Контрольная работа на тему Теория «двухступенчатого потока информации» во взаимодействии прессы и аудитории. «Лидеры мнений» в восприятии журналистской продукции (Я. Лазарсфельд).
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. ТЕОРИЯ
«ДВУХСТУПЕНЧАТОГО ПОТОКА ИНФОРМАЦИИ»: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ ВИДЕНИЕ. 5
2. «ЛИДЕРЫ МНЕНИЯ» И
РАЗВИТИЕ ТЕОРИЙ ЛАЗАРСФЕЛЬДА.. 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 16
ЛИТЕРАТУРА.. 17
Введение:
Впервые концепция двухступенчатого потока информации
была озвучена П. Лазарсфельдом, Б. Берельсоном и Г. Годэ в 1944 году и обнародована
в книге «Выбор народа». Внимание ученых привлекло явление, которое они выявили
в ходе изучения предвыборной кампании в США: агитация, осуществляемая средствами
массовой информации была главным образом направлена на оппонента Рузвельта, но тем
не менее последний получил больше голосов на выборах. В связи с этим ученые заинтересовались
причинами, которые могли воздействовать на неэффективность работы СМИ. В результате
исследования продемонстрировали, что решения голосующих в значительной степени
зависели от позиции окружающих, а не от средств массовой информации. Следовательно,
напросился вывод, что лидеры общественного мнения могут оказывать значительно
воздействие на результаты общественных обсуждений и личные позиции.
Теория двухступенчатого
потока информации постулирует, что принятие информации реципиентом
осуществляется в два этапа. При этом средства массовой информации являются не
самым действенным инструментов убеждения на уровне индивида, но при этом сведения,
попадающие к первичным группа, например, через друзей и семью, посредством
межличностной коммуникации, может воздействовать в гораздо большей мере.
Развитие средств массовой информации, возникновение
новых источников получения сведений о мире делают актуальным изучение теорий П.
Лазарсфельда.
Предмет работы – теории коммуникации П. Лазарсфельда.
Объект работы – место теорий П. Лазарсфельда в мире
современных средств массовой коммуникации.
Цель работы – исследовать актуальность
основополагающих концепций и теорий П. Лазарсфельда в контексте
современной информационной реальности.
Задачи работы:
— рассмотреть становление, развитие и современное состояние
теории «двухступенчатого потока информации»;
— изучить применительно к современным информационным
системам воздействие «Лидеров мнения» нашего времени.
Заключение:
В результате проведенного
исследования можно утверждать, что в настоящее время концепция Пола
Лазарсфельда весьма актуальна и эффективна как при изучении коммуникативной
части электоральных процессов, так и для работы с коммуникативными процессами в
целом. Созданные им методы исследования выступают как наиболее подходящие
способы изучения таких процессов. Кроме того, они могут использоваться и для
изучения новых средств коммуникации, например Интернета.
Российская
интернет-аудитория быстро расширяется из года в год, вызывая несомненный рост
числа возможностей, появляющихся у пользователей онлайн пространства. Различные
типы деятельности индивида успешно переходят в электронный формат, трансформируя
привычные занятия людей и человеческое общество в целом.
Поэтому большое значение
приобретает исследование различных средств коммуникаций, которые в том числе можно
изучать при помощи социальных сетей. Фактически ни одна интернет-платформа не
обходится без привычного набора опций для пользователя, стремящегося отобразить
свою социальную жизнь в виртуальном мире.
Через такие
интернет-платформы идут огромные потоки часто нерегулируемой информации,
которые, по аналогии с традиционными средствами коммуникации, должны быть
изучены и концептуализированы. Потому что мере того, как осуществляется
повсеместная компьютеризация социума, все больший массив информации, накопление
огромных объемов данных побуждают к изучения этих феноменов.
Фрагмент текста работы:
1. ТЕОРИЯ «ДВУХСТУПЕНЧАТОГО ПОТОКА ИНФОРМАЦИИ»: ИСТОРИЯ И
СОВРЕМЕННОЕ ВИДЕНИЕ
Группой исследователей в
1940 г. был разработан и проведен сложный полевой эксперимент. Ученые
ежемесячно с мая по ноябрь выборочно опрашивали 600 семей по пять человек в
каждой в одном из городов в графстве Эри, штат Огайо, который принимался за
унифицированную административную единицу США. С помощью достаточно обширной и
подробной анкеты американский исследователь Пол Лазарсфельд попытался выяснить,
знают ли люди конкретное содержание масс-медиа, например, слышали/читали ли они
речи кандидатов в президенты. Ученый опирался на предположение, что, если пропаганда
так действенна, как говорят теории массового общества, воздействие медиа будет
очень значительным[1].
Полученные сведения абсолютно
противоречили идеям теории массовой коммуникации: 53% избирателей выбрали
кандидата еще в начале кампании и остались верны своему выбору; 24% сделали закономерный
выбор и не изменили его; 15% все время меняли мнение, тяготея то к одному
кандидату, то к другому, но в итоге поддержали первого избранника; и только 8%,
поддерживая в ходе кампании одного и того же кандидата, на самих выборах в
последний момент отдали свой голос за другого. Последние две группы
респондентов в целом мало обращались к средствам массовой информации, и лишь единицы
из них подтвердили некоторое воздействие их сообщений. Наоборот, эти респонденты
обычно признавались, что воздействие на них оказали другие люди. Многие были
политически безразличны. Они были не в состоянии самостоятельно определиться с
выбором избранника, потому что это было им неинтересно. В большинстве случаев
они отдавали голос тому кандидату, за которого голосовали их родные, а не за
того, за кого агитировали газеты или радио[2].
Трудов, посвященных рассмотрению
творчества Пола Лазарсфельда, очень мало, исключение составляет небольшого количество
статей, изучающих отдельные исследования и посвященных социологическому методу.
Среди известных авторов таких работ была и жена исследователя Патриция Кендалл
и его ученики Джеймс Коулмен и Симпсон Гарфинкель. В современной отечественной
науке отсутствует полноценное и подробное осмысление концепции Пола
Лазарсфельда, несмотря на то что его работы уже сейчас признаны классикой в области
исследования влияния средств массовой коммуникации. В настоящее время это
связано, в наибольшей степени, с развитием Интернета и трансформацией
коммуникативного пространства, где его теория приобрела особое «звучание»,
новое применение.
В соответствии с общепринятой
3-этапной историей научного рассмотрения медиаэффектов[3]
работы Пола Лазарсфельда следует отнести ко 2-му этапу. Он изучил
многочисленные приемы отрицания людей власти средств массовой информации и
доказал, что они не столь ужасно действуют на человеческое сознание. Его мысли заложены
в основу концепции ограниченных эффектов средств массовой информации. Для теорий
ограниченного влияния средств массовой информации характерны следующие моменты: [1] Брайант Д.,
Томпсон С. Основы воздействия СМИ / Д.
Брайант, С. Томпсон. — М.: ИД «Вильяме», 2004. – С.65. [2] Зимин М.В.
Эффективность медиатизированной массовой коммуникации в избирательном процессе:
теоретические модели и электоральная практика / М.В. Зимин // Политематический сетевой электронный научный
журнал Кубанского государственного аграрного университета. — 2006. —
№20. — С. 278. [3] Брайант Д.,
Томпсон С. Основы воздействия СМИ / Д.
Брайант, С. Томпсон. — М.: ИД «Вильяме», 2004. – С. 55.