Контрольная работа на тему Тихий Дон» М. Шолохова как роман эпопея. Трагическое осмысление судьбы русского народа. Г. Мелехов как правдоискатель.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
1. Эпический характер романа М.А. Шолохова «Тихий Дон» 4
2. Осмысление судьбы русского народа в романе «Тихий Дон» 8
3. Григорий Мелихов: поиск правды 12
Заключение 15
Список использованной литературы 16
Введение:
«Тихий Дон» М.А. Шолохова – произведение, которое сыграло важную роль как в развитии отечественной и мировой литературы, так и в общественном сознании. Острые социальные проблемы, исторические события, влияющие на судьбы миллионов людей, положенные в основу романа-эпопеи, до настоящего времени привлекают к себе внимание читателей и критиков. Пристальное внимание приковывают образы людей, оказавшихся непосредственными участниками коренного перелома, переустройства жизни. Роман сохраняет свою актуальность не столько благодаря описанию конкретно-исторических событий, сколько вневременным, вечным ценностям, значению темы судьбы человека в условиях войны, идеологической схватки.
Роман «Тихий Дон» с самого момента своего написания привлекал как отечественных, так и зарубежных исследователей. Поэтому можно говорить о высокой степени разработанности темы реферата. Вместе с тем глубина произведения и поднимаемых в нем личностных и общечеловеческих проблем имеет настолько большое значение, что и в наши дни исследование отдельных аспектов произведения является актуальным и имеет практическое и научное значение.
Цель данной реферативной работы заключается в том, чтобы на основе изучения романа-эпопеи «Тихий Дон», литературоведческих исследований изучить трагическое осмысление судьбы русского народа и непосредственно Григория Мелехова.
Задачи исследования:
– выделить признаки, характеризующие произведение «Тихий Дон» как роман-эпопею;
– изучить трагическое осмысление судьбы русского народа в романе;
– охарактеризовать образ Г. Мелихова как праводоискателя.
Структура реферата включает введение, три главы, заключение и список источников и литературы.
Заключение:
Роман М.А. Шолохова является общенародной эпопеей. Здесь отражено столкновение истории и личности, стремящейся и всеми силами пытающейся на сломе времени сохранить традиции вековых народных ценностей, не потерять себя в вихре опасных событий.
М.А. Шолохов следовал принципу неотделимости личности от истории. Главный герой романа М.А. Шолохова – народ. Автор без прикрас изображает сильные и слабые стороны его представителей, мучительные противоречия, через которые проходит каждый персонаж. М.А. Шолохов смотрит на их поступки с гуманистической позиции, благодаря чему в произведении часто появляется соединение голоса автора с голосами героев.
Народность, глубинное внутреннее содержание, психологизм, бытийность, многогеройность, историзм, широкий масштаб изображения событий, особенности композиции позволяют говорить об эпичности романа «Тихий Дон». Данное произведение можно назвать своеобразной энциклопедией русской жизни, уникального синтеза литературы и истории
Таким образом, мы можем заключить, что произведению «Тихий Дон» свойственны традиционные для романа-эпопеи черты.
Писатель изображает жизнь героев с разных ракурсов, но их объединяет идея единства народа. Важно прочтение произведения для русского человека, поскольку оно дарит ощущение понимания русского характера, менталитета и традиций, передающихся в течение многих столетий от поколения к поколению. Роман «Тихий Дон» М.А. Шолохова изображает характеры, обуреваемые чувствами, страстями и амбициями, актуальными во все времена. Герои ищут истину и свой путь в жизни, преподносящей испытания, приходят к пониманию того, что самое главное в жизни любого человека – это дом, семья, доброта, трудолюбие, мирная жизнь. Именно это делает данное творение особенным не только для русской, но и мировой классики.
Фрагмент текста работы:
1. ЭПИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР РОМАНА М.А. ШОЛОХОВА «ТИХИЙ ДОН»
Роман М.А. Шолохова «Тихий Дон» по праву считается гениальным и многогранным творением не только русской, но и всей мировой литературы. Человечество ХХI века продолжает восхищаться талантом и мастерством писателя, который создал произведение, проникнутое глубоким смыслом и универсальными идеями. Однако нельзя отрицать, что это было достигнуто благодаря эпическим чертам, нашедшим своё отражение в романе «Тихий Дон».
Прежде чем проанализировать эпические особенности романов, следует обратиться к самим понятиям «эпос» и «эпопея». Согласно словарю литературоведческих терминов Белокуровой С.П., эпос – «один из трех основных родов литературы, в отличие от лирики и драмы выдвигающий на первый план объективное изображение действительности, авторское описание событий, развертывающихся в пространстве и во времени, повествование о различных явлениях жизни, людях, их судьбах, характерах, поступках и т.д. Особую роль в произведениях эпических жанров играет носитель повествования (автор-повествователь или рассказчик), сообщающий о событиях, их развитии, о персонажах, об их жизни, при этом неотделяющий себя от изображаемого» [1, с. 311].
Эпопеей является тот роман (или цикл представленных романов), который изображает определённый период исторического времени или значительное, судьбоносное событие в жизни нации (война, революция и т. д.) [2, с. 320]. Для эпопеи характерны широкий географический охват, отражение жизни и быта всех слоев общества, а также народность содержания.
Примерами романов-эпопей в зарубежной литературе являются произведения М. Сервантеса, Ф. Рабле, О. Бальзака. Что касается русской литературы XIX – XX вв., помимо «Войны и мира» Л.Н. Толстого, «Тихого Дона», «Поднятой целины», «Они сражались за Родину» М.А. Шолохова можно привести примеры романов-эпопей «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова, «Живые и мёртвые» К.М. Симонова, «Доктор Живаго» Б.Л. Пастернака и другие.
В произведении «Тихий Дон» присутствуют характерные для романа-эпопеи черты: масштабные события, реальные исторические лица, социальный охват действительности, широкое изображение народа, определяющего ход истории. Прежде всего следует обратить внимание на то, что роман становится эпопеей в том случае, если действие происходит на фоне масштабных событий, затрагивающих многих людей в произведении.
Роман и его история словно оживают на глазах читателя, приобретая черты реально происходящих событий. Читая данное произведение, мы переносимся на много лет назад, начиная наблюдать за мирной жизнью дворянства и простого народа, за их взаимодействием и противоречиями, поиском жизненных ориентиров. С точки зрения исторической и культурной ценности рассматриваемого произведения М.А. Шолохов смог передать разное восприятие войны, приоритет мирной жизни для всего человечества.
Шолоховский роман состоит из четырёх книг, восьми частей, которые в своей гармоничной структуре полностью раскрывают авторскую концепцию, а одной из стержневых, концептуальных составляющих художественного мира романа выступает органическое взаимодействие образов реки и героя (Григория Мелехова), героя и реки, проходящее через всё эпопейное повествование.
Образ Дона выступает одним из главных эпических образов романа-эпопеи, пронизывает все сферы повествования, активно способствуя раскрытию авторской концепции мироздания, жизнебытия, судьбы народной – судьбы человеческой [2].
Образ Дона заявлен в самом начале романа (первый абзац первой главы), выступая характерной частью художественного замысла в его пространственных и природных измерениях: «Мелеховский двор – на самом краю хутора. Воротца со скотиньего база ведут на север к Дону. Крутой восьмисаженный спуск меж замшелых в прозелени меловых глыб, и вот берег: перламутровая россыпь ракушек, серая изломистая кайма нацелованной волнами гальки и дальше – перекипающее под ветром воронёной рябью стремя Дона» [4, c.8].
Дон (и «тихий», и «смутный») является одним из «первоэлементов» романного мира М. Шолохова, в пространстве которого образ главного героя, донского казака Григория Мелехова предстаёт живым, выразительным образом сына Дона, человека Дона со своими индивидуальными антропологическими, национальными, социальными, историческими слагаемыми и измерениями. Григорий Мелехов – человек как река, «текучая вода» со своим «течением», «глубиной» и «стременем», «могущественным потоком», «коловертью» и «перекатами», «быстриной», «половодьем» и «завитками течения».
Дон для Григория Мелехова – родина; от первой, «упреждающей» картины «зоревой рыбалки» на Дону до финального возвращения «к Дону» и разоружения («бросил в воду винтовку, наган, потом высыпал патроны») герой живёт и действует – в основном – в донском пространстве: «спускается к Дону», идёт «по-над Доном», «переправился через Дон», «перешёл Дон» и т. д. Дон органично присутствует в жизни, сознании, переживаниях, действиях Григория Мелехова как природное, бытийное явление в триаде земля – река небо (река – это Дон), и вместе с тем «мир реки» является «зеркалом», «текучим отражением» внутренних, психологических, личностных состояний героя [2].
Так, на этом уровне анализа эпической структуры романа отчётливо раскрываются шолоховские художественные принципы «всеединства», целостности, полноты и взаимосвязи, взаимодействия человека и природы, «мира реки» и мира главного героя.
М.А. Шолохов продолжает мысль в восприятии войны за Отечество как священного долга христолюбивого воинства, наследниками которого на протяжении столетий было казачество, укреплявшее российскую государственность. Проводниками данной концепции на страницах романа «Тихий Дон» является старшее поколение: старик Баклановец, дед Гришака, Николай Листницкий. Защита казачества своего и других народов в Первой мировой войне продолжает данную традицию.