Основы речевой культуры дефектолога Контрольная работа Педагогика/Психология

Контрольная работа на тему Темп речи, ритм и их значение в работе над дикцией.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

1. Значение
темпа и ритма в речевом развитии. 4

2. Дикция:
значение темпа и ритма речи в работе над ней. 9

Заключение. 17

Список
литературы.. 19

  

Введение:

 

Темп и ритм речи играют
важную роль в речевом развитии. Темпо-ритмическая сторона речи координирует
работу речевого периферического аппарата, синхронности работы голосового,
дыхательного и артикуляционного отделов. Развитие моторики,
зрительно-двигательной координации, эмоциональной сферы также тесным образом
связаны с процессом организации темпа и ритма устной речи [2, 6].

Правильная артикуляция, четкая
разборчивая речь, облегчающая восприятие сказанного другими людьми представляют
собой дикцию. Человек с хорошим произношением не картавит, не гнусавит и не
шепелявит.

У каждого человека есть проблемы с
проговариванием отдельных морфем или звукосочетаний. Расстройство дикции могут
спровоцировать разные факторы как патологические, так и физиологические [1,
3].

Дикция зависит от работы речевого
аппарата (органов слуха, артикуляции, дыхания, центральной нервной системы).
Гласные и согласные звуки непосредственно создаются артикуляционным аппаратом.
Все дефекты этих органов отразятся на четкости произнесения звуков [3]. Для правильной дикции
потребуется тренировка речевого аппарата.

Цель работы – изучение темпа речи,
ритма и их значения в работе над дикцией.

Задачи:

— изучение значения темпа и ритма в
речевом развитии;

— описание дикции и определение
значения темпа и ритма речи в работе над ней.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Многие отечественные и
зарубежные исследователи обращались к проблеме речевого темпа и ритма, но она
до сих пор не может считаться решенной. В последние годы небывалую популярность
приобрели когнитивные экспериментальные исследования, в том числе в области нейролингвистики,
что позволяет по-новому взглянуть на процесс порождения темпа и ритма,
особенности их восприятия.

Темп речи может
определяться как скорость артикуляции и измеряться числом звуковых единиц,
произносимых в единицу времени. Темп является одним из выразительных средств
устной речи, он зависит как от быстроты произнесения следующих друг за другом
речевых звуков, так и от частоты и длительности пауз между словами и
предложениями.

Темп речи формируется
одновременно с развитием речи, и влияют биологические (наследственные) и
социальные факторы.

Темп речи во многом
определяет своеобразие другого параметра речи – ритма. Существуют разные
подходы к определению понятия ритм. В отечественной лингвистике под ритмом
понимается равномерное, закономерное чередование соизмеримых и чувственно
ощутимых элементов (речевых, звуковых, изобразительных и т. п.). Он
представляет собой звуковую организацию речи при помощи чередования ударных и
безударных слогов, упорядоченность звукового, словесного и синтаксического
состава речи, определенная ее смысловым заданием.

Основным свойством
речевого ритма является периодичность, т. е. закономерное, периодическое
повторение во времени соизмеримых единиц речи.

Темпо-ритмическая
организация устной речи является тем стержнем, который объединяет и
координирует все составляющие устной речи, включая лексико-грамматический строй
речи, произносительную сторону речи и весь комплекс просодических
характеристик.

Для произношения звуков используются
многие мускулы горла и гортани. Они формируют голос, делают его приятным или,
наоборот, отталкивающим. Движения этих мускулов определяют также правильность
произношения, под которой понимается соответствие установившимся нормам
литературного языка. Правильность произношения – важный показатель речевой
культуры. Стоит произнести несколько фраз, как слушатели сделают вывод,
насколько приятен голос, в ладу ли человек с нормами произношения.

Чтобы быть приятным
слушателю, необходимо следить за собственной речью, голосом. Здесь важна и
постановка голоса. Конечно, речь индивидуальна. Манера произношения слова
трудно поддаётся описанию. У каждого человека своя неповторимая манера
говорить, благодаря чему можно отличить одного говорящего от другого. Но
следует помнить, что манера выговаривать слова зависит от темперамента
человека, характера деятельности, уровня общей и языковой культуры.

Для улучшения речевых
навыков нужно учиться слушать звучащую речь, наблюдать свое произношение и
окружающих. Очень многое в этом отношении может дать простое сравнение с речью
людей, уже прошедших специальную подготовку. К сожалению, хорошая дикция не
всегда дается от природы. Часто это связано с тем, что ребенок в детстве,
подражая взрослым, усвоил неправильное произношение. Поэтому дикцию нужно
развивать, чтобы быть понятым окружающими
людьми, уметь производить приятное впечатление
во время выступления или собеседования на работу, на деловой встрече или
свидании и т. д., привлекать внимание
в любой аудитории.

Хорошим рассказчиком, приятным
собеседником можно стать, развивая четкое произношение, голос, дикцию.
Поставленный голос, приятный тембр, размеренные темп и ритм речи, четкая
дикция, многообразие интонационных оттенков помогают установлению
межличностного контакта, повышают эффективность общения.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Значение темпа и ритма в речевом
развитии Речь
принято понимать, как форму сознательной деятельности людей, опосредованную
языком, состоящую из операций понимания и воспроизведения. Речь человека – это
динамический процесс, основными составляющими которого являются
звукопроизношение, часто связанное с жестами и мимикой, выступающее как внешнее
оформление речи – мышления; содержание речи, как результат мышления и
эмоциональных потрясений; социальность речи, как связь с жизнью человеческого
общества, вне которого речи нет [13].

К
основным структурным компонентам речи можно отнести звуковой состав, словари и
грамматический строй. Словарь, звукопроизношение и грамматический строй
взаимосвязаны, формирование каждого из них обусловлено своевременным
формированием развитием физических и психических функций.

Под
предпосылкой чаще всего понимается предварительное условие чего-либо
(предпосылка успеха, предпосылка события, предпосылка развития чего-либо). К
предпосылкам развития интеллекта по В. В. Ковалеву относятся отдельные
психические процессы: память, внимание, гнозис, праксис, владение речью,
сознание, умственная работоспособность, темп психических процессов, активность,
инициативность и другие психические процессы, которые обычно относят к высшим
корковым, или мозговым функциям, мышлению [8].

Под
предпосылками речевого развития понимаются условия, которые необходимы для
успешного формирования и развития речи. Можно выделить следующие группы
предпосылок (т. е. необходимых условий) развития речи: социальные предпосылки,
сенсомоторные предпосылки, познавательные предпосылки.

Социальная
среда дает постоянно действующие звуковые раздражители, наполненные
определенным содержанием, благодаря чему в процессе сознательного обучения
воспитывается нормальная речь. Умение устанавливать контакт, сотрудничать с
незнакомым человеком; взаимодействовать с людьми – необходимые социальные
условия формирования речи [3].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы