Контрольная работа на тему «В чем заключаются трудности (проблемы) социально-педагогического сопровождения инвалидов в современной России
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I СОЦИАЛЬНОЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНВАЛИДОВ 4
ГЛАВА II ТРУДНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНВАЛИДОВ 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 15
Введение:
Процесс гуманизации отношения общества к инвалидам и растущая интеграция во все сферы общественной жизни побуждает искать новые наиболее эффективные формы социальной помощи этой категории населения России. Социальная помощь является неотъемлемой частью государственной системы социального обеспечения наиболее уязвимых групп населения.
Социальная помощь — это комплекс гуманитарных услуг для представителей из экономически незастрахованных, социально слабых, психологически уязвимых и групп населения, стремящихся улучшить свою способность к социальному функционированию.
В системе социальной помощи на нынешнем этапе развития российского общества возрастает роль социально-педагогической деятельности для поддержки людей с ограниченными возможностями — людей с ограниченными возможностями и инвалидностью.
Цель работы – определить трудности, которые встречаются в процессе социально – педагогического сопровождения инвалидов в условиях Российской Федерации на современном этапе.
Для достижения поставленной цели нужно решить ряд задач.
1)Рассмотреть понятия социального и педагогического сопровождения.
2)Выявить и охарактеризовать трудности этой деятельности в России в наши дни.
Актуальность темы работы заключается в том, что число инвалидов в нашей стране увеличивается. В основном это происходит за счет большой массы инвалидов детства, которых потом нужно интегрировать в общество.
Заключение:
Педагогическое сопровождение ориентировано, прежде всего, на создание условий для успешного освоения воспитанником избранного воспитательно-образовательного маршрута, социальное – на решение вопросов бытового и правового порядка, психологическое – на преодоление или профилактику последствий психических травм, реальных или потенциальных.
Социально-педагогическое сопровождение предусматривает создание условий для профилактики возможных трудностей в процессе социализации сопровождаемого на основе его личностных ресурсов и личностной идентичности.
При этом виде сопровождения акцентируется субъектность сопровождаемого, за которым признается потенциал личностного и социального развития, упор делается на превентивные меры и переориентацию негативных переживаний на позитивные при восприятии собственного «Я» в содержании индивидуального маршрута сопровождаемого.
Таким образом, социально-педагогического сопровождение имеет определенную специфику и призвано решать ряд определенных задач, в результате решения которых инвалид овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовать их в условиях семьи и общества.
Социально-педагогическое сопровождение охватывает все перечисленные проблемные поля, интегрирует педагогическую, психологическую и социальную работу и, таким образом, является ярким примером реализации комплексного подхода к организации системы сопровождения.
Существует наличие таких проблем, как:
— отсутствие регламентации нормативно-правовыми документами организации социально-педагогического сопровождения обучающихся с инвалидностью в процессе их обучения в образовательных учреждениях;
— финансовое обеспечение реализации социально-педагогического сопровождения в различных типах образовательных учреждений;
— новые подходы к проведению методической работы с педагогами и сотрудниками профессиональных образовательных учреждениях по вопросам организации обучения и участия в сопровождении;
— современные адаптированные программы и планы для профессиональной подготовки в рамках ФГОС и с учетом профессиональных стандартов.
Анализ деятельности специальных учреждений для детей-инвалидов позволил сделать вывод о недостаточной разработанности технологий социальной адаптации в работе с этими детьми в процессе их социализации. Наиболее сильно этому процессу способствует педагогическое сопровождение, которое построено на принципах рекомендательного характера, принципе непрерывности, мультидисциплинированности, автономности сопровождения и предполагает последовательности следующих этапов: диагностического, поискового, договорного, деятельностного, рефлексивного.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I СОЦИАЛЬНОЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНВАЛИДОВ
В современных социально-экономических условиях общество оказывается в ситуации, характеризующейся резким снижением уровня жизни, социальным неравенством, распадом системы ценностей, деградацией традиционных институтов, ответственных за ее полное функционирование.
В таких обстоятельствах возникает необходимость в новых взглядах на компенсационные функции, потерянные ими. В системе интересов для создания личности такая компенсационная функция выполняет психотехническое сопровождение.
Психо-педагогическое сопровождение представляет собой актуальную проблему в области теории и методологии образования, основной характеристикой которой является система взаимодействия компаньона и сопровождения в определенном процессе оказания помощи и поддержки личности.
Общие универсальные функции деятельности компаньона включают в себя: формирующий, адаптивный, рефлексивный, информативно-коммуникативный, диагностический. Система функций психотехнического сопровождения адекватна социально-экономическим условиям развития переходного общества и способствует формированию навыков адаптации личности.
Психо-педагогическое сопровождение способствует не только эффективности решения жизненных трудностей и проблем, связанных с обучением и образованием в процессе образования и обучения любого человека, но также обеспечивает адаптацию людей с ограниченными возможностями в различных аспектах жизни, потому что люди с ограниченными возможностями (инвалиды) особенно нуждаются в конкретных психотехнических средствах массовых информациях не только в медицинской, но и социальной реабилитации.
Проблема реабилитации людей с ограниченными возможностями обусловлена постоянным ростом числа в России и мире, что представляет собой глобальный социальный процесс, своего рода компенсацию обществу за технократический путь развития цивилизации.
Оптимальный путь для решения проблемы инвалидности — это направление, основанное на социальной реабилитации. В рамках социальной модели реабилитация людей с ограниченными возможностями считается не только восстановлением здоровья, но и восстановлением рабочих и социальных способностей человека.
Основной задачей реабилитации является интеграция социальной и психологически-педагогической реабилитации с целью повышения реабилитационной способности и улучшения качества жизни людей с ограниченными возможностями.
В этом смысле существует необходимость в выявлении социально-психологических и социально-педагогических механизмов реабилитации инвалидности.
Основными этапами социально-педагогического сопровождения являются:
1-й этап ‒ организация и проведение диагностики (психологической, педагогической) и анкетирования студентов, имеющих ограниченные возможности, для выработки рекомендаций с целью улучшения результатов учебной и воспитательной деятельности.
Полученные сведения по анкетированию позволяют собрать информацию по ряду вопросов, связанных с обучением, проживанием и социальным окружением.
2-й этап – анализ полученной информации. На основе анализа определяется, какое количество студентов нуждается в получении психолого-педагогической поддержки, социальной помощи.
3-й этап – выработка рекомендаций. На данном этапе специалистами разрабатываются информационные справки о студентах-инвалидах, обучающихся в учреждении; рекомендации по организации индивидуального процесса и технологии обучения студента; для студентов составляются режимы дня с учетом их особенностей, образовательных потребностей.
4-й этап – психолого-педагогическое консультирование. Проводится со всеми участниками сопровождения и предполагает психолого-педагогическое и методическое обеспечение работы.
5-й этап – деятельностный. Реализация выработанных решений по устранению существующих у студента с ОВЗ социально-психологических проблем и плана помощи в процессе обучения.
6-й этап – анализ деятельности по сопровождению.
Эскорт — это комплексный метод, основанный на единстве четырех функций:
диагностика существа, образовавшимися проблемами;
информация о способах решения проблем;
консультации на этапе принятия и составления плана решения проблем;
первичная помощь в реализации плана решения.
Педагогическое сопровождение (поддержка, помощь, обеспечение и защита) необходимо для субъекта для успешной социальной адаптации и выбора оптимальных решений в различных ситуациях, которые включают личное, жизненное и профессиональное самоопределение.
Главной целью педагогического сопровождения является организация взаимосвязанной деятельности профессионалов на основе интеграции образовательного потенциала образовательных и образовательных учреждений и социальной среды.
Социальное сопровождение осуществляется с учетом того, что личность является членом сообщества, в отношении которого педагогическое сопровождение для подростка, чтобы успешно адаптироваться к условиям современного общества, активно участвует в его жизни.
Содержание:
Введение 3
1. Исследование поддержки инвалидов в области законодательства 6
2. Правовое регулирование общественных отношений при работе с инвалидами 9
3. Особенности и приемы работы с инвалидами в решении их проблем 11
Заключение 15
Список использованных источников 17
Введение:
Актуальность темы обусловлена, прежде всего, тем, что инвалидность все отчетливее становится проблемой не только одного человека, а всего общества в целом. По статистическим данным в Российской Федерации официально признанным считается каждый пятнадцатый человек.
В последние годы большой внимание уделяется вопросам социальной защиты и поддержки инвалидов. Закон об инвалидах в РФ определяет понятие социальной поддержки инвалидов, как систему мер, которая обеспечивает социальные гарантии инвалидам, за исключением пенсионного обеспечения.
Составными частями социальной поддержки инвалидов является предоставление им льгот в денежной и натуральной форм, социальное обслуживание, создание условия для полноценного участия в жизни общества.
Статистика инвалидов в мире составляет 23% от всего населения планеты. Это примерно более 1 млрд. людей. По данным ВОЗ каждый год число инвалидов увеличивается. Причины роста количества людей с ограниченными возможностями:
увеличение численности населения планеты;
значительный прогресс в медицине;
увеличение продолжительности жизни людей.
В странах, где люди живут 70 лет и более, многие люди в пожилом возрасте становятся недееспособными. Среди детей, молодежи и людей среднего возраста 80% инвалидов проживает в развивающихся странах, где у населения низкий уровень жизни и доходов.
Предоставление мер социальной поддержки в той или иной мере помогает инвалидам адаптироваться в обществе, дает право на льготы и компенсации, социальные услуги, помогает получить образование, работу, вести активный образ жизни.
Конвенция о правах инвалидов стала первым обязательным для ратифицировавших ее стран международным актом в области прав человека, который для решения проблем инвалидов реализует подход, основанный на правах человека, и является всеобъемлющим международно-правовым документом, направленным на защиту прав лиц с различными видами физических, умственных и сенсорных расстройств.
Цель работы – характеристика трудностей (проблем) социально-педагогического сопровождения инвалидов в современной России.
Одна из глобальных социальных проблем Российского государства, как и всех без исключения государств – это обеспечение прав инвалидов.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи исследования:
1. Охарактеризовать основные направления поддержки инвалидов как направления социальной работы.
2. Ознакомиться с формами и методами социальной поддержки.
3.Исследовать проблемы и потребности людей с ограниченными возможностями
В работе использованы такие методы познания, как сравнение и обобщение, анализ и синтез, определение общего и частного.
Методологической основой исследования социальной работы с инвалидами в решении их проблем являются системный и личностный подходы.
Системный подход в исследовании применяется к анализу объектов, имеющих множество взаимосвязанных элементов, объединенных общностью функций и цели, единством управления и функционирования. В настоящем исследовании системный подход предполагает рассматривать все компоненты социальной работы с инвалидами в решении проблем жизнедеятельности, основываясь на единстве закономерных связей, опираться на общую теорию управления сложными динамическими системами.
Таким образом, системный подход позволит выявить компоненты и системообразующие связи процесса социальной работы с инвалидами, выработать единые методологические основания для изучения социальной работы с инвалидами, выявить специфику взаимосвязи социальной работы с инвалидами с общесистемными закономерностями, свойственными социальной работе в целом, определить основные факторы, влияющие на функционирование этой системы.
Личностный подход предполагает отношение к инвалиду как к личности, как к самосознательному субъекту собственного развития и как к субъекту воздействия посредством социальной работы. Основанием для использования личностного подхода послужила ориентация исследования на изменение основного принципа социальной работы с инвалидами – человек с ограниченными возможностями должен быть не просто объектом помощи, а полноправным участником процесса помощи.
Структура работы обусловлена поставленными целями и состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы
Заключение:
Для реализации идеи активизации среды можно использовать занятость трудом, любительские занятия, общественно- полезную деятельность, спортивные мероприятия, организацию содержательно- развлекательного досуга, обучение профессиям. Такой перечень мероприятий вне должен осуществляться только лишь социальным работником. Важно, чтобы весь персонал был ориентирован на изменение стиля работы учреждения, в котором находятся молодые инвалиды. В связи с этим, социальному работнику необходимо владение методами и приемами работы с лицами, обслуживающими инвалидов в домах- интернатов. С учетом таких задач, социальный работник должен знать функциональные обязанности медицинского и вспомогательного персонала. Он должен уметь выявить общее, сходное в их деятельности и использовать это для создания терапевтической среды.
Для создания положительной терапевтической среды социальному работнику необходимы знания не только психолого- педагогического плана. Нередко приходится решать вопросы и юридические ( гражданского права, трудового регулирования, имущественные и др.). Решение или содействие в решении этих вопросов будет способствовать социальной адаптации, нормализации взаимоотношений молодых инвалидов, а, возможно, и их социальной интеграции.
При работе с молодыми инвалидами важно выявление лидеров из контингента лиц с положительной социальной направленностью. Опосредованное влияние через них на группу способствует формированию общих целей, сплочению инвалидов в ходе деятельности, их полноценному общению.
Общение, как один из факторов социальной активности, реализуется в ходе трудовой занятости и проведения досуга. Длительное пребывание молодых инвалидов в своего рода социальном изоляторе, каким является дом- интернат, не способствует формированию навыков общения. Оно носит преимущественно ситуативный характер, отличается поверхностью, нестойкостью связей.
Степень социально- психологической адаптации молодых инвалидов в домах- интернатах в значительной мере определяется их отношением к своей болезни. Оно проявляется либо отрицанием болезни, либо рациональным отношением к заболеванию, либо “уходом в болезнь”. Этот последний вариант выражается в появлении отгороженности, подавленности, в постоянном самоанализе, в уходе от реальных событии и интересов. В этих случаях важна роль социального работника как психотерапевта, который использует различные методы отвлечения инвалида от пессимистической оценки своего будущего, переключает кого на обыденные интересы, ориентирует на положительную перспективу.
Недоминантный субъект общения — человек( клиент), постоянно чувствующий себя просителем, очень чувствительный к состоянию партнера- социального работника. Он излишне застенчив в своих просьбах, затрудняется их высказать. Важно помочь ему в общении: стимулировать, поддерживать, предоставлять ему инициативу и возможность выразить себя, изложить свои просьбы.
Мир инвалидов своеобразен. Здесь существуют свои критерии, свои оценки, свои законы. Помочь инвалиду — это прежде всего воспринять и понять его мир, мир человека нуждающегося во внимательном и сердечном отношении.
Фрагмент текста работы:
1. Исследование поддержки ин¬ва¬лидов в области законодательства
Инвалидность, как бы ее ни определять, известна в любом обществе, и каждое государство сообразно уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов.
В настоящее время в России в основе государственной политики в отношении инвалидов лежит медико-социальная модель инвалидности, что нашло свое отражение в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в РФ» и принятых в его развитие иных нормативно-правовых актах.
Государство предоставляет субъектам трудовых отношений также определенные права и предоставляет им необходимую свободу действий, а также устанавливает их правовые гарантии [4,с.42].
Кроме того, право имеет пределы, характеризуемые как его содержание, так и способ его осуществления.
Такой предел может быть разным по величине и жесткости, но он существует всегда и является важным свойством всякого права.
В течение последних 30 лет в мире сложились устойчивые тенденции и механизмы формирования такой политики, поддержки правительствами различных стран разработки подходов к решению проблем этой социальной группы и оказания помощи государственным и общественным институтам в определении и реализации политики, адресованной инвалидам.
Динамика роста инвалидности в России характеризуется следующими показателями: по возрастной структуре преобладают инвалиды пенсионного возраста, по нозологии — наиболее часто инвалидность сопряжена с болезнями системы кровообращения, по тяжести — преобладают инвалиды II группы.
Правовой механизм защиты прав и свобод лиц, с ограниченными физическими возможностями России как социального государства должен, прежде всего, гарантировать минимально возможное для общества содержание достойной жизни инвалидов, которые не могут самостоятельно обеспечить себя в соответствии с минимальным стандартом — Социальная защита — это особая деятельность, которая ориентирована, прежде всего, на отдельные категории граждан. Их статус характеризуется тем, что в силу своих физиологических способностей, климатических или особых условий работы, состояния здоровья, возраста и др. особенностей они в условиях жесткой рыночной экономики нуждаются в государственной поддержке..
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ред. от 7 мая 2013 г. № 104-ФЗ) инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты [5,с.42].
В свою очередь, понятие «ограничение жизнедеятельности « определяется как полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. Ребенком – инвалидом признается лицо в возрасте до 18 лет.
Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» (ред. от 4 сентября 2016 г. № 882) утверждены Правила признания лица инвалидом (далее Правила), которыми установлено, что признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации [6].
Как установлено п.5 Правил основаниями присвоения инвалидности являются:
а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.
В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет — категория «ребенок-инвалид».