Контрольная работа на тему вопрос 7 и 17 во вложенном файле
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Фрагмент текста работы:
Вопрос 7
То, что Российская Федерация является федеративным государством, закреплено в ст. 1 Конституции РФ. Более подробно федеративное устройство раскрывает ст. 5 Конституции РФ, в которой обозначено, что:
— РФ состоит из равноправных субъектов;
— в каждом субъекте РФ есть своя конституция (устав) и законодательство;
— федеративное устройство РФ основывается на государственной целостности, единстве государственной власти, разграничении предметов ведения между РФ и её субъектами, а также на равноправии и самоопределении народов в РФ;
— субъекты РФ равны между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.
Кратко остановимся на принципах федеративного устройства РФ, обозначенных в ч. 3 ст. 5 Конституции РФ.
1) Принцип государственной целостности. Его суть заключается в том, что Россия представляет собой не арифметическую сумму субъектов РФ, а единое государство со своим суверенитетом и территорией . То есть в РФ суверенитетом обладает государство в целом (ст. 4 Конституции), его территория едина и неделима.
2) Принцип равноправия и самоопределения народов в РФ.
Равноправие в РФ обеспечивается равным положением как однонациональных, так и многонациональных групп людей, а также их равным правом на участие в федеративных отношениях.
Под самоопределением понимается право на самоуправление и самостоятельное решение вопросов своей жизни. В Конституции РФ можно выделить следующие правовые формы осуществления права на самоопределение:
— образование субъекта РФ;
— изменение статуса субъекта РФ;
— изменение границ субъекта РФ.
При этом конституционное законодательство не предусматривает право народов РФ на самоопределение в виде отделения и выхода из состава РФ .
3) Принцип равноправия субъектов РФ.
В соответствии с ч. 1, 4 ст. 5 Конституции РФ Россия состоит из равноправных субъектов: республик, областей, краев, автономных округов, автономной области, городов федерального значения.
Равноправие субъектов РФ проявляется в следующем:
— субъекты равны в правах друг с другом, несмотря на их разное наименование. Имеется в виду, что когда субъекты РФ наделяются определенными вопросами их ведения и полномочиями, то они являются одинаковыми для всех субъектов без исключения ;
— субъекты равны между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.
4) Принцип разграничения предметов ведения между РФ и её субъектами.
В России предметы ведения разграничены следующим образом (ст. 71-73 Конституции РФ):
— определены предметы ведения и полномочия исключительно РФ;
— определены предметы совместного ведения РФ и субъектов, при которых каждая сторона имеет полномочия;
— указано, что вне пределов ведения РФ, а также совместного ведения РФ и субъектов, последние обладают всей полнотой государственной власти.
5) Принцип единства системы государственной власти в РФ.
В соответствии со ст. 77 Конституции РФ система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ, а также общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральным законом.
При образовании органов власти субъектов РФ должно также учитываться положение ст. 10 Конституции РФ, которая гласит, что государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы указанных ветвей власти являются самостоятельными.
Хотя Конституция РФ (ст. 1) и определяет Россию как государство с республиканской формой правления (то есть формой правления, при которой органы государственной власти являются выборными и сменяемыми), но не уточняет при этом разновидность республики, что вызывает наличие различных мнений по этому поводу среди ученых.
Так, Козлова Е.И. и Кутафин О.Е. обозначают, что в РФ сочетаются признаки президентской и парламентской республики , а Баглай М.В. делает вывод, что современная Россия относится к полупрезидентским республикам .
Можно согласиться с тем, что для РФ характерны черты и президентской и парламентской республики, так как:
— президент избирается на должность (ст. 81 Конституции РФ);
— в РФ существует пост Председателя Правительства (ст. 110 Конституции РФ);
— исполнительная власть осуществляется Президентом и Правительством совместно (глава 6 Конституции РФ);
— Правительство несет ответственность как перед Президентом (ст. 116, 117 Конституции РФ), так и перед парламентом (ч. 3 ст. 117 Конституции РФ).
В заключение рассмотрим проблемы российского федерализма, к которым можно отнести следующие:
1) Разнообразие субъектов РФ по их наименованию – насчитывается шесть видов субъектов (ч. 1 ст. 5 Конституции РФ).
2) Противоречивость в Конституции РФ при закреплении статуса субъектов РФ, фактическое неравноправие субъектов. Так, ч. 2 ст. 5 Конституции РФ именует республику государством, но при этом в ч. 4 ст. 5 говорится, что субъекты являются равноправными. Однако республикам разрешается принимать свои конституции (ч. 2 ст. 5 Конституции РФ), а также устанавливать свой язык (ч. 2 ст. 68 Конституции РФ) в отличие от иных субъектов.
3) Большая территория РФ. В настоящее время насчитывается 85 субъектов РФ (ст. 65 Конституции РФ). Такое большое количество субъектов порождает проблему управления регионами. Ученые считают, что, в связи с этим, возникает проблема уменьшения количества регионов, которая может быть решена только через их укрупнение .
4) Негативное воздействие на устойчивость федеративной модели оказывает формирование РФ по национально-территориальному принципу . В связи с этим субъекты в России очень неравномерны по территории (например, если сравнить республику Саха (Якутию) и республику Ингушетию).