Контрольная работа на тему Учение Платона о государстве и праве
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение
……………………………………………………………………………..3
I. Платон — корифей европейской социально-политической мысли…………….5
1.1. Место
социально-политических идей в философской
системе Платона и их
сущность………………………………………………….6
1.2. «Государство» —
главное социально-политическое сочинение Платона………………………………………………………………..8
II. Правовое учение Платона и некоторые
оценки его
социально-политических
воззрений ……………………………………………….12
2.1. Сущность правовых воззрений Платона…………………………………..12
2.2. Рефлексия социально-политических воззрений Платона из XXI века:
некоторые возможные аргументы ……………………………………………..15
Заключение………………………………………………………………………….18
Список использованной литературы………………………………………………..19
Введение:
Актуальность темы. Власть
и право, их природа и способы достижения/обоснования, интеллектуально и
мировоззренчески будоражат людей во все времена. Сегодня, в первой трети века XXI, времени социально-политической
разбалансировки во властных политических структурах многих современных
государств, актуальность изучения политических учений неимоверно возросла. Обоснование
актуальности темы применительно к российским реалиям может быть следующим: «широкий
и разнообразный круг правовых проблем весьма актуален для современной России с
её частыми и легкомысленными реформами, с её возрождением политических и
юридических институтов, сопоставимых с западными, и одновременно с её
постоянным соскальзыванием в хаос и насильственное построение “вертикали
власти”» [цит. по 1, с.339].
Платон (427-347
гг. до н.э.) и Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – первые социальные философы,
атрибутирующие изучение государства и общества в качестве особого научного
объектно-предметного наполнения, явились
провозвестниками, корифеями (корифей с греч. запевала) становления
множества видов научных знаний. Аристотелевское определение человеческой сути, абсолютизирующее
значимость социальной и политической сфер бытия, – человек есть животное
политическое/социальное (греч. zoon
politicon),
по сути, предопределило и становление науки о политике – политологии. Именно
благодаря социально-политическому учению Платона, являющегося важной
составляющей его системы философских знаний, политика как процесс управления
общественной энергией, приобрела объектно-предметный научный статус. По поводу
философско-правового учения Платона следует отдельно отметить, что оно являет
собой одну из фундаментальных составляющих естественного права.
Благодаря тому,
что социально-политические/правовые воззрения Платона имеют в социально-гуманитарной
дискурсе основополагающий статус, эти воззрения часто становились/становятся
предметом пристального внимания. Так, пристальное внимание анализу учения
Платона о государстве и праве уделяли, в частности известнейшие антиковеды советского периода истории нашей страны Ф.Х.
Кессиди и А.Ф. Лосев. Сегодня этот предмет изучения избрали для себя, в
частности, Т.Ю. Бородай, А.А. Глухов, Ю.П. Михаленко, В.С. Нерсесянц, Ю.А.
Шичалин и др. Среди зарубежных
мыслителей, избиравших объектно-предметным наполнением своей научной
деятельности социально-политические воззрения Платона, нужно отметить, в
частности, Р. Даля, Дж. Обера, К.Р. Поппера, Э. Тигерстедта, Д. Хаммера, Л.
Штрауса.
Следует также
отметить спорный научный характер некоторых работ, посвящённых осмыслению
политического/правового учения Платона. К таковым, например, относится работа
С. Блэкберна «Платон. “Республика”» [3]. Специалисты отмечают, что даже само
название этой работы научно-провокативно, т.к. у Платона не было сочинения с таким
названием.
Целью
данной работы является историографическое и аналитическое рассмотрение сути социально-политических/правовых
воззрений Платона. Для достижения цели поставлены и решены следующие задачи:
—
сформировано общее представление о специфике социально-политических/правовых
воззрений Платона в контексте их включённости в систему его философии;
—
рассмотрены главные идеи диалогов Платона «Государство» и «Законы»; —
выявлена специфика правовых воззрений Платона;
—
показаны основные аргументы в поддержку правоты и актуальности социально-политических
воззрений Платона;
—
кратко охарактеризованы концепции, построенные на принципах возражения взглядам
Платона на государство и общество/места в них института права.
Заключение:
Обзорно-аналитическое рассмотрение
социально-политического учения Платона — «политического реалиста», как его
характеризует А.А. Глухов [6, с.18], его правовых
воззрений, позволяет сделать следующие обобщающие выводы:
1. При
ознакомлении со взглядами Платона становится более очевидно, что становление,
а также смена форм политической легитимации происходит по тем путям,
обоснование которых является привилегией философии, религии и культуры,
являющихся в данном контексте рассуждая и средствами идентификации политических
действий.
2.
Платон
достаточно ясно обосновывает, что политика
сама по себе представляет политическое действование, а человек, занимающийся
политикой, либо изучающий её, должен способствовать исправлению всех форм
несправедливости.
3.
Платон, будучи философом, озабочен поиском истины, его доводы есть своего рода
трансляция того, что политическая истина рождается в противодействующем
активном споре сил, претендующих на власть.
4. Адресатом вопроса
о справедливости может быть только лучший человек, основывающий свои доводы на
диалектике как справедливом осмыслении лучшего; не лучшие же, ориентируются на нормы
справедливости, устанавливаемые извне; только лучший человек является
обладателем «власти над всеми режимами истины, он может их охватить и подчинить
единству, ориентируясь на суверенное понимание блага» [6, с.19].
В завершение работы
приведём высказывание Платона, являющееся, как представляется, во все
исторические эпохи квинтэссенцией размышлений людей о политике: «во всех
государствах справедливостью считается одно и то же, а именно то, что пригодно
существующей власти. Те, кто достаточно умён, чтобы не лезть в политику,
наказываются тем, что ими правят люди глупее их самих»
[цит. по 10, с.150].
Фрагмент текста работы:
I.
Платон — корифей европейской социально-политической мысли Взгляды/идеи/мысли Платона настолько фундаментальны,
чем и объясняется точка зрения философа науки А.Уайтхеда (1861-1947 гг.),
считавшего, что вся западная философская мысль представляет собой всего лишь
несколько приложений к Платону. Будучи назван по рождении Аристоклом, по одной
из наиболее распространённых версий имя Платон (с греч. широкий, всеохватный)
этот философ приобретает благодаря своему недюжинному уму и всеохватному
кругозору. Общая оценка философских
взглядов Платона – объективный идеализм, на этом философском мировоззрении основана
вся его философская система, а именно: — его онтология (предлагающая
ответы на вопросы из чего всё произошло, что является истинной сутью всего);
— гносеология (дающая
ответы на вопросы как, каким образом человек способен познавать мир);
— взгляды на устройство
государства и общества/их правовые основания. Методологический принцип Платона состоит в
раздвоении мира на мир идей и мир вещей, взаимоотношение между которыми является
сутью его учения. Материальный (чувственный) мир, согласно Платону, это не есть мир истинный. Всё в мире
материальном познаётся чувствами, в которых них нет ничего постоянного, а, значит, и истинного.
Сущностью же всех вещей (т.е. всего материального) являются бестелесные,
нечувственные формы, которые можно постичь лишь разумом, сознанием, но никак не
чувствами. Именно их Платон называет «видами»/«идеями» (греч. эйдосы). Эйдосы
трансценденты, то есть пребывают вне этого (материального) мира, в мире
потустороннем. Структура идей пирамидальна, на вершине пирамиды находится
высшая идея под названием Благо, которая носит для разума характер
непознаваемой [15].