Контрольная работа на тему Виды и порядок использования объектов смежных прав
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………… 3
ГЛАВА
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СМЕЖНЫХ ПРАВ…………………… 5
1.1.
Объекты смежных прав…………………………………………………………………. 5
1.2.
Способы передачи смежных прав………………………………………………….. 8
ГЛАВА
2. ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ СМЕЖНЫХ ПРАВ………………………………. 10
2.1.
Право на исполнение…………………………………………………………………… 10
2.2.
Право на фонограмму…………………………………………………………………. 12
2.3.
Права организаций эфирного и кабельного вещания…………………….. 16
2.4.
Право на базу данных…………………………………………………………………. 17
2.5.
Право публикатора…………………………………………………………………….. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………. 22
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………… 24
Введение:
Смежные права представляют собой особую категорию интеллектуальных
прав. Они называются смежными, поскольку определенным образом связаны с авторскими правами, но
предоставляют меньше возможностей, чем авторские права. Они могут возникать на
произведение, исполнение, сообщение программ, базу данных и др. Объекты смежных
прав подробным образом определены в Гражданском кодексе Российской Федерации[1] (ГК РФ).
Также и определены виды смежных прав, распространяемые на эти объекты.
Особенность смежных прав в том, что они могут осуществляться в отношении одного
и того же объекта наряду с авторским правом. Но при этом субъекты смежных прав обладают собственными
правами на этот объект, которые также не должны нарушаться. Например, в
отношении музыкального произведения существует право его автора, право
исполнителя и право собственника фонограммы.
И все эти права должны соблюдаться в порядке, установленном ГК РФ.
Актуальность исследования смежных прав заключается в том, что они
представляют собой важную разновидность интеллектуальных прав, они позволяют
определенным образом использовать объект интеллектуальной собственности.
Изучение видов смежных прав позволяет определить, на какого рода объекты они
распространяются и какие возможности
предоставляет закон по использованию этих объектов.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере
смежных прав.
Предмет исследования — виды и порядок использования объектов
смежных прав.
Цель исследования — определить понятие и виды смежных прав и субъектов смежных прав согласно ГК РФ.
Для достижения указанной цели должны быть выполнены следующие
задачи: дать общую характеристику смежных прав, проанализировать отдельные виды смежных прав и порядок их
использования. [1] СЗ РФ,2006, N 52 (1 ч.), ст. 5496.
Заключение:
Рассмотрев особенности правового регулирования смежных прав, можно
прийти к следующим выводам.
1. Смежные права являются разновидностью
интеллектуальных прав на объекты, созданные творческим трудом. Особенность
смежных прав в том, что они возникают у лиц, которые не осуществляли творческий процесс создания
произведения (кроме исполнителя, в деятельности которого присутствует элемент
творчества). Деятельность субъектов смежных прав направлена в основном на
обеспечение распространения произведения и его публичного воспроизводства. Так,
исполнитель исполняет музыкальное произведение (без исполнения оно так и
остается текстом и музыкой), производитель фонограммы записывает музыкальное
произведение, организации эфирного и кабельного вещания сообщают произведение в эфир, публикатор публикует
литературное произведение и т д. Эти действия приводят к тому, что указанные
субъекты становятся обладателями смежных прав. Они обладают правом на имя, то
есть правом указывать свое имя или наименование на экземпляре произведения. А
также исключительным правом, которое включает право использовать произведение
всеми установленными законом способами, в том числе воспроизводить,
распространять, осуществлять публичное исполнение и публичный показ и др.
2. Смежные права должны осуществляться с учетом
авторских прав на произведение, поскольку исключительное авторское право также
включает возможность использовать произведение всеми установленными законом
способами. Смежные права могут передаваться по договорам в полном объеме или в объеме, установленном
договором. В установленных законом случаях смежные права передаются также по
наследству. Защита смежных прав предусматривает возможность требовать
возмещения убытков от лиц, допустивших нарушения и чаще всего право на защиту
реализуется в судебном порядке. Смежные права имеют свой срок действия в
зависимости от разновидности права, в
частности право исполнителя — в течение жизни исполнителя смерти, право
изготовителя фонограммы — 50 лет после обнародования фонограммы и т д. Таким
образом, смежные права предоставляются определенной категории субъектов в целях
защиты их деятельности по обнародованию, доведению до всеобщего сведения объектов интеллектуальных прав.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА СМЕЖНЫХ ПРАВ 1.1. Объекты смежных прав Правовое регулирование смежных прав осуществляется частью четвертой
ГК РФ. Смежные права тесно связаны с авторскими правами, поскольку предполагают
определенную связь субъектов смежных прав с литературным, музыкальным или иным
произведением, охраняемым авторским правом. В соответствии с ч. 1 ст. 1303 ГК
РФ интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности
(исполнения), на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио- и
телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), на содержание
баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые
обнародованные после их перехода в общественное достояние, являются смежными с
авторскими правами (смежными правами). «Смежные права (neighboring rights,
droit voisins) — разновидность интеллектуальных прав, включающих исключительные
права и личные неимущественные права (ст. 1226 ГК). Эти права близки к
авторскому праву (отсюда и название) и производны от него, однако полностью не
совпадают с ним. Возникают они в результате проявления определенных творческих
усилий, однако элемент творчества в данном случае является недостаточным для
того, чтобы говорить о наличии авторского права»[1].
Необходимость правовой охраны объектов смежных прав обусловлена в
первую очередь развитием технических возможностей воспроизведения и
распространения произведений науки, литературы, искусства, позволяющих
коммерчески эксплуатировать исполнение произведений, фонограммы музыкальных
записей и т.д.
Смежные права отличаются от авторских,
поскольку они не предполагают создания нового творческого продукта, но они являются результатом определенной деятельности,
направленной на распространение объекта авторского права. «В ряде случаев
довести произведение или иной подобный объект до тех, кому он предназначен,
сложно или вообще невозможно без участия третьих лиц. Так, песню должен кто-то
исполнить, а кто-то — записать и растиражировать, телепередачу — передать в
эфир или по кабелю, собранные материалы — занести в базу данных, обнаруженную
рукопись давно умершего автора — обнародовать. Такие лица не создают нового
произведения, более того, их деятельность может быть абсолютно не творческой,
однако в результате этой деятельности обычно получается новый продукт, в основе
которого — созданный кем-то исходный объект»[2].
Смежные права различаются в зависимости от их объекта. Объектами
смежных прав являются:
1) исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки
режиссеров — постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения
выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью
технических средств;
2) фонограммы, то есть любые исключительно звуковые записи
исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи,
включенной в аудиовизуальное произведение;
3) сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в
том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания
либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией;
4) базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения
и повторного использования составляющих их содержание материалов;
5) произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после
их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких
произведений.
«Принцип автоматической охраны распространяется на объекты смежных
прав, если выполнены следующие условия охраноспособности:
— объективность существования объекта;
— правомерность использования иных охраняемых объектов.
Эти условия охраноспособности объектов смежных прав повторяют
условия охраноспособности объектов авторского права, за исключением условия
творческого характера, поскольку большинство объектов смежных прав не считаются
результатом творческого труда, за исключением исполнений. Однако и для
исполнений это условие никак не влияет на охраноспособность, поскольку любое
свое действо любой исполнитель считает творчеством»[3].
Субъектами
смежных прав являются лица обладающие правами на соответствующий объект, то
есть исполнение, фонограмму, сообщения, базы данных и т д. Важным является
нововведение в ГК РФ ч. 3 ст. 1303, согласно которому смежные права
осуществляются с соблюдением авторских прав на произведения науки, литературы и
искусства, использованные при создании объектов смежных прав. Смежные права
признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав на такие
произведения. «В отличие от объектов
авторских прав не каждый объект смежных прав включает в себя творческий
элемент. Творческий характер присущ в определенной мере исполнительской
деятельности артистов, режиссеров, постановщиков. Исполнения и постановки можно
признать в большинстве случаев [1] Гришаев С.П. Эволюция законодательства об
объектах гражданских прав // СПС КонсультантПлюс. 2016. [2] Комментарий к Гражданскому кодексу
Российской Федерации (учебно-практический). Части первая, вторая, третья,
четвертая (постатейный) / С.С. Алексеев, А.С. Васильев, В.В. Голофаев и др.;
под ред. С.А. Степанова. 2-е изд., перераб. и доп. М.2016. С. 1257. [3] Судариков С.А. Право интеллектуальной
собственности: учебник. М.2017. С. 102.