Психолого-педагогическое образование Контрольная работа Педагогика/Психология

Контрольная работа на тему Тема: Психопрофилактика адаптации в начальной школе у первоклассников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Пояснительная записка 3

Этапы реализации программы 12

Структура программы 20

Содержание коррекционно-развивающих занятий по профилактике трудностей адаптации первоклассников 29

Список литературы 95

Приложение 1 «Методики исследования» 98

Приложение 2 «Организация и методы исследования» 101

Приложение 3 «Результаты исследования» 102

Приложение 4 «Практические рекомендации для родителей» 108

  

Введение:

 

Программа обусловлена важной задачей современного образования — повышение эффективности формирования личности в ее интеллектуальном, креативном, социально-культурном, личностном и духовном развитии. Ведущим условием достижения данной цели является обеспечение социально-психологической адаптации к новым условиям обучения. С точки зрения проблемы адаптации в процессе обучения, выделяют три сложных периода: при поступлении в первый класс, при переходах в основную и старшую школу. Анализ последних исследований и публикаций.

Данная программа направлена на осуществление комплексной психопрофилактики адаптации обучающихся первых классов. Программа дает возможность отслеживать процесс развития, заниматься глубокой и всесторонней как профилактической, так и развивающей работой в зоне ближайшего развития детей определенного возраста, осуществлять индивидуальную поддержку тех, кто в ней нуждается. Педагог-психолог становится полноправным участником образовательного процесса. У него появляется возможность тесно сотрудничать с педагогами в решении проблем и задач развития конкретных детей и ученического коллектива в целом, прежде всего — с классным руководителем.

Исходными документами для составления рабочей программы являются:

1. Конституция Российской Федерации (12 декабря 1993 г.) с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. №6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. №7-ФКЗ.

2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ( это точь в точь !Нужно хотя бы перефразировать все что желтым)

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) от 6 октября 2009 г. N 373; в ред. от 11 февраля 2013 г. N 26993. 5. Должностные инструкции педагога-психолога

Цель программы – психопрофилактика школьной адаптации обучающихся первых классов к обучению в школе.

Задачи обучающие:

— формировать у первоклассников реальные представления об особенностях обучения в школе;

— формировать и развивать общеучебные умения и навыки (умение самостоятельно работать в заданном темпе, умение контролировать и оценивать свою работу).

Задачи развивающие:

— развивать у детей различные виды памяти, внимания, воображения;

— развивать речь при работе над словом, словосочетанием, предложением;

— развивать мышления в ходе усвоения детьми таких приёмов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать;

— развивать сенсорную сферу (глазомера, мелких мышц кистей рук) и двигательную сферу.

Задачи воспитательные:

— формировать навыки контакта с другими обучающимися, с учителем;

— формирование адекватного поведения;

— формировать систему нравственных межличностных отношений (формирование «я-концепции»).

В соответствии с задачами можно выделить основные направления работы по адаптации первоклассников к школе:

1. Психологическая диагностика.

2. Консультативная работа с педагогами и родителями.

3. Профилактическая работа.

4. Коррекционно-развивающая – профилактическая работа.

5. Аналитическая работа.

Учитывая психологические особенности учащихся в работе используются следующие формы:

— фронтальная;

— групповая;

— индивидуальная.

Методы работы:

— наблюдение;

— беседа;

— анкетирование;

— опрос;

— тестирование;

— игротерапия – метод моделирования системы социальных отношений в наглядно-действенной форме в особых игровых условиях;

— арт-терапия – метод гармонизации развития личности через развитие способностей самовыражения и самопознания;

— тренинг – метод обучения ребенка адекватным формам поведения в проблемных ситуациях;

— психогимнастика – невербальный метод групповой терапии, в основе которой лежит использование двигательной экспрессии;

— метод социальной терапии – метод психологического воздействия, основанный на использовании социального принятия, признания, социального одобрения и положительной оценки ребенка значимым социальным окружением – как взрослыми, так и сверстниками.

Принципы психологической профилактики

— научность – использование современных педагогических технологий и методик;

— системность – проведение систематической психопрофилактической работы со всеми участниками образовательного процесса;

— комплексность — совместная деятельность всех участников педагогического процесса в решении вопросов психопрофилактики: классных руководителей, учителей, педагога-психолога, социального педагога, логопеда, администрации и др.;

— превентивность – обеспечение первичной помощи первоклассникам по проблеме адаптации к школе;

— открытость – необходимость в использовании ресурсов сетевого взаимодействия и социального партнёрства, открытость мероприятий для педагогических и руководящих работников ОУ,

— технологичность — использование современных информационных и интерактивных технологий.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Фрагмент текста работы:

 

Этапы реализации программы

Психопрофилактика адаптации к школе должна проводиться с первоклассниками на протяжении первого полугодия. Все обозначенные выше направления работы отражены в следующих этапах деятельности педагога-психолога.

В целом в социально-психологической адаптации первоклассников могут быть выделены следующие основные этапы:

Первый этап-поступление ребенка в школу. Он начинается в марте-апреле месяце одновременно с записью (или отбором) детей в школу и заканчивается в начале сентября месяца. В рамках этого этапа предполагается[1]

1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение школьной готовности ребенка. Как правило, диагностика состоит из двух составных частей. Сначала осуществляется общая экспресс-диагностика, что позволяет сделать вывод об уровне психологической готовности и сформированности некоторых учебных навыков у ребенка. Затем, для детей, показавшим чрезвычайно низкие результаты, организуется второй диагностический тур. Он направлен на выявление причин низких результатов. В ряде случаев, второй диагностический срез осуществляется в начале июня или в конце августа.

2. Проведения групповых и индивидуальных консультаций родителей будущих первоклассников. Групповая консультация в форме родительского собрания – это способ сообщить родителям некоторую полезную информацию по организации последних месяцев жизни ребенка перед началом школьных занятий, возможны лекции. Индивидуальные консультации, прежде всего, проводятся для родителей, чьи дети показали низкие результаты в процессе тестирования и могут испытывать трудности в приспособлении к школе.

3. Групповая консультация учителей первых классов, носящая на данном этапе общий ознакомительный характер.

4. Проведение психолого-педагогического консилиума по результатам диагностики, основной целью которого является выработка и реализация определенного подхода к комплектованию классов.

Второй этап — первичная адаптация детей в школе. В рамках этого этапа – с сентября по январь – предполагается:

1. Проведение консультативной и просветительской работы с родителями первоклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, методике общения и помощи детям.

2. Проведения групповых и индивидуальных консультаций педагогов в выработке единого подхода к отдельным детям и единой системы требований к классу со стороны различных педагогов, работающих с классом (учитель физкультуры, учитель музыки, хореографии).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы