Контрольная работа Гуманитарные науки Политология

Контрольная работа на тему Тоталитаризм как феномен ХХ века

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………………..3

1.Тоталитаризм
как форма политического режима. Социальные предпосылки и идейные истоки
тоталитаризма…
………………………….5

2.
Исторические типы тоталитаризма: общее и
особенное
…………… ……11

3.Трансформация
тоталитарных режимов: пути перехода к демократии
………………………………………………………………………12

Заключение……………………………………………………………………….18

Список
использованной литературы
………………………………………..21

  

Введение:

 

Сам термин «тоталитаризм», произошедший от латинского слова «totalis», т.е. «полный», «целый» было введено в оборот Джованни Амидолой, идеологом
итальянского фашизма в 1923 году, уже в 1925 году этот термин звучит с трибуны
итальянского парламента и с тех пор прочно входит в научную и политологическую
двадцатого века и века нынешнего. [[1]

         Под
тоталитаризмом понимается полный контроль государства и жестокая регламентация
оным всех сфер жизнедеятельности общества в целом и населяющих государство
людей – в частности. Таковой контроль осуществляется, как правило, прямым
насилием и возможен лишь при использовании карательной системы и идеологической
обработке общественного мнения.

         В принципе, сама идея подчинения
индивида государство не нова. В древнем мире это было своего рода реакцией на
многообразие человеческих потребностей и форм разделения труда, поскольку
полагалось, что примирить различные интересы и соблюсти некую справедливость,
можно было лишь имея лишь сильное государство управляющее всеми социальные
процессы. К примеру, согласно мнению одной из философских школ Древнего Китая,
так называемой, «школы закона», Шан Яна, «истинная добродетель ведет свое
происхождение от наказания и установить ее можно путем смертных казней и
примирения справедливости с насилием». Автократическая традиция в управлении
обществом прослеживается в философии и Платона, который считал, в частности,
что лишь правильно организованное государство может обеспечить общее благо – а
все, что противоречит правильно организации, стоит запретить, и Аристотеля.



[1] Андерсон
Р. Тоталитаризм: концепт или идеология? //Полис. 1993. №3.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Итак, как мы видим, тоталитаризм представляет собой специфическую
попытку радикальным образом решить противоречие между условиями социальной
организации (которые все более и более усложняются) и индивидуальной свободой
человека. Тоталитаризм признает доминирование социальной организации (в лице
власти) над индивидуальной свободой, в определенном смысле, он предлагает своим
гражданам пожертвовать индивидуальной свободой ради безопасности, ради
спокойного общества, ради прогресса, спокойствия и построения сильного
государства и светлого будущего.

         Разумеется,
тоталитаризм не может возникнуть просто так, он имеет свои социальные
предпосылки и причины, такие как:

         — усложнение
общественных связей и взаимозависимости между людьми, что является естественным
следствием наступления индустриального общества. Появление люпменов и
маргиналов, «лишних» для этого общества людей;

         — нарастание
рационализма и организованности в жизни общества, появления новых технологий,
которые можно использовать для манипуляции общественным сознанием (как-то
радио, СМИ, пропагандистская машина);

           слияние монополий с государством (как
минимум, на уровне общих интересов);

         — усиление в
общественном сознании преклонения перед ролью государства, распространение
коллективистских взглядов в обществе;

         — растущая в обществе
уверенность в возможности быстрого улучшения общества – и одновременно
психологическая неудовлетворенность текущим состоянием этого общества;

         Хотя самыми яркими
представителями тоталитаризма являются А. Гитлер, Б.Муссолини и Й.В. Сталин,
нельзя сказать, чтобы с их смертью тоталитарный режим исчез. Множество
государство продолжали их традиции в течении всего ХХ века – некоторые
существуют и поныне.
КНР, времен Мао
Цзэдуна, Румыния времен Николаэ Чаушеску, Югославия времен Тито, Ирак времен
С.Хуссейна, Заир, Ливия, КНДР – это лишь некоторые из них. Тоталитарные режимы
в этих государствах привели к гибели миллионов граждан.

 

Фрагмент текста работы:

 

1.Тоталитаризм
как форма политического режима. Социальные предпосылки и идейные истоки
тоталитаризма.

 

         Тоталитаризм как
форма политического режима, прежде всего характеризуется стремлением
руководства страны подчинить уклад жизни населения этой страны некой одной,
безраздельно господствующей идее, организовав политическую систему власти так,
чтобы она помогала реализации этой идеи. Разумеется, официальная идея должна
быть труднодоступной и требовать максимального объединения и фокусировки
населения на достижении ее, а также требовать сохранения текущего политического
режима. То есть, существующий порядок вещей объявляется справедливым и верным,
лидеры государства – мудрыми и прозорливыми, политические противники – низкими
и коварными, а господствующая идея – ведущей страну и ее население в светлое
будущее. В основе самой идеологии тоталитаризма лежит рассмотрение истории, как
пути закономерного движения общества к некой цели – к примеру, к построению
коммунизма, мировому господству своей расы и так далее. [[1]]

Подобная идеология формируется и задается правящим
общественно-политическим движением, правящей элитой, «вождем народа», а также
естественным с точки зрения многих ученых, стремлением государства к контролю
над обществом. При этом власть и народ мыслятся как единое целое, народ под
руководством власти должен идти в светлое будущее, борясь против внутренних
врагов и враждебного внешнего окружения. Властная вертикаль, будь это военная
хунта, политическая партия, или харизматичная фигура вождя, является центром
тоталитарной система. Критическое отношение к ним пресекается, их роль
объявляется мудрой, непогрешимой и истинно справедливо. Правящая партия
является ведущей силой общества, ее догмы имеют едва ли не священных характер,
иные же партии запрещаются, или уничтожаются. Тоталитарный режим допускает лишь
одну партию и лишь одного лидера – конкурирующие же идеи объявляются
антинародными и вредительскими. [[2]]

         Что касается
идеологии, то необходимо уточнить, что идеология тоталитаризма не есть что-то
стабильное – «линия партии» может меняться согласно текущим актуалиям. Яркий
пример это взаимоотношения СССР и нацистской Германии, когда летом 1939 года
нацистская Германия была объявлена не просто не врагом социализма и советских
республик, но даже в чем-то союзником, ее система провозглашалась более
прогрессивной, нежели «капиталистические демократии» Запада – и таковой перекос
продолжался до самого вероломного нападения Германии на СССР. Схожая ситуация
происходила, к примеру, в СССР во время НЭПа, или Перестройки, в КНР во время
постепенного разрешения частного капитала, в Ливии времен Кадаффи и так далее.



[1] Андерсон Р. Тоталитаризм:
концепт или идеология? //Полис. 1993. №3.

[2] Поппер К. Открытое общество и его враги [В 2 т.] — М., 1992

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы