Контрольная работа Гуманитарные науки Этика и психология в профессиональной деятельности

Контрольная работа на тему Учет особенностей темперамента в профессиональной деятельности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1. Теоретическое исследование темперамента в профессиональной деятельности 4
1.1. Характеристика понятия темперамента как психического свойства 4
1.2. Особенности методов изучения темперамента как психического свойства 6
Глава 2. Анализ учета особенностей темперамента в профессиональной деятельности 10
2.1. Специфика учета темперамента в профессиональной деятельности 10
2.2. Проблемы учет особенностей темперамента в профессиональной деятельности 14
Заключение 20
Библиографический список 22

 

  

Введение:

 

Современные социально-экономические условия предъявляют высокие требования к профессиональной медицинской деятельности, особенно к его личностным характеристикам. Именно поэтому актуальным является вопрос о том, какие личностные качества определяются характеристиками темперамента и в каких взаимосвязях они находятся между собой.
Проведение исследований поведения и личности являются наиболее трудными с точки зрения выявления взаимодействия конкретных характеристик специалиста, зависимых от особенностей его темперамента и других личностных качеств.
Специальные исследования темперамента показывают непосредственную зависимость его от свойств нервной системы [1]. Темперамент является основой для развития характера и динамики действий специалиста, следовательно, он имеет отношение лишь к динамической стороне деятельности. В свою очередь характер неразрывно связан с содержательной стороной личности [2].
Особенности темперамента являются врожденными и индивидуальными. Они во многом определяют наше поведение, способы взаимодействия с другими людьми, реагирование на различные жизненные обстоятельства. Несомненно, какие-то черты поддаются корректировке в процессе жизни, но принадлежность к определенным типам темперамента остается неизменной. Кроме того, не существует «чистых» представителей каждого типа темперамента, как правило, это очень индивидуальное сочетание особенностей нервной системы.
Соответственно, проявление темперамента в жизни каждого человека также индивидуально и зависит от множества факторов: социокультурной принадлежности, возраста, профессии, воспитания и других.
Актуальность данной работы заключается в необходимости рассмотрения основ учета темперамента в профессиональной деятельности.
Предметом исследования являются особенности, присущие темпераменту в профессиональной деятельности.
Целью написания данной работы явилось выявление содержания темперамента в профессиональной деятельности.
Достижение поставленной цели может быть реализовано посредством следующих задач:
1. Рассмотрение характеристики темперамента в профессиональной деятельности;
2. Анализ учета особенностей темперамента в профессиональной деятельности.
Информационной базой послужила современная научная и периодическая литература.
Методологическую основу написания работы составляют сравнительно — сопоставительный, логический методы, а также методы обобщения и описания.
Объем и структура данной работы определены логикой системного исследования и характером изучаемых в нем проблем. Работа состоит из введения, двух глав и заключения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По результатам проведенного исследования, мы пришли к следующим выводам.
Темперамент (лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей) — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера; вообще, с физиологической точки зрения темперамент — тип высшей нервной деятельности человека.
Согласно И.П. Павлову выделяют четыре типа темперамент: холерик, меланхолик, сангвиник и флегматик.
Что касается профессий, сангвиникам подходят живые, яркие профессии, которые требуют значительного общения с другими людьми. Сангвиники любят расширять свой горизонт, открывать для себя что-то новое и проявлять в работе креативность. Сангвиник — прежде всего педагог, администратор, журналист, экономист, технолог, адвокат и менеджер по персоналу. Также сангвиник сможет добиться значительного успеха в роли официанта или продавца.
Холерикам подойдут те профессии, которые требуют большой энергии и высокой концентрации внимания: артист, дипломат, журналист, специалист по PR, дизайнер. Кроме того, из холериков получаются отличные предприниматели и бизнесмены. Среди успешных педагогов также немало холериков. Люди с холерическим типом темперамента полюбят такие профессии, как тренер, геолог, следователь и даже лётчик.
Флегматик характеризуется сравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обладает медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений. Настойчивый и упорный «труженик жизни», он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, рассчитав свои силы, доводит дело до конца, ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Экономит силы, попусту их не тратит. Что касается монотонной и однообразной работы, флегматики в ней наиболее продуктивны. Флегматический тип темперамента очень силён в точных науках. Из флегматика получается отличный механик и инженер, физик или математик, ботаник или астроном, ювелир, диспетчер.
У меланхолика реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. Ему трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика продолжительную тормозную реакцию (опускаются руки). Ему свойственны сдержанность и приглушенность моторики и речи, застенчивость, робость, нерешительность.
В нормальных условиях меланхолик — человек глубокий, содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами. При неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.
Меланхолики успешны в деятельности, требующей внимания к деталям и наблюдательности, но не связанной с большим количеством общения. Предметом труда меланхолика может стать техника, информация, художественные образы.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретическое исследование темперамента в профессиональной деятельности

1.1. Характеристика понятия темперамента как психического свойства

Темперамент, его определение, типы, проявление интересовали ученых с давних времен. Широко известна, к примеру, классификация типов темперамента Гиппократа, которая используется и по сей день.
Значимый вклад в развитие учения о темпераменте сделали советские ученые, в частности, В.Д. Небылицын.
В.Д. Небылицын определял темперамент как характеристику индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т. е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний. [4,5]
В.Д. Небылицын установил, что свойства темперамента лежат в основе таких общеличностных характеристик, как эмоциональность и активность. Он стремился найти конкретную нейрофизиологическую основу этих важнейших компонентов темперамента, предполагая, что эмоциональность определяется особенностями функционирования лобно-лимбического комплекса, в то время как активность рассматривалась им как результат деятельности лобно-ретикулярной системы. Также в своей лаборатории он изучал моторную активность индивида. Для ее оценки применялись несложные тесты, по которым можно характеризовать индивидуальный темп движений, склонность индивида к разнообразию действий, предпринятых по инструкции, потребность индивида в деятельности. Он установил, что особым значением как фактора индивидуальных различий по уровню двигательной активности обладает лобно-ретикулярное взаимодействие.
На основе данных, полученных в своей лаборатории, В.Д. Небылицын выделил три сферы проявления темперамента. Каждый из компонентов имеет сложное строение и различные особенности проявления. К ним относятся:
1) общая активность
2) моторная сфера
3) эмоциональная сфера
Темперамент проявляется в общей активности человека, является ли он инертным, пассивным или активным, инициативным. Общая активность личности характеризуется интенсивностью воздействия человека на окружающую действительность и умением преодолевать препятствия на пути к достижению поставленных целей. Эта сфера проявления темперамента определяет общую тенденцию личности к самовыражению, освоению окружающей действительности, интенсивности и объему взаимодействия человека с внешней средой. Реализация этой тенденции определяется иными особенностями: характера, мотивов, интеллекта, также мотивационно-потребностными установками, ценностными ориентациями характера, направленностью личности. [4,5]
Активность личности может располагаться на разных полюсах: от инертности и пассивности до энергичности и активности в процессе деятельности. Активность личности всегда осознанна и целенаправленна. В отечественной психологии в рамках деятельностного подхода широко распространен принцип активности, который отстаивает мысль о том, что поведение человека в мире и его познание действительности носят активный пристрастный характер. Проблемой активности личности занимались С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Ю.Б. Гиппенрейтер, К.А. Абульханова-Славская и другие. [4,6]
Общая активность проявляется на всех этапах онтогенетического развития индивида. В младенчестве она связана с открытостью, доверчивостью и доброжелательностью по отношению к окружающим людям. В раннем детстве активность ребенка направлена на отстаивание своей автономии. В процессе взросления все большую роль в формировании активности начинают играть саморазвитие и самовоспитание личности, то есть те формы активности, которые закладывают основу отношения личности к самому себе. Позднее – в зрелом возрасте – общая активность уже имеет вполне оформленные черты, проявляясь не только в поведении человека, но и в профессиональной сфере его жизни, во взаимоотношениях в рамках семьи и т. д. При этом с течением времени активность все больше начинает зависеть от жизненной позиции личности, ее ценностей и мировоззрения. Флегматик обладает сильной уравновешенной нервной системой, это обеспечивает достаточно высокую общую активность личности, но медленно приспосабливается к работе в силу низкой реактивности. Также высокой активностью обладают сангвиники и холерики, но монотонная деятельность их быстро утомляет. Для холериков также характерна высокая реактивность — сила и быстрота реакции на раздражитель, то есть в деятельность они включаются очень быстро. Самая низкая активность свойственна меланхоликам, так как они обладают слабой нервной системой. [2,4]
В моторной сфере темперамент выражается в темпе, ритме, быстроте и количестве мышечных и речедвигательных движений. Хорошо видно проявления темперамента в моторной сфере на примере мимики и жестов, используемых человеком.
Для холерика свойственные резкие, порывистые движения и жесты, выразительная и быстрая мимика. Речь быстрая, эмоциональная, иногда сбивчивая. Мимика сангвиника также достаточно подвижна и выразительна, также ему свойственны высокая быстрота и живость движений, высокий темп речи. [1,2]
Флегматику свойственны медлительность движений, неторопливая и негромкая речь. Меланхолик также характеризуется плавностью движений, негромкой речью. В целом, меланхолик и флегматик отличаются внешней сдержанностью, поэтому их невербальное поведение ненасыщенное, маловыразительное, но меланхолик более подвижен в выражении своих эмоций, а флегматик более медлителен.
В эмоциональной сфере темперамент проявляется в подвижности, или скорости возникновения, прекращения и смены эмоциональных состояний, аффектов и настроений. Характеристиками эмоциональности являются: впечатлительность — сила раздражителя, способного вызвать эмоциональную реакцию, импульсивность, или скорость, с которой эмоции заставляют человека действовать и эмоциональная лабильность-скорость, с которой один аффект сменяется другим или затухает.
Для флегматика свойственны слабая впечатлительность и низкая импульсивность. Он отличается силой и устойчивостью эмоций, поэтому эмоциональная лабильность также низка.
Меланхолик обладает высокой впечатлительностью, но вместе с тем малой импульсивностью, поэтому отличается ранимостью и внешней сдержанностью. Также меланхолику свойственна высокая лабильность эмоций. [1,2]
Холерик характеризуется высокой импульсивностью, высокой впечатлительностью и лабильностью эмоций, поэтому склонен к резким сменам настроения, энергичен и нетерпелив.
Сангвиник относится к типам темперамента с сильной впечатлительностью, но высокой лабильностью эмоций и высокой импульсивностью, что позволяет ему быть живым, общительным.
Основные компоненты темперамента образуют в актах человеческого поведения единство побуждения, действия и переживания, которое позволяет говорить о целостности проявлений темперамента и дает возможность относительно четко отграничить темпepaмeнт от других психических образований личности направленности, хаpaктepa, способностей. [3]

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы