Контрольная работа на тему Творчество В. Скотта. Своеобразие исторического романа
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Особенности исторического романа В.Скотта 4
2. Своеобразие исторического романа на примере романа «Талисман» 7
Заключение 11
Список использованной литературы 12
Введение:
В современной литературе деление произведений на жанры становится все более условным, так как тенденция к творению чего-то нового, синкретизму проявляется достаточно явно. Данный процесс связан как с тем, что современные авторы стараются искать новые формы и жанры для того, чтобы заинтересовать читателя и выразить то, что хочется сказать, так и с тем, что такие изменения диктует само время. Изменения в обществе и культуре, глобализация и космополитизм наложили свой отпечаток на все сферы искусства и литература, как вид искусства, очень тесно связанный с тем, для кого предназначаются его произведения (то есть, с читателем), не может не меняться и не адаптироваться под новые требования.
Тем не менее, общие черты тех или иных жанров остаются все еще прежними и, за исключением новаторских форм, все-таки даже современная литература следует установленным канонам. Исторический роман является довольно популярным жанром, произведениями которого во все времена зачитывались как взрослые читатели, так и детская аудитория. Поэтому критики справедливо утверждают, что исторический роман – один из наиболее ярких и самобытных литературных жанров.
Новаторство Скотта, так глубоко поразившее людей его поколения, заключалось в том, что он создал жанр исторического романа, «до него не существовавший» (В. Г. Белинский). В основу мировоззрения и творчества Скотта лег громадный политический, социальный и нравственный опыт народных масс горной Шотландии, в течение четырех с половиной столетий боровшейся за свою национальную независимость против экономически гораздо более развитой Англии. При жизни Скотта в Шотландии, наряду с быстро развивающимся (в Лоуленде) капитализмом, еще сохранились остатки феодального и даже патриархального (кланового) укладов. Следует также отметить и тот факт, что, несмотря на обилие изданных монографий и статей о творчестве В. Скотта, недостаточно или вовсе не уделено внимание его роману «Ричард Львиное сердце», или «Талисман». В литературоведении нет отдельных критических статей, посвященных разбору этого романа, не раскрывают его особенности и стиль учебники по зарубежной литературе. В солидном литературоведческом труде Б. Реизова «Творчество Вальтер Скотта» только упоминается об этом романе. Кроме двух вступительных статей Э. П. Зиннер и К. Андерсона к русским изданиям романа «Ричард Львиное сердце» соответственно 1958 и 1991 гг. и комментария Ю. Петровского к роману в собрании сочинений Скотта 1965 г., иных литературоведческих статей нет.
Целью работы является охарактеризовать творчество В.Скотта и своеобразие исторического романа.
Задачи:
— Выделить особенности исторического романа В.Скотта.
— Охарактеризовать историческую правду, отраженную в рыцарских романах.
Структура работы: работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Исходя из проделанной работы, можно сделать следующий вывод: новаторский характер исторического романа Вальтера Скотта бесспорен.
Можно выделить следующие особенности творческого метода Вальтера Скотта как новатора в области исторического романтизма:
композиция исторического романа Скотта отражает понимание исторического процесса писателем: обычно судьбы его героев тесно связаны с тем крупным историческим событием (с революцией, мятежом, бунтом), изображение которого занимает центральное место в произведении.
изображение исторических событий сквозь восприятие частного вымышленного персонажа, ведущего любовную интригу романа и тем самым соблюдение исторической точности вместе с сохранением обязательной романической интриги;
изменение соотношения предания и вымысла, создание исторического фона вымышленными персонажами, которые являются чрезвычайно типичными для изображаемой эпохи и страны и в этом плане историчны;
новаторство художественного языка (Скотт отказывается от чрезмерной архаизации языка, а использует язык его эпохи);
одним из важнейших нововведений романа Скотта является роль, которую играет народ, масса. Роман Скотта имеет демократические тенденции: мы видим, как со всех сторон врывается на его страницы народ;
расширение границ романа (охват большого количества типов, сословий, классов и событий).
Фрагмент текста работы:
1. Особенности исторического романа В.Скотта
В.Скотт является мастером европейского исторического романа нового времени, заключается в том, что он рассматривал прошлое не как жизнеописание отдельных героев, а как широкий поток народных движений и, что особенно важно, рассматривал отдельные исторические явления в развитии, в движении. Подчеркивая принципиальное значение художественных открытий В. Скотта и усматривая закономерность его новаторства в исторической действительности его страны и времени [1, с.43].
Особенности исторического метода В. Скотта были подробно исследованы И. Шайтановым в главе «Вальтер Скотт» из «Истории зарубежной литературы XIX» (1991), Д. М. Урновым в «Истории всемирной литературы», который в качестве отличительных свойств исторических романов В. Скотта отмечает конкретность в отличие от туманной, «фантастической» старины других романтиков [5, c. 96].
Стендаль писал об исторических романах В. Скотта, что они учат французов мыслить и чувствовать иначе и более глубоко [6, с.43].
В ХХ веке в Англии и Америке о В. Скотте написано сравнительно много. Во второй половине ХХ века появляется много литературоведческих работ, посвященных творчеству В. Скотта. В 1954 г. жизни и личности Скотта посвящает свою книгу известный литературовед Х. Пирсон. В 1971 г. вышла большая монография о Скотте Э. Джонсона, в которой автор большое внимание уделяет жизни и взглядам Скотта, но мало — его методу. То же относится и к иным работам о В. Скотте, вышедшим за рубежом (Т. Кравфорда, 1965; Дж. Бушана, Х. Пирсона, А. Кларка, Д. Брауна и др.).
Можно сказать, что ни в одной из зарубежных книг, посвященных В. Скотту, нет систематического анализа исторического метода его романов.
Так, За основу романа «Талисман» В. Скотт взял один эпизод из истории крестовых походов. Суть исторического факта такова: июль 1191 г., английские и французские крестоносцы находятся на Святой Земле. Между предводителями крестоносцев Ричардом I и Филиппом II возникают противоречия и распри. Причиной послужили притязания на титул короля Иерусалимского. Два короля начинают между собой сводить счеты. Первый заботился только о своем престиже рыцаря-крестоносца, второй — о расширении и укреплении собственного королевства, а Конрад Монсерратский (только он правдиво исторически изображен в романе) стремился стравить их между собой (этот факт тоже есть в романе), он даже готов был изменить крестоносцам, перейдя к Солох-ад-Дину, только бы получить от него права на палестинские города.
Роман Вальтера Скотта произвел революцию в историческом жанре не только глубоким проникновением в прошлое, погружением в быт и нравы исторической эпохи. Будучи сыном XIX в., аналитического — по Стендалю, В. Скотт прежде всего интересовался закономерностями социально-исторического процесса [1, с.53].
Вот почему «исторический человек» у Скотта — «центр пересечения и воздействия различных борющихся в обществе сил». Этим объясняется особое внимание Скотта к эпохам переходов, резкой поляризации исторических сил и политических переломов. Об этом свидетельствуют «уэверлейские» романы, романы о средневековье и, тем более, романы об английской революции, достаточно бросить самый общий взгляд на некоторые из них.
Скотта 1820-х гг. больше интересует индивидуально-характерная особость человека в системе многообразных (социально-бытовых, религиозных, нравственных, политических и т.д.), но в конечном счете конкретно-исторических детерминант, т. е. характерологическое преломление исторических обстоятельств. Этим объясняются поэтические сдвиги в поздних романах Скотта, в которых осуществляется больший романный синтез героя и истории, характеризующиеся значительными приобретениями и неизбежными потерями, связанными с изменившейся сюжетно-жанровой спецификой создания исторического характера и трансформировавшимся эпическим началом [6, с.43].