Контрольная работа на тему Влияние славянской мифологии на культуру России.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Историческая справка 5
Глава 2. Основная часть 15
2.1. Знакомство с героями славянской мифологии 15
2.2. Поиск информации о героях славянской мифологии в различных жанрах устного народного творчества, в русской литературе 19-20 вв. 18
2.3. Герои славянской мифологии в музыке 22
2.4. Поиск отражения героев славянской мифологии в изобразительном искусстве 25
Глава 3. Наследие древних славян в России 26
Заключение 36
Список использованной литературы 38
Приложения 39
Введение:
Мир славянских языческих богов был величавым. Их быт был во многом связан с их верованиями, которыми жили наши предки. Каждое племя поклонялось своим богам, приносило им жертвы. Вырезанные из дерева изображения своих богов славяне ставили на высоких холмах, в священных рощах, у чистых прудов. Люди просили их об урожае, о дожде, о хорошей погоде, о рождении здоровых детей, о счастливом браке и т.д. Славяне верили, что эти боги могут оградить их от всякого зла.
Но какие они, эти боги? Мир славянской мифологии очень интересен, но мало освещен в учебной и школьной литературе. Я считаю, что моя работа будет, не только интересна моим сверстникам, но и поможет лучше узнать историю нашей страны на этапе ее становления.
Проблема исследования – в России с каждым годом увеличивается число людей, которые не знают славянской мифологии, а также влияние ее на культуру России.
Объект исследования – мифы древних славян.
Предмет исследования – процесс влияния славянской мифологии на культуру современного общества России.
Цель: является изучение славянской мифологии и определение ее места и роли в культуре России.
Задачи исследования:
• Изучение славянской мифологии в разных источниках, поиск информации в учебниках, энциклопедиях и Интернете.
• Выявление основных особенностей славянской мифологии.
• Составление краткой характеристики богов древних славян, их классификация.
• Создание перечня языческих обрядов и традиций, дошедших до наших дней.
• Сделать вывод по результатам работы.
Гипотеза – если в наше время сохранились отголоски языческих верований, то в чем проявляется наследие наших предков.
Основные этапы работы:
1. Поиск литературы по данной теме.
2. Поиск информации в печатных и электронных источниках.
3. Составление исторической справки.
4. Обработка информации с занесением данных в таблицы.
5. Анализ графиков характеристик пантеона богов.
6. Выявить влияние славянской мифологии на культуру России.
7. Запись выводов и оценка полноты решения поставленных задач.
Методы исследования:
1. Изучение специальной литературы.
2. Обобщение и систематизация материала по данной теме.
3. Анализ и фиксация результатов исследований.
Научная новизна исследования. Культура славянского народа исконно отличалась великим своеобразием, которое в своих трудах отмечали все исследователи, начиная от Геродота и заканчивая Гельмольдом из Гольштейна. Наши далекие предки не уставали поражать представителей других рас неизмеримой силой своего духа и уникальной тягой к осознанию самой сути окружающего мира.
Характеристика основных источников получения информации. Для получения исходных данных использовались открытые источники информации: официальные документы, учебные пособия, научно-популярная литература, видеоролики, находящиеся в свободном доступе в Интернете.
Заключение:
Развиваясь, славянская мифология прошла через три этапа — духов, божеств природы и богов-кумиров (идолов).
Славяне верили, что добрые и злые духи рядом с ними, что они помогают собрать обильный урожай и приносят болезни, сулят счастливую семейную жизнь, порядок в доме и наказывают за неблаговидные поступки. Богов, которых было сравнительно немного и которые управляли природными явлениями и стихиями — грозой, огнем, дождями, славяне боялись и почитали, стараясь умилостивить молитвами и жертвоприношениями.
Несмотря на то, что многие ученые и историки изучали мир славянской мифологии (А. Кайсаров, Г. Глинка, Ф.И. Буслаев, А.А. Потебня, И.П. Сахаров, А.Н. Афанасьев и другие), школьнику порой трудно разобраться в том, что собой представляет славянская мифология.
Именно поэтому я разработала наглядное пособие «Боги древних славян: пантеон и классификация» (Приложение 1), которое может помочь учащимся в понимании значения славянской мифологии в истории страны, в классификации божеств древних славян (Приложение 2), а учителям оно будет полезным при подготовке урока по теме «Боги древних славян». Данное пособие включает в себя классификацию славянских божеств и духов, иллюстрации и краткое описание каждого божества.
Генеалогическое божественное древо позволит установить степень родства Богов между собой. В ходе работы мы убедились, что русские деятели искусств не могли обойтись в своем творчестве без образов славянской мифологии потому, что были воспитаны на русских сказках, былинах, прибаутках, пословицах и поговорках. Их вдохновляли образы раннего детства, няниных сказок. Мы попытались исследовать небольшой пласт русского искусства. За рамками исследования оказались многие произведения русских художников, композиторов, писателей. К сожалению, нами не были затронуты такие виды искусства как кино, мультипликация, театр.
Отрадно отметить, что я не единственная, кто интересуется жизнью и верованиями наших предков. Моя работа далеко не закончена, ведь мы столько всего еще не знаем о верованиях древних славян. Поэтому я уже задумалась над следующими вопросами: исчезли ли до конца верования славян или нет, в каких традициях они могли сохраниться, какие фразеологизмы напоминают нам о тех временах, когда наши предки верили в силы природы и почитали их? Вопросов у меня очень много, поэтому моя работа будет продолжаться и дальше.
Гипотеза подтвердилась. Славянская народная культура оставила огромное наследство, большая часть которого до конца так и не была изучена, а значит, постепенно происходит ее утрата. И чтобы до конца не потерять то, что оставили нам наши предки, нужно чаще обращаться к народным обычаям и традициям, изучать их.
Ведь, не зная прошлого, не имеешь будущего!
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Историческая справка
В проекте предоставлена информация о богах, которых в тот или иной момент своей истории славили наши великие пращуры. И оговорка про моменты истории совсем не случайна. На основе летописей и археологических данных ученые давно уже сделали вывод о том, что в разное время и на разных административно-территориальных участках Древней Руси пантеоны Ясуней (светлых богов) и Дасуней (темных богов) значительно разнились. События внешнеполитические, равно как и деяния внутрегосударственного характера, неизменно являлись поводом для переосмысления того или иного аспекта реальности. При этом, безусловно, фундаментальные постулаты сохранялись в неприкосновенности на протяжении сотен тысяч лет. То есть Род всегда был единым верховным богом (лишь иногда уступая Перуну, да и то в определенном контексте и на определенное время), а Лада всегда была его аспектом, воплощающим в себе пробуждающуюся жизненную энергию, любовь и верность.
Литературных древнеславянских памятников не осталось. Основные источники сведений — это средневековые хроники, произведения христиан против язычества, летописи, произведения византийских авторов, географические описания средневековых арабских и европейских авторов. Археологические данные, фольклор, этнографические и языковедческие исследования также дают богатый материал для реконструкции религиозных представлений древних славян.
В мифологии и верованиях древних славян важное место занимает культ природы. Даже название этих племен выводят из слова солнце, их называли солнцепоклонниками. Разные племена бога Солнца называли по-своему — Дажьбог, Ярило, Купало, Коляда, Троян и другие [5].
Целый ряд персонажей древнеславянской религии имел явно индоевропейские истоки. Например, высшие боги праславянского пантеона, имена которых достоверно известны — Перун и Велес. Перун — бог грома и молнии, подобный индийскому Индры, греческому Зевса, германскому Тора. Образ этого бога олицетворяет военную и хозяйственную, природную функции. С ним связанный так называемый грозовой миф, популярный у славян и немало элементов, которого указывает на его связь с индоевропейской традицией. Ядро этого мифа — поединок Перуна со своим врагом. Перун раскалывает камень, расщепляет дерево, мечет стрелы. Его победа завершается дождем, который приносит плодородие.
К высшим богам праславянского пантеона относятся бог неба Сварог, Дажьбог — бог, связанный с солнцем, а также Ярило, Яровит. А к низшему уровню принадлежали божества, связанные с хозяйственными циклами, сезонными обрядами, а также боги, которые олицетворяли целостность небольших замкнутых коллективов: Род, Щур. Щур (Цур) был главной фигурой древнеславянского культа предков. Это мифологический прародитель и покровитель рода, его функция — всюду невидимо оберегать людей. Обожествляли абстрактные понятия, например Доля, Лихо, Правда, Кривда.
Как мировое дерево у древних славян выступали вирий, райское дерево, береза, явор, дуб, сосна, рябина, яблоня. К трем частям мирового дерева приурочены разные птицы и животные. К ветвям и верхушки — птицы (сокол, соловей, птицы мифологического характера), а также Див, мифологический персонаж, солнце и месяц. К стволу — пчелы, к корням — змеи, бобры. Все дерево в целом может сопоставляться с человеком, особенно с женщиной.
Религиозную обрядность древних славян пронизывала магия. Волхвы, волшебники, вещуны, знахари, гадалки и т.п. — это были особы, которые занимались магией. Древнейшие летописные сведения про волшебников относится к 912 году. В ней рассказывается про то, как киевскому князю Олегу была предсказана смерть от его коня.
Очень распространенной была магия в быту. Магические заклинания провозглашались на току или в риге, чтобы счастливо решить судьбу урожая, благосостояние семьи. Наши предки, восточные славяне, пекли и ели на масленицу блины, которые своей круглой формой символизировали солнце, что должно было магически содействовать скорому приходу весны. С магическими обрядами часто было связано и первоначальное искусство. Существовали своеобразные культовые помещения, или святилища, рукотворные и природные, где осуществлялись магические обряды. Одним из таких природных святилищ была Каменная Могила (вблизи современного Мелитополя).
Славянская мифология — совокупность мифологических представлений древних славян времени их единства (до кон. І тыс. н.э.). По мере расселения славян с праславянской территории (между Вислой и Днепром, прежде всего из области Карпат) по Центральной и Восточной Европе от Эльбы (Лабы) до Днепра и от южных берегов Балтийского моря до севера Балканского полуострова происходила дифференциация славянской мифологии обособление локальных вариантов, долго сохранявших основные характеристики общеславянской мифологии (рис. 1).
Рис. 1. Основные славянские племена и места их расселения
Главный источник сведений по раннеславянской мифологии — средневековые хроники, анналы, написанные посторонними наблюдателями на немецком или латинском языках (мифология балтийских славян) и славянскими авторами (мифология польских и чешских племен), поучения против язычества («Слова») и летописи (мифология восточных славян). Ценные сведения содержатся в сочинениях византийских писателей (начиная с Прокопия, 6 в.) и географических описаниях средневековых арабских и европейских авторов. Обширный материал по славянской мифологии дают позднейшие фольклорные и этнографические собрания, а также языковые данные (отдельные мотивы, мифологические персонажи и предметы). Все эти данные относятся в основном к эпохам, следовавшим за праславянской, и содержат лишь отдельные фрагменты общеславянской мифологии. Хронологически совпадают с праславянским периодом данные археологии по ритуалам, святилищам (храмы балтийских славян в Арконе, Перынь под Новгородом и др.), отдельные изображения (Збручский идол и др.)