Контрольная работа на тему внутренняя и внешняя политика Древней Руси в 10 веке
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Внутренняя политика 4
Заключение 13
Список использованной литературы: 14
Введение:
По традиции именно с 862 года, то есть с момента утверждения Рюрика в Новгороде, историки ведут начало русской государственности.
Отмечается, что, собственно, древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники же осуществляли управление страной, суд, сбор дани и пошлин. Таким образом, доход феодалов и государства в целом в рассматриваемый нами период напрямую определялся данью с подчиненных племен, а также необходимостью ее вывоза в другие страны для продажи.
Однако перед молодым государством в X веке стояли и крупные внешнеполитические задачи, связанные с защитой его границ: отражение набегов кочевников –печенегов, борьба с экспансией Византии, Хазарского каганата, Волжской Болгарии. Таким образом, непосредственно с этих позиций и следует рассматривать внутреннюю и внешнюю политику киевских князей, чему и посвящен наш текст.
В данном разделе, кажется, следует также отметить и то, что сама работа разделена на две части: в первой рассматривается внутренняя политика Древней Руси в X веке, во –второй же –внешняя. Собственно, сделано это для удобства как чтения, так и написания.
Заключение:
Таким образом, в данной части работы хотелось бы отметить следующее. К сожалению, документов, в которых бы освящалась жизнь Древней Руси X века в распоряжении историков не так уж и много. Однако и утверждать, что мы не располагаем абсолютно никакой информацией по этому периоду, было бы ошибкой.
Так, совершенно понятно, что внешнеполитическими задачами государства были предотвращение каких–либо набегов на подвластные территории путем укрепления собственных границ, а также достижение определенного признания на международной арене, что во многом способствовало развитию торговли. Среди внутриполитических задач можно отметить стремление к централизации. Совершенно понятно, что правители с разными успехами решали поставленные временем перед ними задачи. Собственно, в своей работы мы постарались освятить хотя бы их часть.
Фрагмент текста работы:
Внутренняя политика
Собственно, кажется, стоит отметит, что внутренняя политика древнерусского государства до XI века, к сожалению, известна недостаточно. Однако мы все же знаем, что в течение IX — Х вв. заканчивается объединение основных восточнославянских земель под властью киевских князей, а население территорий, попавших в такую зависимость, закономерно облагалось данью. Однако, безусловно, ряд моментов из истории Древней Руси обозначенного нами периода можно раскрыть несколько шире, чем было отмечено выше.
Итак, после смерти Рюрика в 879 году, не оставившего после себя наследника , власть в Новгороде захватил предводитель одного из варяжских отрядов Олег (879 -911). Именно он, обманом убив Аскольда и Дира и, как следствие, захватив Киев , сделал данный город непосредственным центром объединенного государства. Также было начато строительство крепостей в окрестностях новой столицы .
В годы его правления в состав державы были включены и стали платить дань Киеву древляне, северяне, радимичи. Однако, собственно, процесс включения различных племенных союзов в состав Киевской Руси не был единовременной акцией, а проходил в несколько этапов, встречая определенное сопротивление.
Кажется, в данном контексте стоит отметит, что император Византийской империи Константин Багрянородный, который оставил довольно подробное описание Киевской Руси, рассказывая про организацию сбора дани, отмечает, что ежегодно в ноябре князья с дружиной отправлялись из Киева в «полюдье». Кормясь же там в течение целой зимы, они в апреле, когда вскрывался Днепр, возвращались обратно. Тем не менее, не всегда подобные акции заканчивались благополучно. Так, широко известно весьма красочное описание «полюдья», которое закончилось убийством князя Игоря (912 -945). Собственно, это –первое народное выступление, которое описано в летописи. Согласно этому сообщению, непосредственный сбор дани в покоренных землях осуществлял варяг Свенельд со своим отрядом, чье обогащение вызвало ропот в дружине Игоря. Именно это и послужило предлогом возвращения с целью повторного сбора дани (при этом, собрав первую ее часть, князь отправил обозы в Киев и вернулся назад лишь с небольшим отрядом). Узнав о готовящейся акции, древляне, собравшись на вече , решили: «повадится волк к овцам, то перетаскает все, если не убить его». В итоге, дружину Игоря перебили, а самого князя казнили . Собственно, это не сошло им с рук. Так, после убийства Игоря Ольга (945-964), его жена, довольно жестоко отомстила древлянам.
Так, первое посольство древлян, которое предлагало Ольге в мужья своего князя Мала взамен Игоря, было заживо закопано в землю. Второе –сожжено. На поминальном же пиру по приказу Ольги подвыпившие древляне были перебиты. Как сообщает летопись, княгиня предложила древлянам дать в качестве дани по три голубя и три воробья с каждого двора. К ногам же голубей привязали зажженную паклю с серой. В результате, когда те прилетели в свои старые гнезда, в древлянской столице вспыхнул пожар. В итоге, столица древлян выгорела .
Впрочем, отомстив древлянам, Ольга вынуждена была пойти на некоторое упорядочение сбора дани. Она установила так называемые «уроки» –размер дани и «погосты» -места сбора дани , которые, собственно, появились наряду со становищами (местами, где был кров и хранились необходимые запасы продовольствия, и где останавливалась княжеская дружина во время сбора дани). Собственно, эти погосты становились затем опорными центрами княжеской власти. Единицей обложения данью служили дым (крестьянский дом, очаг), рало, плуг (т. е. крестьянское земледельческое хозяйство).
Кажется, стоит также отметить и то, что именно Ольга стала первым правителем Киевской Руси, который официально принял христианство по византийскому обряду .