Контрольная работа на тему Уголовная ответственность на железнодорожном транспорте
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСОБЕННОСТИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ 4
2. УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ХУЛИГАНСКИЕ ДЕЙСТВИЯ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТАНСПОРТЕ 8
3. ПРАКТИКА РАССМОТРЕНИЯ СУДАМИ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ, СВЯЗАННЫХ С ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 14
Введение:
Под железнодорожным транспортом следует понимать рельсовый транспорт, находящийся в ведении Министерства путей сообщения РФ, а также подъездные пути промышленных и других предприятий, узкоколейные железные дороги специального назначения, метрополитен. Шахтные, внутрицеховые (электровозы, вагонетки и т. п.) транспортные средства, выполняющие чисто производственные функции, связаны с технологическим процессом, не могут относиться к данному виду транспорта. Происшествия на них не связаны с нарушением правил безопасности движения или эксплуатации, они обусловлены игнорированием соответствующих правил производства определенных работ, техники безопасности или иных правил охраны труда. Действия виновных подлежат квалификации по ст. 143 УК и в соответствующих случаях — по статьям, предусматривающим ответственность за преступления против жизни и здоровья граждан, уничтожение или повреждение имущества .
Правила безопасности движения и эксплуатации транспорта в ведомственных нормативных актах сформулированы по-разному. Одни представляют собой категорические предписания, другие — категорические запреты. Их нарушение может повлечь уголовную ответственность по рассматриваемой статье. В некоторых нормативных актах наряду с предписаниями и запретами встречаются рекомендации. Они не являются обязательными, их нельзя считать правилами в общепринятом смысле, поэтому невыполнение этих рекомендаций не может образовать состав данного преступления.
Среди правил безопасности движения или эксплуатации транспорта одни имеют более общий характер, другие — более конкретный. Органы предварительного расследования и суды должны ссылаться на те и другие правила.
Деяние может образовать состав преступления только в том случае, если оно будет выражено в нарушении правил, установленных правовыми нормами. «Общие меры предосторожности» не относятся к таковым и их нарушение, вопреки некоторым имеющимся в юридической литературе рекомендациям, не может влечь ответственность по данной статье. По факту нарушения правил безопасности движения или эксплуатации транспорта органы следствия и суд не могут обосновать наличие преступления тем, что лицо «не приняло меры предосторожности», нарушило «основы хорошей морской практики» и т. д. По каждому делу должно быть точно установлено: а) какое правило нарушено и в чем конкретно выразилось нарушение; б) лежала ли на работнике транспорта обязанность выполнять эти правила.
Заключение:
Под безопасностью движения и эксплуатации железнодорожного транспорта понимается состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вред окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц.
Преступление (ст. 14 УК) – это виновно совершенное общественно-опасное деяние, запрещенное УК под угрозой наказания. Алкоголь и наркотическое опьянение не снимает ответственность. Уголовная ответственность наступает с 16 лет, а за особо тяжкие с 14 лет.
Транспортные преступления-направлены на безопасность движения поездов и эксплуатацию на ж. д. транспорте. УК ст.263 «нарушение правил эксплуатации», ст.266 – распространяется только на работников железнодорожного транспорта.
УК ст.267 «приведение в негодность транспортных средств и путей сообщения», ст.268 «нарушение правил, обеспечивающих работу транспорта» — на иные лица .
Преступления: нарушение правил охраны труда (ст143), кража (ст. 158), изготовление или сбыт поддельных денег и ценных бумаг (ст. 186), поддельная накладная и билеты (ст187), угон ж. д. ПС (ст. 211), бандитизм (ст. 214), нарушение правил перевозки опасных грузов (ст. 217), незаконная перевозка взрывчатых средств (ст. 222), порча земли, в т. ч. в полосе отвода (ст. 254 — экологические преступления).
Нарушения правил безопасности движения в поездной и маневровой работе на железных дорогах подразделяются на крушения поездов, аварии, особые случаи брака и случаи брака в работе.
К крушениям поездов, например, относятся столкновения пассажирских или грузовых поездов с другими поездами или подвижным составом, сходы подвижного состава в пассажирских или грузовых поездах на ᴨперегонах и станциях, в результате которых погибли или получили тяжкий вред здоровью люди либо повреждены локомотивы или вагоны до степени исключения их из инвентаря.
Обязательным признаком объективной стороны состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 263, является причинение по неосторожности в результате нарушения тех или иных правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств тяжкого вреда здоровью человека.
Фрагмент текста работы:
1. ОСОБЕННОСТИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
Российская Федерация в современных экономических условиях испытывает объективную потребность в высокоэффективном функционировании транспортной системы. Транспортный комплекс России выступает одним из стратегических сегментов национальной экономики, выполняя широкий круг задач социально-экономического, промышленного, оборонного характера.
Очевидно, что транспортная система является основной «артерией» в сложном государственном организме, в результате его функционирования становится возможным ежедневное перемещение огромных потоков людей и материальных ценностей. На протяжении последних лет в России наблюдается экономический рост многих отраслей производства, экспорта и импорта продукции и сырья, что способствует увеличению грузооборота. По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат), в 2015 г. он составил 5084 млрд. тонно-километров. Безусловно, как отмечают Котарев С.Н., Котарева О.В., безопасность является одним из основополагающих факторов полноценной жизнедеятельности индивида и государства, современный ритм людей, предполагающий постоянное передвижение и поездки, заставляет задуматься, в первую очередь, о личной безопасности .
Однако, не меньшую угрозу интересам личности, общества и государства несут преступления против собственности. Нередко грузы, перевозимые транспортом, становятся объектом преступного посягательства. Социальная напряженность в обществе, мировая политическая и финансовая нестабильность, невысокий уровень материального благосостояния значительной части населения, становятся причиной роста опасных деяний корыстной направленности, сопряженных с причинением имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием и использованием при этом различного рода ухищрений криминального характера .
В значительной мере эти негативные факторы проявляются в транспортных правоотношениях. Анализ обстановки в сфере преступных посягательств на грузы, перевозимые транспортом, в последние годы показывает стабильно высокий процент нераскрытых краж грузов. В общей структуре преступности на транспорте в 2015 году значительную часть составили кражи всех форм собственности –40%, в том числе кражи грузов –9%; кражи цветных металлов –3%; кражи в сфере пассажирских перевозок –2%.
Преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ, –24,4%; с незаконным оборотом оружия –5%. Грабежи составили 1% в структуре преступности; прочие преступления –2%.На протяжении длительного периода времени самыми распространенными преступлениями на транспорте в структуре хищений остаются кражи грузов. Так, согласно статистическим данным МВД России, в 2015 г. в территориальных органах МВД России на транспорте зарегистрировано 3971 краж грузов, из них нераскрыто 1106 краж –27,85%, в 2014 г. –4969 краж, из них не раскрыто 1446 краж -29,10%, в 2013 г. –5782 краж, из них нераскрыто 1739 краж –30,07%. Сумма убытков, понесенных всеми участниками перевозочного процесса, с учетом роста цены на товар постоянно возрастает .
Отличительной особенностью имущественных преступлений на транспорте, в том числе, таких как хищение грузов путем кражи и мошенничества является то, что ущерб, причиненный собственнику в результате обмана, злоупотребления доверием, превышение должностных полномочий и т.д., включает не только прямые убытки в виде реального ущерба (утрата имущества, полная или частичная потеря основных и оборотных производственных фондов, готовой продукции и т.д.), но и упущенную выгоду. Совокупные экономические изменения, направленные на сдвиг от тяжелой промышленности, где в основном транспортировались сырьевые материалы, к легкой и средней, увеличили объем поставок высокоценных товаров. Именно поэтому оперативная обстановка в сфере грузовых перевозок по-прежнему остается сложной. Так, до 60% от всех зарегистрированных преступлений на железнодорожном транспорте приходится на сферу грузовых перевозок . Имущественные преступления на объектах транспорта как правило заранее тщательно подготавливаются и отличаются высокой степенью латентности. Нередко участниками подобных преступлений выступают работники железнодорожного транспорта или лица, знающие технологический процесс перевозки грузов, а также представители коммерческих структур, занятых на железнодорожном транспорте.
Основную часть похищаемых грузов составляют товары народного потребления, нефтепродукты, металлы и другие сырьевые ресурсы, огромная доля которых приходится на экспортные грузы. Это, несомненно, наносит ущерб экономике государства и экономическим интересам российских компаний, в которых перевозочные процессы играют важнейшую роль. На фоне преступлений экономической направленности особо выделяется мошенничество, которое отличается от краж размерами причиненного ущерба и постоянным совершенствованием способов совершения данных преступлений. Мошеннические действия, объектами которых становятся железнодорожные грузы, имеют свою специфику, отличную от аналогичных преступлений, совершаемых в иных сферах. Преступные посягательства на железнодорожные грузы все больше носят групповой характер, нередко значительная их часть совершается самими же работниками железной дороги.
Возрастает количество хищений и иные преступлений совершаемых в процессе расчетов по обязательствам между участниками перевозочной деятельности. Их объединяет использование фиктивных товарно-транспортных документов с неверным указанием в них объема переданных или выполненных товаров, работ, услуг и их стоимости. Хищения, совершаемые в процессе продажи активов под видом неликвидного имущества. Как правило, имущество и товарно-материальные ценности реализуются по заниженным ценам с незаконным получением вознаграждения лицом, уполномоченным для совершения сделки. Хищения, совершаемые в процессе использования бюджетных средств. Имеют место злоупотребления руководителей отрасли различного уровня, связанные с хищениями и нецелевым использованием денежных средств, в том числе от сдачи в аренду федерального имущества и выделенных на модернизацию денежных средств .
Рассматривая преступность в сфере грузовых перевозок, нельзя обойти стороной и такие преступления, посягающие на собственность граждан, как грабеж и разбой, которые получили наибольшее распространение в 90-х гг. ХХ в. Как свидетельствует практика того времени, самыми распространенными способами совершения грабежей и разбоев являлись взлом запорных устройств и дверей вагонов, а также прорубливание крыш контейнеров. Подавляющее большинство (более 80%) преступлений данной категории совершались на перегонах станций жителями населенных пунктов (сел, поселков), расположенных вблизи железной дороги. Нередко такие случаи сопровождались применением насилия или угрозой его применения в отношении поездной бригады. Данные преступления совершались в группах.
Зачастую в совершаемых преступлениях принимали участие не только мужчины, но и женщины, нередко также несовершеннолетние. С учетом особенностей деятельности транспортной полиции линия противодействия грузовым преступлениям на объектах железнодорожного, воздушного и водного транспорта выделена как самостоятельное направление оперативно-служебной деятельности. Раскрытие преступлений в сфере грузовых перевозок, как правило, осложнено рядом факторов. Наиболее значимые из них: латентность, значительная протяженность следования грузов от отправителя к получателю, круглосуточный цикл работы транспорта. Для квалифицированного раскрытия хищений грузов, совершаемых на объектах транспорта, оперативникам транспортной полиции необходимо знать организацию технологического процесса грузовой и коммерческой работы объектов транспорта, конструктивные особенности различных объектов подвижного состава, правила перевозок, технологию операций по приему, отправлению и выдаче грузов, порядок охраны грузов и оформления перевозочных документов.
В условиях реально существующей и постоянно нарастающей угрозы совершения актов незаконного вмешательства, в том числе и террористических актов, в деятельности транспортного комплекса Российской Федерации обеспечение безопасности грузоперевозок является одной из важнейших задач государства. Неисполнение требований по обеспечению безопасности грузоперевозок может привести к общественно опасным последствиям, как экономического, так и политического характера.
Любое постороннее вмешательство в деятельность железнодорожного транспорта преследуется по закону и влечет за собой уголовную и административную ответственность.
Уголовная ответственность:
ст. 158 «Кража» — наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 10 лет с конфискацией имущества ;
ст. 213 «Хулиганство» — наказание в виде лишения свободы на срок от 2 до 7 лет;
ст. 214 «Вандализм» — наказание в виде лишения свободы на срок от 6 месяцев до 1 года;
ст. 267 «Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения» — наказание в виде лишения свободы сроком от 4 до 10 лет.
Административная ответственность:
ст. 11.1 «Действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте и метрополитене» влечет за собой наложение административного штрафа в размере от 3 до 5 тыс. рублей либо административный арест;
ст. 11.15 «Повреждение имущества на транспортных средствах общего пользования, грузовых вагонов или иного предназначенного для перевозки и хранения грузов на транспорте оборудования» — административный штраф в размере от 3 до 5 тыс. рублей.
2. УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ХУЛИГАНСКИЕ ДЕЙСТВИЯ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТАНСПОРТЕ
С каждым годом железнодорожная сеть развивается, увеличиваются пассажиропоток, объем перевозки грузов, увеличиваются скорости движения поездов. Объекты железнодорожного транспорта успешно интегрируются с другими видами транспорта, создаются транспортные пересадочные узлы. Все это накладывает обязанности на перевозчика и контролирующие органы по организации безопасного пребывания пассажиров на объектах транспорта.
Значительная часть сообщений о преступлениях, поступающих в следственное управление, связана с травмированием граждан на железной дороге, как не со смертельным исходом, так и со смертельным. При расследовании данных случаев следователями проделывается большая работа, связанная не только с фиксацией факта травмирования: восстанавливается вся картина происшествия, начиная с причин поведения пострадавшего на железной дороге, его пребывания, соответствия действий членов локомотивных бригад установленным правилам движения и эксплуатации транспорта. При травмировании несовершеннолетних изучаются их личности, условия воспитания, влияние взрослых, родителей, а также дается оценка эффективности проводимой профилактической работы. Отдельно следователем оцениваются состояние железнодорожной инфраструктуры, соответствие установленным требованиям, доступность пешеходных переходов, наличие информационных стендов, наличие световых и звуковых сигналов, объем пассажиропотока, скоростной режим и частота движения поездов, условия, ограничивающие видимость для локомотивной бригады и пешеходов, и другие важные детали. Одна из задач — принять меры по устранению причин травмирования граждан впредь.
Следователи фиксируют, что даже имеющиеся ограждения часто повреждаются, демонтируются самими же гражданами, игнорирующими предупреждающие и запрещающие знаки, возникают так называемые народные тропы в местах, не предназначенных для переходов. Это создает во многом причины травмирования .
К сожалению, невзирая на явную опасность нахождения на транспортной инфраструктуре, граждане привыкли действовать, руководствуясь только удобностью, экономя свое время.
Кроме того, фиксируется значительное количество травмирований, когда, экономя деньги, не желая платить за проезд, граждане проникают на платформы в обход контрольных пунктов, перелезают под стоящими составами, запрыгивают на платформы — и в результате попадают под движущийся железнодорожный транспорт.
Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на железнодорожных путях общего пользования, железнодорожных путях необщего пользования или на железнодорожных переездах, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.