Развитие психологической культуры детей и подростков Контрольная работа Педагогика/Психология

Контрольная работа на тему Влияние высокой и низкой психологической культуры отцов и матерей на детско-родительские отношения

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

    1. Введение 3
      Родительская семья как модель формирования жизненного стиля молодежи 4
      Основные проблемы детско-родительских взаимоотношений 9
      Нравственная основа личности и условия её формирования. Роль родительского авторитета 14
      Заключение 19
      Список использованной литературы 21

       

  

Введение:

 

    1. Исходя из фундаментальной культурно-исторической теории Л. Выготского, среда, в которой развивается человек, является главным фактором развития его личности. По этому одним из важнейших путей решения задачи активного формирования психики ребенка, является именно изучение влияния семьи, поскольку процесс становления личности начинается именно в семье. Социализация личности, начинаясь в семье, является первичной, базовой, на которой в дальнейшем строится вторичная социализация. Во временном интервале, даже по сравнению со школой, период влияния родительской семьи на личность является самым длинным и может продолжаться после окончания периода детства. Насколько он активен и целеустремлен, зависит именно от воспитательного потенциала семьи, внутрисемейных отношений и психологической грамотности родителей. Только в социуме из индивида образуется человеческий образ, то есть если ребенка не воспитывать, он и не будет развиваться.
      Поскольку человек с рождения находится в семье, он, в первую очередь, усваивает стиль партнерского взаимодействия и семейного воспитания, образцы поведения, в том числе гендерного, из одной конкретной, а именно: родительской семьи. Можно без преувеличений сказать, что в сенситивный период обучения большинства социальных ролей (детство – отрочество – юность) у человека есть только один образец функционирующей семьи – родительский. От семейных ценностей, которые были освоены в детстве, зависит распределение ролей, вопрос лидерства и ответственности, образа жизни семьи в целом. Брачно-семейные взаимоотношения родительской семьи, супружеские роли, взгляды на воспитание детей наследуются на сознательном и бессознательном уровнях, и проявляются в будущем в отношениях муж – жена, родители – дети. Ребенок, наблюдая за общением родителей, постепенно усваивает гендерные взаимоотношения, которые, в свою очередь, будут влиять в будущем на выбор модели семьи.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

    1. Итак, мы можем сделать выводы:
      — семья является главным фактором социализации на всех этапах становления личности;
      — модель семьи является многокомпонентной структурой, состоящей из личностных и экономических взаимоотношений между членами семьи;
      — преимущественно модель родительской семьи является для ребенка образцом при создании своей семьи;
      — модели поведения в семье, супружеские и родительские формируют у ребенка представления об устройстве и взаимоотношения в своей будущей семье;
      — представление человека о будущей семье будет генеральной схемой, плану строительства своей семьи.
      Как составляющая общества, семья испытывает влияние всех тех изменений, которые в нем происходят. Экономическая и социальная кризис, спад производства, безработица, социальная незащищенность – все это оказывает негативное влияние на семью, предопределяет ее современный кризис в РФ.
      Кризис института семьи проявляется в потере ориентации молодежи на создание собственной семьи, в низкой рождаемости, малодетная семейной ориентации, увеличении количества разводов, росте количества внебрачных детей и тому подобное.
      Педагогическая среда развития ребенка создается в процессе семейного воспитания, зависит от типа семьи. Понимание этого педагогами способствует углублению связей с ней, поиска возможностей по коррекции семейного воспитания, повышение педагогической культуры родителей, защиты ребенка от неблагоприятного воздействия неблагополучной семьи.
      Подытоживая важность представлений о будущей семейной жизни, становится понятным, что от них зависят все стороны супружеско-родительских отношений. Они влияют на выбор брачного партнера, тип будущей семьи, на стиль воспитания детей, на репродуктивные установки, стабильность и успешность супружеских взаимоотношений. Исходя из этих утверждений, исследования семейных представлений молодого поколения, особенно проблемных категорий детей с дисфункциональных семей (например, дистантных, неполных, с алкогольной зависимостью) являются важным шагом для профилактики разводов и построения гармоничной семьи.

       

  

 

Фрагмент текста работы:

 

    1. Научно-психологическое изучение влияния семьи на будущую семейную жизнь молодого поколения предусматривает решение многих теоретических и практических вопросов. Значение модели семейного взаимодействия, которую воспринимает человек в течение детства, играет значительную роль в формировании семейных представлений о своей будущей семье. В свою очередь, представление о семье, установки, ожидания оказывают большое влияние на взаимоотношения будущих супругов. Более того, критерий выбора своей второй половины при положительном, а в некоторых случаях и при отрицательном представлении о своих родителях – сходство с ними. Поскольку молодой человек подсознательно боится незнакомых стилей поведения противоположного пола, она выбирает, по его мнению, похожего на родителей брачного партнера. Если модели семьи у супругов отличаются, то возникновение конфликтных ситуаций почти неизбежно. И наоборот – чем ближе модели семьи, в которых воспитываются будущие муж и жена, тем больше у них шансов создать гармоничный союз. То есть представления супругов о социальных ролях в семье должны быть комплиментарные, или хотя бы не противоречащие друг к другу. В разработанной Д. Удри теории модели «фильтров», которая объясняет выбор партнера для брака, один из «фильтров» – экзамены, которые должен пройти избранник, где проявляется выяснение взглядов на брак, воспитание детей, распределение и понимание супружеских ролей. Если семейные идеологии не совпадают, будущая семейная система будет неэффективной в реализации функций семьи [5, с. 52].
      Любая модель строится на образцах. Именно родители предоставляют образцы взаимоотношений и образуют модели, которыми руководствуется следующее поколение. Став взрослым, личность может принять такую модель или пренебречь. Это касается множества социальных ролей, в том числе и тех, что используются в супружеской жизни. Традиции, шаблоны взаимоотношений, нормы общения и поведения передаются из поколения в поколение. По мнению корифеев психологии, ребенок в той или иной степени соотносит свои представления о семье с родительской. В работах К. Юнга прослеживается мысль о неразрывной, исторической связи психики ребенка со своей семьей, в том числе и о влиянии родителей на житейские представления детей. Э. Фромм высказывал мнение о том, что, скорее всего, в качестве примера построения модели супружеских отношений личность выберет модель семью, в которой выросла.
      По мнению М. Мушкевич, большинство людей воспроизводят функционально-ролевую структуру родительской семьи, следовательно, тип родительской семьи является главным фактором в становлении типа поведения и уровня функциональности молодой семьи. Функциональность или дисфункциональность новой семьи обусловлена родительской семейной структурой [3, с. 132].
      Образ будущей семьи также сочетает в себе такие важные аспекты, как:
      — количество детей (если в родительской семье несколько детей, то увеличивается вероятность того, что и в собственной семье будет нацеленность на рождение более одного ребенка),
      — взгляды на их воспитание,
      — вопрос лидерства и ответственности за семью,
      — экономические вопросы (у кого кошелек, распределение доходов, первоочередность покупок и т. д.),
      — распределение обязанностей и затраты времени на обыденность, времени на общение с детьми, на семейные ценности вообще.
      Родители учат на собственном примере своих детей быть родителями. Модели отцовства фиксируются в психике ребенка, поэтому от семейных моделей материнства, отцовства, усвоенных в детстве, зависит, как будет проходить воспитание собственных потомков. По мнению Д. Винникота, способность женщины стать хорошей матерью зависит от хороших отношений со своей матерью [4, с.13] Похожего мнения придерживается В. Мухина, которая считает, что модель идеальной материнской позиции является целью любящей и разумной матери, которую она в большинстве принимает от своей матери [5, с. 67]. Материнство и отцовство тесно связано с образом будущей семьи. Понятно, что окончательно ощущение себя как матери или отца формируется (или нет) непосредственно при выполнении функций родителей, но возникновение этих чувств, их проявления зависят от установок, моделей взаимоотношений, сценариев именно родительской семьи.
      Фундамент изучения проблемы социальных представлений, к которым, безусловно, относятся также и представления о будущей семье, заложили французские социальные психологи, Ж. Абрик, Д. Жоделе. Социальные представления, по мнению С. Москович, формируются в результате воздействия, внушения социума на личность. Они позволяют человеку спрогнозировать результаты своих поступков. Отечественные психологи придерживаются схожих взглядов. Так, С. Рубинштейн рассматривал представление как образы, которые возникают в сознании и имеют важнейшее значение для сознательной психической жизни, поскольку они, основываясь на личном опыте, предоставляют человеку возможность планировать свое будущее [2, с. 104].
      Разработанная К. Абульхановой-Славской концепция жизненной стратегии содержит компонент представления о будущей жизни в виде жизненной перспективы и жизненных планов. Уже в подростковом возрасте в жизненных планах личности есть варианты первоочередности развития: построить семью как фактор психологической стабильности и защиты или, сохранив личную свободу, развивать другие перспективы (профессиональная карьера, самосовершенствование и т. д.). Жизненная перспектива личности наиболее существенно характеризует ее как будущего семейного человека, поскольку состоит из совокупности представлений о наиболее вероятном, с точки зрения личности сценарии развития событий его семейной жизни. Иначе говоря, это жизненные планы и цели, которые личность собирается реализовать в будущей семье. Процесс становления жизненной перспективы во многих аспектах зависит от семейных отношений в родительской семье. Е. Ейдемилер и В. В. Юстицкий считают, что образ семьи зависит от совокупности представлений о сценарном поведении каждого члена семьи. По их мнению, семейные представления – довольно устойчивые образования, они влияют на восприятие семейных ситуаций и обеспечивают типичное реагирования, поскольку представление о большинстве ситуаций в виде типовых сценариев сформировано у человека еще до того, как он с ними столкнется. А. Чернов представление о семье предлагает представить в виде мыслительных моделей [3, с. 34]. Это означает, что личность перед началом взаимодействия в семье прогнозирует, как будут развиваться события, как прореагируют другие члены семьи на его действия. Мы считаем, что такие же модели личность привлекать для прогнозирования взаимодействия в будущей семье. Похожее мнение высказывает В. Менделевич [2, с. 56]. Ученый считает, что в процессе семейного воспитания формируются шаблоны прогнозирования, учитывая которые человек строит свое поведение и взаимоотношения. Представление будущей семьи имеет трехкомпонентную структуру, в которую входит: когнитивный компонент (наличие и уровень знаний о семейной жизни), эмоциональный (положительное или отрицательное восприятие семейной жизни) и поведенческий (модели взаимодействия).
      Среди старшеклассников и студентов были выделены следующие типичные представления о семье:
      — традиционная семья,
      — детско-центрическая,
      — супружеская,
      — социоцентрическая,
      — семьи, члены которых периодически встречаются [6, с. 534].
      С точки зрения П. Самсоновой, представление о будущей семье формируются с помощью двух механизмов: трансляции и компенсации.
      Представление о будущей семье ученые относят к когнитивному компоненту феномена «отцовства». Этот компонент включает в себя важнейшие представления о себе и о второй половине как о будущих родителях. Представление о будущей семейной жизни, в зависимости от степени их зрелости, могут свидетельствовать о психологической готовности к браку. Прочность будущего брака и совместимость супругов, успешность отцовства зависят от благополучия родительской семьи и моделей родительской и супружеской поведения. Проблемы, которые были у ребенка в родительской семье, чаще переносятся на их взаимоотношения в систему муж – жена, родители – дети в своей семье. Нестабильность в семейных взаимосвязях, конфликтные ситуации, брачные кризисы берут свое начало еще в семейной жизни, поскольку каждая личность имеет, по выражению С. Некрасова, И. Возилкина «ожидания», и чем больше брак не совпадает с ожиданиями, тем скорее и острее это будет проявляться [6, с. 289].
      С точки зрения этих ученых, кризисы зарождаются в первую очередь в различиях взглядах на планирование жизни. От комплементарности семейных представлений у будущих супругов зависит возможная успешность или, наоборот, уже прогнозируемая дисфункциональность новой семьи. Большинство супружеских конфликтов является результатом ошибочных представлений о семейной роли мужчины и женщины. Развитие брачно-семейных отношений происходит при формировании психологически грамотных, реалистичных представлений о соотношении любви и брака. В дальнейшем удовлетворенность браком зависит от того, насколько совпадает образ идеального избранника и реального.
      К сожалению, исследования Т. Андреевой, В. Зацепина указывают на то, что представление об образе будущего второй половины у современного молодого поколения не является адекватным, желаемые положительные качества потенциального партнера чрезмерно завышены, ярко выраженные потребительские тенденции. По результатам исследований Т. Гурко, В. Меньшутин, продолжение этих тенденций наблюдается и в реальных молодых семьях. У молодоженов имеет место переоценка и идеализация партнера, что ведет к завышенным требованиям и со временем может привести к внутрисемейным конфликтам. По данным американских исследователей, растут требования к браку, и повышается общий уровень представлений о благополучном семейном союзе, что может нести и положительные последствия, если идеальные ожидания не будут центром семейных конфликтов [1, с. 78].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы