Контрольная работа на тему В отечественной историографии высказываются мнения о сословно-представительной природе Земского Собора (С.Г. Горяйнов, И.А. Исаев). Однако М.С. Шумилов считает, что, по всей видимости, Земские Соборы в ХVI в. не были ни народными, ни совещательными органами при царе. Они не вмешивались в государственное управление, не выполняли даже совещательных функций. Что вы знаете о деятельности Земских Соборов? Являлись ли они сословно-представительными органами?
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
Изложение основного материала. 4
Заключение. 17
Список литературы.. 18
Введение:
Земский собор в России с
середины 16 до конца 17 века представлял собой собрание представителей
различных слоев населения Московского государства для обсуждения политических,
экономических и административных вопросов.
Земский собор существовал
в условиях представительной монархии владений. В последней земской управе
принято считать состоявшееся в 1683 — 1684 гг. Собрание по вопросу о «вечном
мире» с Польшей [1].
Вопрос о Земских Соборах
XVI — XVII веков. был одним из самых популярных вопросов в дворянско-буржуазной
историографии. Интерес к этой проблеме, помимо чисто научного содержания, был
во многом обусловлен тем, что дворянско-буржуазные историки часто искали в
земских советах прообраз представительных учреждений, введение которых, как им
казалось, , должно стать условием дальнейшего развития государственного строя
России в 19-20 ст.
Обращение к прошлому
государственных институтов, так сказать, показало лидерство русского
самодержавия, превратив его в буржуазную монархию без потрясений и
революционных потрясений. Неслучайно внимание к Земским соборам усилилось в
периоды первой и второй революционных ситуаций и во время революции 1905–1907
годов.
Согласно книге С. М.
Соловьева «История Руси с древности», систематизирован материал, касающийся
Земских соборов, и представлена их современная история. В.К. Никольский
высказал ряд интересных соображений о Земских Соборах. Как бы обобщая итоги
изучения этого института в дореволюционной историографии, он подчеркивал его
сложность и разнообразие конкретных форм проявления.
Начало ряду новых
исследований в этой области положила статья М.Н. Тихомирова. Автор прежде всего
сформулировал свою позицию перед лицом этих разногласий по вопросу о Земских
Соборах, появившихся в дореволюционной литературе. Он подчеркнул, что ему ближе
подход к теме В. Н. Латкина (русский собор — представительный орган европейского
типа), чем к В. О. Ключевскому (русский собор — «политически невежественный»).
Отмечая, что «вопрос о земских советах в условиях бесправной самодержавной
России XIX века — вопрос не только исторический, но и политический», Тихомиров
счел своевременным и актуальным вернуться к изучению соборов как
представительный класс-институт. Автор переработал данные по всем известным
соборам XVII века, показав условия и последствия его созыва [5].
Исследователей до сих пор
интересует история Земских соборов. Соборы оставили множество юридических
памятников (кодексов, законов и др.), представляющих большой исторический
интерес.
Заключение:
Земские соборы XVI и XVII
веков, несомненно, сыграли важную роль в истории развития Российского
государства (в политической и общественной жизни), так как были одним из первых
представительных институтов России. Многие из них оставили ряд юридических
памятников (например, Соборный уложение 1649 г., «Стоглав» и ряд других),
представляющих большой интерес для историков.
Таким образом, роль
Земского Собора 1648–1649. в развитии самодержавия имеет такое же значение, как
и собор 1549 года. Последний находится на начальной стадии, первая знаменует
собой завершение форм централизации. В зависимости от участия земских управ в
избрании царя производится оценка законности занятия ими престола. Во время
народных восстаний Земский собор был одним из высших органов государства (имел
как законодательные, так и исполнительные прерогативы).
Цари избирались на
соборах: в 1584 году — Федор Иоаннович, в 1598 году — Борис Годунов, в 1613
году — Михаил Романов и др.
В работах по истории
развития земских управ в 16-17 веках принимали участие и участвовали многие
ученые-историки, это довольно интересная тема. На эту тему написано много
статей и монографий; В трудах таких известных историков, как В.О. Ключевский,
Соловьев, соборы 16-17 веков также занимают важное место.
Данная работа помогла мне
многое узнать об истории земских управ и их роли в развитии государства,
помогла мне понять структуру земских управ и их характеристики. Так как в
истории школы этой теме уделялось не так много времени, а соборы упоминались
только «делом», мне было полезно поработать над ней самому.
Фрагмент текста работы:
Изложение основного материала
Земские соборы —
центральное представительное учреждение владений Руси середины 16-17 века. Появление
земских управ является показателем объединения русских земель в одно
государство, ослабления боярской княжеской аристократии, роста политического
значения дворянства и отчасти сословных начальств посадов. Первые земские
соборы были созваны в середине XVI века, в годы обострения классовой борьбы,
особенно в городах. Народные восстания вынудили феодалов сплотиться в политику,
укрепить государственную власть, экономические и политические позиции правящего
класса. Не все земские советы были должным образом организованными
представительными собраниями наследования. Многие из них были вызваны настолько
срочно, что о выборе представителей с мест для участия не могло быть и речи. В
таких случаях, помимо «освященного собора» (высшего духовенства), боярской думы,
столичных чиновников, торговцев и промышленников, к ним обращались от имени
уездных чиновников, бывших в Москве по другим вопросам. Законодательных актов,
определяющих порядок избрания представителей в советы, не существовало, хотя
предполагалось, что они должны существовать.
Земский собор включал в
себя царя, думского боярина, освященного собора в целом, представителей знати,
верхов горожан (купцов, крупных купцов), то есть кандидатов в три государства.
Земский собор как представительный орган был двухпалатным. В горнице находились
Царь, Боярская Дума и освященный собор; они не были избраны, но участвовали в
соответствии со своей позицией. Были избраны члены нижней палаты. Процедура
выборов в Совет была следующей. Из приказа о увольнении воеводы получили
избирательное постановление, которое зачитывали горожанам и крестьянам. После
этого были составлены списки избирателей, хотя количество представителей не
регистрировалось. Избиратели отдавали приказы своим избранным должностным
лицам. Однако выборы не всегда происходили. Были случаи, когда при срочном
созыве совета представителей приглашал царь или местные чиновники. В Земском
соборе важную роль играли дворяне (основной класс обслуживания, база царской
армии), и в частности купечество, поскольку решение денежных проблем зависело
от их участия в этом государственном органе по обеспечению средств. для нужд
государства, в основном оборонных и военных. Таким образом, в Земском соборе
проявилась политика компромисса между разными слоями правящего класса.
Регулярность и
продолжительность заседаний Земских соборов заранее не оговаривались и зависели
от обстоятельств, важности и содержания обсуждаемых вопросов, в ряде случаев
Земские соборы действовали непрерывно. Они решали основные проблемы внешней и
внутренней политики, законодательства, финансов, государственного
строительства. Вопросы обсуждались по очереди (палатами), каждое государство
представляло свое письменное мнение, затем, по их обобщению, составлялся
соборный вердикт, принятый всем составом Совета. Таким образом, государственные
органы должны определить взгляды различных классов и групп населения. Но в
целом Совет действовал в тесной связи с царской властью и Думой. Соборы
собирались на Красной площади, в Патриарших палатах или Успенском соборе Кремля,
а затем в Золотой палате или Столовом.
Надо сказать, что
основная часть населения — порабощенное крестьянство — не входила в земские
советы как феодальные учреждения. Историки предполагают, что только однажды, на
соборе 1613 года, могло быть небольшое количество посеянных чернокожими
крестьян.
Помимо названия «Земский
собор», это представительное учреждение в государстве Москва, есть еще
несколько названий: «Совет всей земли», «Собор», «Общий совет», «Большая
земская дума».
Идея соборности начала
развиваться в середине 16 века. Первый Земский собор был созван в Россию в 1549
году и вошел в историю как Собор примирения. Поводом для его созыва послужило
восстание московских горожан в 1547 г. Напуганные этим событием царь и феодалы
привлекли к участию в этом мероприятии как бояр, так и дворян, но и представителей
других слоев населения, создавали видимость привлечения не только господ, но и
третьего сословия, в результате чего недовольные несколько успокоились.
На основе имеющихся
документов историки считают, что Земских соборов произошло около 50.
Наиболее сложную и
представительную структуру имели Стоглавый собор 1551 и Собор 1566 годов.
В начале 17 века, в годы
массовых народных движений и польско-шведской интервенции, был созван «Совет
всей земли», продолжением которого стал Земский собор 1613 года, избравший
первых Романовых, Михаил Федорович (1613-45), на престол. Во время его правления
земские советы функционировали почти непрерывно и много сделали для укрепления
государства и царской власти. После возвращения Патриарха Филарета из плена
собираться стали реже. Тогда советы созывались в основном в тех случаях, когда
государству угрожала опасность войны и когда возникал вопрос о сборе средств
или возникали другие вопросы внутренней политики. Таким образом, собор решил в
1642 году вопрос о передаче Азова туркам, захваченным казаками Дона в 1648-1649
годах. после московского восстания был созван собор для разработки уложения,
собор 1650 г. был посвящен вопросу о псковском