Контрольная работа Гуманитарные науки Библиотековедение

Контрольная работа на тему Типология пользователей библиотек

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

1. История типологии читателей в России 3
2. Типологические подходы в делении читателей современных библиотек 5
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 16

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таков общий портрет читательской аудитории ЦНБ УрО РАН. Дальнейшее изучение самих читателей, их информационных запросов и потребностей позволит составить более детальную классификацию читателей, позволит углубить дифференцированный подход к ним, повысить эффективность библиотечного обслуживания.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. История типологии читателей в России

Изучение читателя, его информационных запросов и потребностей всегда ставилось во главу угла большинства библиотековедческих исследований. Для этой цели был выделен даже раздел библиотековедения – читателеведение. Одной из самых сложных и противоречивых проблем читателеведения стала проблема дифференциации, классификации читателей.
Поиски оснований для научной классификации читателей велись, в основном, в трех направлениях: в области социологии, в области общей психологии и в области социальной психологии.
В дореволюционный период, также, как и в советский период (вплоть до семидесятых годов ХХ века) в изучении читателей преобладал социологический подход, который позволял получать только количественные характеристики. При построении классификации читателей учитывались, в основном, социально-демографические признаки: возраст, пол, профессия, уровень квалификации, стаж работы. Проводимые исследования отличались односторонностью подхода к дифференциации читателей, несмотря на то, что еще в 1964 г. Н.С. Карташов предлагал начать разработку «синтетической» классификации читателей, в основу которой должен быть положен «не один признак, а совокупность взаимосвязанных признаков, характеризующих наиболее существенные стороны личности читателей» [3]. При этом он обратил внимание на следующие четыре группы признаков: культурно-технический уровень читателей, характер взаимосвязи читателя и книги в процессе чтения, индивидуально-психологические особенности читателя и характер читательских интересов.
Дифференциация читателей по отдельным видам литературы стало предметом рассмотрения в исследованиях 80-х – 90-х годов: «Динамика чтения и читательского спроса в массовых библиотеках», «Книга и чтение в зеркале социологии», проводимых ГБЛ (ныне РГБ). В них уже присутствует социально-психологический подход к проблеме дифференциации читателей, который особенно проявился в предыдущем исследовании ГБЛ: в книге «Проблемы социологии и психологии чтения». В статье «К вопросу о типологии читателей» [1] Л. И. Беляева в систему типообразующих признаков для построения типологии читателей включила мотивы, установки, интересы, стимуляторы, восприятие и критерии оценки с учетом трёх фаз чтения: предфазы, собственно чтения и постфазы. Мотивы чтения она назвала смыслообразующими, так как они определяют всю «систему ожиданий» читателя. Мотивы делятся ею на осознанные и неосознанные. Под установкой она понимает определенный настрой личности. По мнению Беляевой Л. И., явление установки настолько фундаментально, что оно имеет исключительное значение как типообразующий признак. Вводя читательский интерес в систему типообразующих признаков, Беляева Л. И. подчеркивает, что необходимо учитывать не только содержание, но и качественные характеристики читательских интересов: их глубину, широту, устойчивость. Стимуляторами чтения выступают советы друзей, аннотация, заглавие, внешний вид книги. Исходя из этого, Беляева Л. И. выделяет пять читательских типов и называет их социально-психологическими. Характеризуя мотивы, установки, интересы, стимуляторы и критерии оценки каждой из групп, главное внимание она уделяет характеристикам восприятия. В зависимости от характера восприятия, его качества были выделены следующие типы:
1. оптимальное эстетическое восприятие;
2. восприятие «слоя фактов»;
3. рассудочное, «познавательное» восприятие;
4. эмоциональное восприятие, основанное на субъективных ассоциациях;
5. поверхностное восприятие всех компонентов произведения.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы