Тьютерское сопровождение профилактики аддиктивного поведения Контрольная работа Педагогика/Психология

Контрольная работа на тему Тьютерское сопровождение профилактики аддиктивного поведения

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1. Понятие и содержание технологии тьюторского сопровождения 5
2. Формы и методы тьюторского сопровождения учащихся 17
Заключение 28
Список литературы 30

  

Введение:

 

В настоящее время в российском обществе стали происходить значительные изменения во многих сферах. В результате процесса компьютеризации взрослому человеку часто приходится переучиваться или обучаться чему-то новому. Расширение международных контактов приводит к необходимости овладения новыми профессиональными и общекультурными компетенциями. Расширение сферы услуг обусловило многообразие выбора не только в экономической, но и, например, в образовательной сфере.
Применение технологии тьюторского сопровождения способствует созданию условий для развития интеллектуальной активности, самоорганизации, самостоятельности учеников, развития общих и специальных способностей. Внедрение технологии тьюторского сопровождения учащихся, в первую очередь, означает создание «среды выбора». Ребёнку предоставляется свобода в выборе пути самореализации, он сам становится «куратором» своей деятельности, связанной с творчеством. Также технология тьюторского сопровождения предоставляет ребёнку такую функцию, как «навигация». Тьютор показывает преимущества и риски при осуществлении тьюторантом дальнейшего выбора, выстраивает стратегии развития и дальнейшие шаги в реализации, заданной самим учеником главной цели, связанной с образовательной деятельностью.
Изучению тьюторского сопровождения в России посвящены исследования таких авторов, как П.Г. Щедровицкий, Т.М. Ковалева, А.М. Долгоруков, Н.А. Костина, И.И. Подгорная, В.С. Пьянин, С.А. Щенников.
П.Г. Щедровицкий выявил необходимость тьюторства в системе российского образования, и с его именем связано появление тьюторства в России. Т.М. Ковалева выделила основные принципы работы тьютора, а также посвятила много научных исследований реализации тьюторства в России и принципу индивидуализации. С.А. Щенников в своих работах рассматривает тьюторство как особую педагогическую технику, а также различные роли и позиции тьютора.
Однако анализ изученной литературы показал, что исследования авторов посвящены, главным образом, реализации тьюторства в учреждениях дошкольного, начального и среднего образования. Остальным аспектам, таким как тьюторство в учреждениях высшего и дополнительного образования, посвящено мало исследований, что создает определенные затруднения в данном вопросе.
Объект исследования – процесс тьюторского сопровождения обучающихся.
Предмет исследования – методическое обеспечение тьюторского сопровождения обучающихся.
Цель исследования – на основании изученной теории особенности тьюторского сопровождения обучающихся.
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятие тьюторского сопровождения и его этапы.
2. Проанализировать тьюторское сопровождение обучающихся
Методы исследования: сравнение, классификация, обобщение, систематизация.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате проведено исследования можно сделать выводы, что тьюторское сопровождение – это движение тьютора вместе с изменяющейся личностью тьюторанта, рядом с тьюторантом, разрабатывающим и реализующим свою персональную индивидуальную образовательную программу (ИОП), осуществление своевременной навигации возможных путей, при необходимости оказание помощи и поддержки.
Тьюторское сопровождение включает в себя диагностико-мотивационный, проектировочный, реализационный и аналитический этапы. Анализ литературы показал, что несмотря на то, что в настоящее время тьюторству и тьюторскому сопровождению уделяется недостаточно внимания, как в литературе, так и в педагогической деятельности, само тьюторство и тьюторское сопровождение существуют уже на протяжении более тысячи лет. Были показаны условия, в которых началось формирование тьюторства в России, и, наконец, его роль в современной системе российского образования. Были выявлены формы, методы и технологии тьюторского сопровождения. Кроме того, анализ понятия «тьюторское сопровождение» показал, что: данная деятельность осуществляется непосредственно между тьютором и обучающимся (либо между тьютором и группой обучающихся); данная деятельность предполагает, что тьютор идет «рядом и вместе» с обучающимся, способствует реализации образовательной программы, а также оказывает своему подопечному необходимую помощь и поддержку в обучении.
Применительно к учащимся технология тьюторского сопровождения рассматривается как совместная деятельность педагога (тьютора) и обучающегося (тьюторанта) по созданию и реализации индивидуального образовательного маршрута с целью достижения обучающимся высоких академических результатов в хореографической деятельности. Охарактеризованы принципы технологии тьюторского сопровождения: принцип научности; принцип системного и деятельностного методологических подходов; принцип учёта перспектив профессионального роста и карьеры тьютора; принцип надежности, предполагающий описание профессии «тьютор» в разнообразных, в том числе нестандартных условиях; принцип учёта гуманистической сущности тьюторской деятельности.
Описаны четыре этапа технологии тьюторского сопровождения: диагностический этап, проектировочный этап, реализационный этап, аналитический этап. Охарактеризованы особенности познавательного, психосоциального, двигательно-моторного развития одаренных детей. Познавательная сфера отличается любознательностью, активностью и самостоятельностью, оригинальностью, гибкостью и продуктивностью мышления, лёгкостью ассоциирования, способностью к прогнозированию, высокой концентрацией внимания, отличной памятью, способностью к оценке.
Важнейшая задача при работе с учащимися — это создание условий, стимулирующих развитие творческого мышления (создание ситуаций успеха, использование различных видов мышления и т.д.). Работа по развитию детей должна осуществляться комплексно, а не только в направлении их интеллектуальных и творческих возможностей. Необходима особая организация учебного процесса, включающая нестандартные уроки, исследовательскую деятельность, высказывание учащимися своего мнения, предпрофильное и профильное обучение, взаимосвязь уроков с внеклассной работой по предмету.
Таким образом, развитие учащихся будет более эффективным при условии: использования личностно-ориентированного подхода к обучению учащихся; реализации технологии тьюторского сопровождения по этапам: диагностический, проектировочный, реализационный, аналитический; разработке алгоритма индивидуального образовательного маршрута, создании плана-карты познавательных интересов и портфолио достижений тьюторанта в сфере учебной деятельности.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Понятие и содержание технологии тьюторского сопровождения
Когда возникает необходимость в создании условий для образовательной активности ученика, полного формирования его способности к самоопределению, определению своих образовательных перспектив, педагогу представляется возможным обратиться к технологии тьюторского сопровождения. Сопровождение позволяет установить связь между индивидуальными образовательными потребностями одарённого ребёнка и достижением высоких результатов в какой-либо сфере деятельности. Тьютор находится в роли наставника-сопровождающего, оказывающего помощь в постановке цели, организации внутренних и внешних ресурсов для её достижения. Тьюторство имеет одну отличительную особенность, состоящую в том, что учебный процесс должен быть основан на образовательной активности самого учащегося, способного совершать и регулировать свои реальные действия.
Создание тьюторства началось в Англии. В этой стране оно является устоявшейся педагогической позицией, которая реализует разработку индивидуальных образовательных программ студентов, поддерживает процесс индивидуального образования в колледжах и вузах, а также в системе дополнительного и непрерывного образования.
Тьюторская деятельность создавалась изначально как средство сопровождения самообразования студентов, уже к XVI веку тьюторство в Англии стало частью университетской системы, а в XXI веке «тьютор» становится новой профессией в сфере образования.
Педагог-тьютор в современной педагогической сфере наделён множеством профессиональных ролей: педагог, обеспечивающий успешную коммуникацию; педагог-посредник; педагог-консультант; педагог-контролёр; педагог-наставник; педагог-методолог.
Итак, понятие «тьюторства» понимается:
— как практика обучения, ориентированная на выстраивание и реализацию «персональной образовательной стратегии», учитывающей потенциал ученика, условия образовательной и социальной среды, а также задачи основного вида деятельности [13];
— как позиция учителя, поддерживающая процесс самообразования и сопровождающая индивидуальный образовательный поиск учащегося [14].
Понятие «тьюторское сопровождение» интерпретируется как «педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, на работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося», – как указывает Т. М. Ковалёва [14, c.17].
В литературе сформулированы принципы тьюторской деятельности, ее цель и задачи, функции, этапы реализации. По мнению Т. М. Ковалёвой, профессиональная тьюторская деятельность строится на следующих принципах [14]:
— принцип комплексного подхода к анализу и описанию профессиональной тьюторской деятельности;
— принцип целесообразности, ориентация на реализацию практических целей тьюторского сопровождения и составления профессиограммы тьютора;
— принцип сохранения сущностной специфичности характеристик профессиональной тьюторской деятельности, её дифференциация в группе профессий «человек-человек» при обязательной типизации и профессиографической характеристике, отражающих типовые и специфические признаки профессии «тьютор»;
— принцип отражения текущего состояния и перспектив развития профессии «тьютор» в конкретно-исторических, социально-политических, экономических и ментальных условиях;
— принцип научности;
— принцип опоры на системный, деятельностный методологические подходы;
— принцип учёта перспектив профессионального роста и карьеры тьютора;
— принцип надежности, предполагающий описание профессии «тьютор» в различных, в том числе нестандартных условиях;
— принцип учёта гуманистической сущности профессии «тьютор» [9].
Цель профессиональной тьюторской деятельности состоит в обеспечении сопровождения процесса разработки и реализации индивидуальной образовательной программы учащимся. Главное в тьюторстве – это предоставить помощь ученику в самореализации в сфере академических и учебных достижений.
Назовем функции тьюторского сопровождения [13]:
— информационно-аналитическое сопровождение различных этапов образовательной деятельности тьюторанта (т.е. обучающегося) в процессе разработки и реализации индивидуальной образовательной программы;
— проектирование и самопроектирование тьюторантом сценариев собственного образования, а также обсуждение альтернативных сценариев образовательно деятельности;
— диагностика образовательных потребностей, возможностей и перспектив тьюторанта;
— содействие в антропологическом развитии тьюторанта с целью успешной реализации индивидуальной образовательной программы, в т.ч. тренинги личностного и профессионального развития и саморазвития;
— формирование тьюторской аутокомпетентности или самокомпетентности;
— консультирование тьюторанта по проблемам образования, разработки и реализации индивидуальной образовательной программы;
— рефлексия тьюторанта как способ самоосознания и
самопонимания;
— формирование навыков самоуправления, саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самовосстановления личности [18].
Указанные функции показывают, что тьюторское сопровождение направлено как на предоставление поддержки ученику, так и его обучение самостоятельно преодолевать трудности, формировать образовательную или профессиональную среду.
По мнению Е. Б. Колосовой, тьюторское сопровождение ученика можно поделить на четыре взаимосвязанные этапа:
1) диагностический,
2) проектировочный,
3) реализационный,
4) аналитический [16].
Каждый этап имеет собственную специфику и характеризует как деятельность тьюторантов, так и самих тьюторов. К примеру, продуктом их совместной работы на каждом этапе является написание структурированного портфолио. Тьютор, сопровождая школьника в организации работы по сбору и анализу материалов портфолио, ведёт собственное дополнительное портфолио, где записывает свои мысли о тьюторанте, фиксирует использованные педагогические технологии и даёт оценку их эффективности. Охарактеризуем каждый этап подробнее.
1. Диагностический этап (или ориентировочно-диагностический этап) – это первая встреча тьютора и учащегося. Фактически ученик рассказывает о собственных познавательных интересах в ходе беседы, о возникновении интереса к конкретной деятельности, в целом, о жизни и своих представлениях о ней. Педагог фиксирует первичный образовательный запрос учащегося, его интересы и склонности, показывает перспективы совместной работы в этом направлении. Очень важно на данном этапе выяснить планы ученика и определить образ желаемого будущего. Для этого можно использовать разнообразные методы и приёмы: создание портфолио, анкетирование, тестирование, интервью, беседа, которые позволяют определить начальный уровень знаний тьюторанта по интересующей проблеме. На начальной ступени тьюторского сопровождения важно обеспечить психологический комфорт, способствующий вхождению ученика в тьюторское взаимодействие, обеспечивающий мотивацию к дальнейшей образовательной деятельности.
2. Проектировочный этап. Главным условием его реализации является сбор информации, касающейся познавательного интереса тьюторанта. Ученик формирует тематическое информационное портфолио, где будут собраны материалы, связанные с дальнейшим сотрудничеством тьютора и тьюторанта. Данные материалы впоследствии будут проанализированы. Чтобы активизировать интерес к формированию портфолио, педагог может предложить ученику придумать название для него. Например, это могут быть различные ассоциации: портфолио-«холодильник», порфтолио-«сундук», порфтолио-«настольная игра», портфолио-«книга» и т.д. На примере портфолио-«настольная игра» охарактеризуем удобство подобных названий портфолио как для работы ученика, так и для тьютора. Отметим, что в процессе поиска новой информации или создания проектов необходимо пройти все «этапы» настольной игры, а через какие-то из них «перешагнуть», на каких-то из них остановиться дольше и обработать информацию и т.д. Тематическое портфолио также может быть применено в разработке учебного проекта, исследования и т.п.
Структуру портфолио подробно описывает Е. С. Комраков.
— материалы по теории и истории вопроса; оригиналы авторских работ по предмету;
— список образовательных ресурсов и возможных информационных источников;
— рецензии на ранее прочитанное и увиденное, связанное с
областью данного интереса (фотографии, иллюстрации и т.п.);
— «карта познавательного интереса»;
— планы, графики, схемы, маршруты образовательной экспедиции;
— списки необходимого, по мнению тьюторанта, для исследования или творческого проекта [15].
Указанные материалы портфолио структурируются в определённом порядке и дают тьютору представление о познавательных мотивах и интересах учащегося. Необходимо подчеркнуть, что интересы тьюторанта могут выходить за рамки школьной или университетской программы.
Кроме того, на проектировочном этапе составляется «план-карта познавательного интереса» или технологическая карта тьюторского сопровождения. Данная карта является гарантом качественного взаимодействия тьютора и тьюторанта при реализации индивидуальной образовательной программы, траектории или маршрута. Такая карта позволит составить более полное представление о ходе работы в процессе осуществления главной цели, поставленной в образовательной программе тьюторанта.
Основными задачами тьюторской деятельности на проектировочном этапе по мнению Л. А. Косолаповой являются следующие:
— поддержка самостоятельности и активности учащегося;
— поддержка стремления тьюторанта отыскать собственный оригинальный способ заполнения плана-карты познавательных интересов [16].
3. Реализационный этап. Этот этап предполагает собственную работу ученика над проектом или исследованием, подготовку его презентации. Презентацию проекта, как пишет Д. А. Логинов, можно организовать в различной форме, а именно:
— как устное сообщение вовремя тьюториала;
— как выступление во время классного часа или на уроке;
— как специально подготовленная презентация на итоговой школьной конференции учебных исследовательских работ и проектов; — как проект творческого фестиваля и т.д. [17].
На реализационном этапе готовится презентационное портфолио, которое составляется на основе тематического портфолио. В презентационное портфолио может входить следующее:
— отобранные материалы тематического портфолио,
демонстрирующие достижения тьюторанта;
— статистические материалы: схемы, таблицы, графики,
используемые в работе;
— анализ отобранных материалов;
— эссе, отражающем рефлексию тьюторанта по отношению к проделанной работе и выстраиванию перспективы будущих поисков;
— грамоты, благодарственные письма, награды, позволяющие обнаружить социальную значимость полученных результатов тьюторанта.
4. Аналитический этап. На протяжении этого этапа проводятся тьюторские консультации по итогам всего процесса работы тьюторанта, направленные на анализ трудностей или получение обратной связи с аудиторией, т.е. групповую рефлексию.
Завершается аналитический этап планированием будущей работы, выявлением пожеланий в выборе темы, индивидуальной работы. Данный этап направлен на рефлексию тьюторанта достигнутых результатов при содействии тьютора, способствует развитию адекватной самооценки и самоанализа собственных действий. На этом этапе создается еще один вид портфолио – портфолио достижений, который позволяет оценивать успешность учащегося в каком-либо виде деятельности, дальнейшее развитие и перерастание познавательного интереса в познавательную активность и самостоятельность тьюторанта. В портфолио могут входить копии, либо оригиналы творческих работ, отзывы или рецензии преподавателей и внешних экспертов, резюме самого тьюторанта.
Итак, описанные и охарактеризованные принципы, функции, этапы тьюторского сопровождения позволяют рассматривать его как одну из современных педагогических технологий.
На сегодняшний день в педагогике прочно закрепилось такое понятие, как педагогическая технология. Однако понятие понимается неоднозначно. Под педагогической технологией принято понимать:
1) «совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве» (Т. Ф. Ефремова) [11, c. 807].
2) «искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния» (Н. В. Пилипчевская) [18, c. 17].
3) «совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса» (Г. К. Селевко) [19, c. 37].
4) «содержательную технику реализации учебного процесса» (Д. Б. Богоявленская) [6, c. 11].
5) «описание процесса достижения планируемых результатов обучения» (В. С. Зайцев) [12, c. 8].
6) продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя [16].
Г. К. Селевко в книге «Современные образовательные технологии» выделяет три уровня педагогических технологий: общепедагогический (общедидактический), предметный, модульный [19, с.154]. Охарактеризуем каждый из них:
— общепедагогический (общедидактический) уровень подразумевает, что педагогическая технология включает в себя совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса обучения;
— предметный уровень; педагогическая технология выступает как частная методика или совокупность методов и средств для реализации определённого содержания обучения и воспитания в рамках определенной предметной области, одного класса, учителя и т.д.;
— модульный уровень: педагогическая технология в этом случае предполагает решение частных дидактических и воспитательных задач.
В литературе представлены различные классификации педагогических технологий [18]. Например, педагогические технологии дифференцируют по типам обучающихся, выделяя:
— массовые (традиционные) технологии, т.е. рассчитанные на усредненного ученика;
— технологии продвинутого уровня, связанные с углубленным изучением учебных дисциплин;
— технологии компенсирующего обучения, включающие педагогическую коррекцию, поддержку и т.д.;
— виктимологические технологии, т.е. орто-, сурдо-, олигофренопедагогика;
— технологии работы с трудными или одарёнными детьми в процессе обучения в массовой школе.
Приведем классификацию педагогических технологий, разработанную В. П. Беспалько, по типу организации и управления познавательной деятельностью. В данной классификации используются понятия:
— разомкнутое управление или неконтролируемая и некорректируемая учителем деятельность учащегося;
— цикличное управление как преподавательский контроль ученика, самоконтроль учащегося и взаимоконтроль ученика и педагога;
— рассеянное управление, т.е. фронтальное взаимодействие;
— направленное или индивидуальное управление;
— ручное или невербальное управление; — автоматизированное управление.
Согласно данной классификации, можно выделить следующие педагогические технологии.
1. Классическое лекционное обучение (разомкнутое, рассеянное, ручное управление).
2. Обучение с помощью аудиовизуальных технических средств (разомкнутое, рассеянное, автоматизированное управление).
3. Система «консультант» (разомкнутое, направленное, ручное управление).
4. Обучение с помощью учебной книги (разомкнутое, направленное, автоматизированное управление), т.е. самостоятельная работа.
5. Система «малых групп» (цикличное, рассеянное, ручное), т.е. групповые или дифференцированные способы обучения.
6. Компьютерное обучение (цикличное, рассеянное, автоматизированное управление).
7. Система «репетитор» (цикличное, направленное, ручное) или индивидуальное обучение.
8. «Программированное обучение» (цикличное, направленное, автоматизированное) по заранее составленной программе.
В качестве примеров, иллюстрирующих эту классификацию, можно привести традиционную классно-урочную систему (Я. А. Каменский), сочетающую лекционный способ изложения материала и самостоятельную работу учащихся; современное традиционное обучение; групповое и дифференцированное обучение, при котором педагог излагает информацию всей группе и в тоже время уделяет внимание отдельным учащимся (педагогрепетитор; программированное обучение).
Укажем такие понятия как «технологическая схема» и «технологическая карта», относящиеся к технологической микроструктуре, т.е. к приёмам, звеньям и элементам обучения:
— технологическая схема является условным изображением технологического процесса обучения, разделенного на отдельные функциональные элементы и логические связи между ними [5];
— технологическая карта – это описание процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий (часто в графической форме) с указанием применяемых средств обучения [18].
Существуют классификации педагогических технологий, основу которых составляет позиция ребёнка по отношению к образовательному процессу, а также взаимодействие обучающегося и взрослого (Г. К. Селевко, Г. Б. Корнетов и др.): авторитарные, личностно-ориентированные, технологии поддержки. Характеризуя авторитарные технологии обучения, Г. К. Селевко подчеркивает, что «они отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения» [19]. Личность ребенка является объектом воспитания. «Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребёнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития, реализации её природных потенциалов. Личность ребёнка – это субъект» [21].
В личностно-ориентированных технологиях выделяют гуманноличностные технологии, технологии свободного воспитания и технологии сотрудничества. По мнению Г. К. Селевко, «Гуманно-личностные технологии отличаются, прежде всего, своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей [19]. Технологии сотрудничества реализуют равноправное партнёрство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребёнка, в процессе сотрудничества, сотворчества. «Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребёнку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребёнок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия» [17].
Соответственно, технологию тьюторского сопровождения можно отнести к личностно-ориентированным технологиям, направленным на развитие личности ребенка, особенно на работу с одарёнными детьми. Технология тьторского сопровождения способствует персонализации образования и персонификации личности в современном обществе.
Таким образом, в параграфе дано определение понятиям «технология», «педагогическая технология», «технология тьюторского сопровождения». Под технологией понимается искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния.
Под «педагогической технологией» понимается модель совместной деятельности педагога и учащегося по проектированию, организации и проведению учебного процесса; индивидуальная авторская методика работы.
Под «технологией тьюторского сопровождения» понимается педагогическая деятельность, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося, работу с образовательным заказом семьи. Технология тьюторского сопровождения направлена на создание и реализацию персональной образовательной стратегии, учитывающей потенциал ученика, особенности социальнообразовательной среды и задачи конкретного вида деятельности.
Охарактеризованы принципы технологии тьюторского сопровождения: принцип научности; принцип системного и деятельностного методологических подходов; принцип учёта перспектив профессионального роста и карьеры тьютора; принцип надежности, предполагающий описание профессии «тьютор» в разнообразных, в том числе нестандартных условиях; принцип учёта гуманистической сущности тьюторской деятельности.
Охарактеризованы четыре этапа технологии тьюторского сопровождения: диагностический этап, проектировочный этап, реализационный этап, аналитический этап.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы