происходит процесс расширения и обогащения запаса временных связей. В этом возрасте ребенок может приобрести определенную произвольность действий в общении, которая, как правило, возникает под влиянием активного педагогического влияния [9].
Исходя из ранее приобретенных знаний социального характера, дошкольник способен выполнять более значимые действия, формировать положительные рефлексы (первичные, вторичные и третичные).
Основная специфика старшего дошкольного возраста состоит в том, что ведущей деятельностью является именно ролевая игра. Таким образом, в раннем дошкольном возрасте ребенок воссоздает социальные отношения между людьми в обществе, создает профессиональные действия, воспроизводит сказочные истории и т. д. Созданные модели отражают отношения, идентифицированные ребенком между предметами и людьми, при этом часто для их создания используются различного рода заместителей (предметы-заместители). Так, для игры в больницу достаточно шапочки врача и т. д.
В старшем дошкольном возрасте, в отличие от младшего дошкольного возраста, у ребенка появляется предварительное планирование сюжета будущей игры, состав ее участников, необходимые атрибуты. Планирование игры ребенка в старшем дошкольном возрасте становится более плановым.
Главная потребность дошкольника — адаптироваться во взрослом мире, поэтому он испытывает постоянное желание приспособиться к функциям взрослого человека. Поскольку фактическое выполнение «взрослых» функций в дошкольном детстве невозможно, дети-дошкольники формируют противоречие между желанием взрослого человека и отсутствием реальных возможностей. Это противоречие заставляет ребенка дошкольного возраста осваивать для него новые области деятельности.
Все разнообразие деятельности дошкольника сочетается с моделирующим характером действий.
Деятельность дошкольника зависит от роли взрослого. При этом, хотя в игровой ситуации функции взрослого могут быть представлены через роль, такая постановочная деятельность дает ребенку через действие достигать усвоения социальных норм, принятых в обществе.
В игре, продуктивных видах деятельности (рисование, лепка), ребенок приобретает знания о свойствах предметов, развивается его восприятие, мышление и воображение.