Контрольная работа на тему Традиционные обряды и песни села Секирино Скопинского района Рязанской области
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Анализ традиционных обрядов и песен села Секирино Скопинского
района Рязанской области. 5
Заключительная часть работы.. 20
Перечень использованной литературы и источников. 22
Введение:
Секирино большое село. Оно во многом сохранило старинные традиции и не
обезлюдело благодаря близости к индустриальному Скопину, где находит себе
работу молодёжь.
Первое упоминание о селе Секирино встречается в писцовых книгах XVI в.
Жили на этой земле трудолюбивые люди, которые сеяли хлеб и воевали, так как
именно здесь проходил один из участков Большой засечной черты, призванной
защитить границы русского государства от набегов крымских татар и ногайцев.
В
июне 1907 года на живописном лугу в селе Секирино Скопинского уезда, в урочище
"Вертячка", были расстреляны крестьяне, самовольно посмевшие скосить
луга, что испокон веков считали своими. "Секиринским восстанием" мы,
скопинцы, называли этот эпизод долгие годы, хотя со стороны крестьян, ни вилы,
ни иное оружие в ход пущены не были. Ничем не ответили хлебопашцы на залпы
полицейских. Последние годы в ходу другое название описываемых событий —
"Луговой бунт".
Немного
истории. Секиринские крестьяне всегда считались вольными, в крепостной
зависимости не состояли. Они платили подушный налог государству. А когда в
наших местах открыли залежи каменного угля (подмосковный угольный бассейн),
именно секиринцы стали первыми шахтерами.
После
отмены крепостного права в 1861 году, помещик Лихарев, из соседнего села
захватил заливные, "жирные" луга, на которых издавна косили
секиринские крестьяне. Помещик луг с помощью элементарной взятки оформил на
себя, а потом еще и сдал в аренду все тем же крестьянам. Селяне пытались
судиться с помещиком, но… "с сильным не дерись, с богатым не
судись".
Это одно из заповедных мест на Рязанской земле. Даже в наше время пожилые
люди носят в повседневной жизни старинные рубахи и понёвы. На свадьбу девушки
обязательно одевают традиционные шушки, а женщины по старинному обычаю надевают
на второй день свадьбы годовые пару и понёву, в которой преобладает атлас алого
цвета с золотой отделкой. И по сей день в праздновании свадебного обряда в
Секирино встречаются традиционные элементы.
Целью работы является анализ традиционных обрядов и песен села Секирино
Скопинского района Рязанской области.
Структура
работы: работа состоит из введения, основной части, заключения, список
использованной литературы.
Заключение:
Отличительной чертой народной
музыкальной культуры Рязанской области в недавнем прошлом была высокая культура
ансамблевого пения. Вместе с тем, следует признать, что
музыкально-этнографическое наследие Рязанского края остается малоизвестным как
широкому кругу специалистов, так и обществу в целом: количество публикаций по
рязанскому фольклору относительно невелико по сравнению с изданиями,
посвященными народной музыке северо- и южнорусских регионов.
Одной из основных причин этого
является недостаточная доступность материалов, собранных в течение ХХ века на территории
области. Основная их часть хранится в НЦНМ им. К.В.Квитки. Рязанская коллекция
центра начала формироваться в 1939 году.
Первой была экспедиция
Л.В.Кулаковского на юг области, в частности, в с. Чернаву, ныне Милославского
района. В конце 1940-х годов были осуществлены стационарные записи отдельных
исполнителей так же из южных районов области. В 1950-х годах сотрудница
Кабинета народной музыки К. Г.Свитова ставила основной задачей экспедиций
запись современных песен, большой пласт которых был обнаружен в Скопинском
районе. С 1970 года фронтальное обследование области вела Н. Н.Гилярова. Общее
количество материалов, собранных фольклористами Московской консерватории по
этому региону России, превышает 11000 образцов Введение обширных архивных материалов
по фольклору Рязанской области в научный и художественный обиход на сегодняшний
день является наиболее актуальной задачей.
Неотъемлемый этап ее решения —
научная реставрация собрания звукозаписей НЦНМ. Немаловажным обстоятельством
следует признать, что экспедиционная работа 1970–1980 годов велась в условиях
живой и относительно полноценной народной певческой традиции. Записи этого
времени фиксируют цельные в жанровом и репертуарном плане "срезы"
народной музыкальной культуры Рязанской земли. Временная протяженность полевой
работы в регионе (более 60 лет) позволяет наблюдать традицию в динамике, а
широта ареального охвата экспедиционных поездок по территории Рязанского края
дает возможность структурировать традицию субрегионально.
Выполненный за истекший год объем работ
позволяет значительно расширить перспективы научного исследования музыкальной
культуры региона в следующих направлениях:
1. Выявление локальных
музыкально-этнографических зон в одном из среднерусских регионов;
2. Возможность сравнения по
музыкально-стилевым признакам материалов, записанных в одной географической
зоне в разные годы собирателями, ставившими перед собой разные задачи, так как,
только представив материалы в полном объеме, можно будет прочертить
относительно точные границы локусов и объяснить музыкально-стилевые особенности
их фольклора.
3. Возможность проследить жизнь
традиции на протяжении более полувека, наполненного разного рода катаклизмами;
4. На основании архивированных
звуковых и рукописных (экспедиционных тетрадей, отчетов, нотаций) материалов
появляется возможность проследить развитие научной мысли от времени зарождения
этномузыкологической школы Московской консерватории в 1930-х годах до наших
дней.
Предпринятая работа по
реставрированию записей песенно-инструментальных традиций Рязанской области
призвана по-новому представить народную культуру регион, раскрыть ее
художественные достоинства; в конечном итоге способствовать развитию научной
мысли о музыкальном фольклоре одного из важных в культурном отношении регионов
России.
Фрагмент текста работы:
АНАЛИЗ ТРАДИЦИОННЫХ ОБРЯДОВ И ПЕСЕН СЕЛА
СЕКИРИНО СКОПИНСКОГО РАЙОНА РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ На территории
района расположено более двух десятков зданий – бывших церквей и монастырей,
многие из которых в настоящее время реставрируются. Все они являются
памятниками архитектуры областного и республиканского значения.
Украшение
древней Скопинской земли — Свято-Дмитриевский монастырь, расположенный на левом
берегу реки Верды. В конце XIV века недалеко от нынешнего села Чулково среди
лесной чащи монахи построили часовню. Через некоторое время вокруг нее
образовался монастырь. В 1380 году, накануне битвы на Куликовском поле, его
посетил славный богатырь Пересвет, собиравший в здешних местах войско на борьбу
с татарами. На память об этом посещении Пересвет оставил свой посох, ставший
одной из ценнейших реликвий исторической битвы [1,с.43].
В монастыре,
после кровопролитной битвы и победы в ней, останавливался Дмитрий Донской.
Шатер, раскинутый Дмитрием Донским на монастырской горе, и посаженная им в
память о победе и погибших воинах сосна, превратили монастырь в место
паломничества благодарных русичей. Он получил название Дмитриево-Ряжский, а
гора стала называться Дмитриевской. В XVI веке эти места вновь оказались на
виду у всей Руси. По южным границам государства начал сооружаться мощный
оборонительный рубеж – Большая засечная черта. Дмитриево-Ряжский монастырь стал
одним из главных звеньев этой оборонительной линии в южно-рязанских землях. В
XVI-XVII веках вместо деревянного монастыря построили каменный, с хорошо
укрепленными оборонительными сооружениями. Монастырь действовал до конца XIX
века. До наших дней сохранился лишь его остов.
В наше время,
для того, чтобы восстановить монастырь, были привлечены средства промышленных
предприятий, коммерсантов, добровольные пожертвования. Был отреставрирован
храм, построено общежитие для монахов, к селу Дмитриево проложена асфальтовая
дорога. В 1995 году монастырь был освящен архиепископом Рязанским и Касимовским
Симоном.