Серебряный век отечественной литературы Контрольная работа Гуманитарные науки

Контрольная работа на тему Тема народной души в произведениях И. Бунина

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Введение:

 

Творчество Ивана Бунина связано с идейно-творческими принципами и традициями русской классической литературы. Но необходимо заметить, что реалистические традиции, сохраненные поэтом и писателем в своем творчестве, воспринимались им через призму переходного времени, в котором ему выпал удел жить и творить. Испытывая отрицательное влияние к нравственному и эстетическому декадентству, литературному модерну, он, тем не менее, сам испытывал определенное влияние некоторых тенденций развития «нового искусства»[2].
Примем во внимание, что общественные и эстетические взгляды Ивана Алексеевича Бунина (1870-1953) формировались в обстановке провинциальной дворянской культуры конца XIX века. Его происхождение из древнего, но окончательно обедневшего к моменту рождения будущего поэта и писателя дворянского рода повлияло определенным образом на все его творчество. С 1874 года семья Буниных живет в единственном уцелевшем после разорения поместье – на хуторе Бутырки в Елецком уезде Орловской губернии. Об этом времени своей жизни И. Бунин так писал в автобиографии: «… В глубокой нулевой тишине, летом среди хлебов, что подступали к нашим порогам, а зимой среди сугробов, и прошло все мое детство, полное поэзии печальной и своеобразной».[7]. Впоследствии впечатления детских лет отразятся в произведениях писателя, в которых он нарисует посредством художественного слова и распад усадебного дворянства, и обеднение барской усадьбы, и крестьянские дома, и радости и печали русского мужика».[7]
Во время учебы в Елецкой уездной гимназии Бунин наблюдает жизнь обитателей мещанских и купеческих домов, в которых ему приходилось жить «нахлебником». Но в конце концом учебу в гимназии пришлось оставить из-за крайней материальной нужды.
С девятнадцати лет И. Бунин начинает свою трудовую жизнь, полную скитаний и лишений. Сначала он работает в Харьковской земской управе, а затем в «Орловском вестнике», где ему приходится быть «всем, чем придется, – и корректором, и переводчиком, и театральным критиком».[7]
Проза Бунина имеет гораздо более широкий социально-философский диапазон, чем его поэтическое творчество. Основной темой его прозаического творчества становится разоряющаяся деревня, разрушительные последствия проникновения в ее жизнь новых капиталистических отношений; деревня, в которой поселились голод смерть, физическое и духовное увядание. Бунин много пишет о стариках: его интерес к старости, закату человеческой жизни объясняется повышенным вниманием писателя к «вечным» проблемам жизни и смерти, которые волновали его со времен отрочества и до конца дней[3, с.553].

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

И что бы там не говорили, Бунин с большим сочувствием относился к русскому народу, глубоко верил в его душевное здоровье и могучие нравственные силы, которые лишь были скованны в нем до поры до времени в виде уродливых форм ему современной общественной жизни. Не сомневаясь в грядущем возрождении, писатель все же предавал много значения способности народа переносить жизненные невзгоды, нежели его стремлению активно противостоять им. Таким мы видим народ в рассказах «Веселый двор», «Захар Воробьев», «Худая трава», «Сверчок». Герои этих рассказов: и кроткая всепрощающая Анисья, и простодушный и добрый богатырь Захар Воробьев, и Егор Минаев (Сверчок) – являются для Бунина представителями истинной России. Они противостоят миру кулаков и лавочников. На этих людей писатель возлагает надежды на грядущее национальное возрождение «В отношении людей мужицкого мира в дореволюционных деревенских вещах Бунина все симпатии и неподдельное сочувствие художника на стороне бедных, изнуренных безнадежной нуждой, голодом… унижениями от власть и капитал имущих. В них его особо трогают покорность судьбе, терпение и стоицизм во всех испытаниях голода и холода, нравственная чистота, вера в Бога, простодушные сожаления о прошлом. К людям, так или иначе порывающим с этим исконным крестьянским миром… Бунин беспощаден»,– писал о героях Бунина А. Т. Твардовский[3, с.584].
Такая непоколебимая позиция Бунина проявилась еще с большей силой в эпоху великих революционных потрясений, когда народ с оружием в руках поднялся на борьбу. В лице восставших писатель увидел слепую, разрушительную силу, которую всегда опасался и где-то даже ненавидел. Он наотрез отказывался принимать народ в этих людях и поэтому навсегда порвал с этим народом…[4]
Бунин провел в эмиграции тридцать два года. Трагическое осознание того, что он навсегда потерял Россию, не покидало писателя до последних дней его жизни. Жизнь вне России поставила перед ним задачу, к выполнению которой он и так был готов всей прошедшей своей жизнью и опытом. Поскольку он был оторван от родины и обладал исключительно старым историческим материалом и старыми о нем представлениями, то это стало причиной того, что многие произведения эмигрантского периода «Жизнь Арсеньева», цикл «Темные аллеи» и другие – тяготеют к «прошлому», «отжившему» и его вечным проблемам.
Именно в разлуке с родиной, вдали от нее, у Бунина нашлись самые нежные и ласковые слова о ней, которые он раньше, живя в России, стеснялся произнести вслух. Вера в Россию и предопределила исключительность судьбы Бунина среди богатой талантами русской литературы. Он не только был, но и остается одним из крупнейших российских писателей.
Слово Бунина-писателя осталось нетленным. Оно вошло в сокровищницу прекрасного и вечного, что его называют истинным искусством, и к чему всю свою жизнь стремился художник.

 

Фрагмент текста работы:

 

Тема русской души в произведениях И. Бунина
Уже в раннем творчестве Бунина, где еще на равных сосуществуют проза и поэзия, главным предметом изображения становится человек. Лирическое начало и прозаическая форма позволяют показать человека с разных сторон, одновременно и философски и лирически, соединяя внешние наблюдения с внутренними переживаниями. У Бунина часто внешнее одиночество приводит к внутреннему ощущению опустошенности жизненного пространства. Это в свою очередь формирует этико-онтологический эгоцентризм бунинского героя. Намечается специфическая авторская «объективность», которая выражается во внимательном взгляде Бунина не только на героя, но и через героя на мир, который его окружает, и на мир в целом.
Особое место в творчестве писателя занимает тема «русскости», которая впоследствии реализована им в целом ряде произведений, основной темой которых стало исследование русского национального характера. Эта тема наложила специфический отпечаток на всю бунинскую концепцию человека.
В изображении Бунина русский человек совершенно неоднозначен, в нем сочетается православная святость, желание жить в гармонии с миром, способность к самопожертвованию и бессознательное безбожие, замкнутая самодостаточность, неприятие естественного начала[8,с.32].
Очень часто в произведениях Бунина русская натура характеризуется как стремящаяся к вечному празднику жизни, презирающая тоску повседневности и готовая к любым жертвам для того, чтобы хоть как-то разнообразить свое существование. Писатель считает русского человека «человеком играющим», в игре которого заключается как положительное, так и отрицательное для его бытия. Может именно поэтому писатель обращается в своем творчестве к кризисному состоянию «русского мира» и особой роли в нем человека[9, с.52].
Уже в 1900-е годы расширяется тематика бунинской прозы, при этом решительно меняется ее стиль. Лиризм ранней прозы уходит и на смену ему приходит совершенно новый этап творчества, который начинается с повести «Деревня». Впоследствии повести «Деревня», «Суходол» станут самыми значительными произведениями дооктябрьского творчества писателя.
Бунин не принял революцию 1905-1907гг., но исторические изменения, которые неизбежно наступили после нее, получили отражение в его творчестве. Во многих произведениях тех лет, и прежде всего, в повести «Деревня» мы видим драматические размышления Бунина о России, ее будущем, о судьбе народа, свойствах русского характера, который сложился в национальной истории.
М. Горький так писал о повести Бунина: «Деревня» была толчком, который заставил разбитое и расшатанное общество серьезно задуматься уже не о мужике, не о народе, а над строгим вопросом — быть или не быть России?
Мы еще не думали о России как о целом, это произведение указало нам необходимость мыслить именно обо всей стране, мыслить исторически»[9].
После выхода в свет повести, вокруг нее разгорелись горячие споры, связанные с оценкой достоверности социальных сил русской деревни, идеале художника.
В повести автор создал целую галерею социальных типов, которые были порождены российским историческим процессом. Это стало в то время существенным новаторством писателя. Основой повествования повести стала история жизни братьев Красовых, внуков крепостного крестьянина. Основная линия перебивается вставными новеллами, в которых раскрывается история жизни других людей деревни Дурновки. Всю свою жизнь, проведя в деревне, Тихон Красин разбогател, но деньги не принесли ему счастья. Он мечтал уйти в город, переделать свою жизнь, но оказалось, что от нее остались «одни лохмотья». Деньги и хозяйство намертво приковали его к Дурновке, откуда ему уже не выбраться. Бунин показывает, что так называемые «новые люди» только начинают перестраивать жизнь, но по-настоящему будущего у них нет, как нет будущего и у наследников Тихона, для которых он наживал деньги.
Брат Тихона – Кузьма стремится убежать от новых сельских отношений. Он уходит в город искать правду жизни, но «дурновство» одолевает и его, поэтому для Кузьмы, так как и для Тихона, «песня спета»[4, с.247].
Но есть ли будущее у Дурновки, деревни в целом? Ответ на эти вопросы у Бунина обнаруживают глубокие противоречия. Оказывается иллюзией идея единения дворян и мужиков, которая была характерна для творчества раннего Бунина и позже продолжилась в повести «Суходол»(1911г.). Как дворяне, так и новые сельские хозяева оказались совершенно недееспособными с приходом нового времени и новых общественных отношений. У Бунина можно обнаружить и светлые черты у человека из простого народа, хотя они и сочетаются у него с темными инстинктами, которые автор объясняет не историческими условиями жизни, а какими-то абстрактными свойствами «славянской души» и в этом весь трагизм такого соединения. Отметим, что взгляд Бунина на перспективы народной жизни достаточно пессимистический. Повесть заканчивается описанием обряда венчания Молодой с Дениской и в этом финале – обостренное чувство драматического тупика, безысходности сельской жизни.
Повесть «Суходол» также посвящена обреченности дворянского усадебного мира. Произведение представляет собой хронику столбовых дворян Хрущевых. В художественном изложении повесть представляет собой летопись медленного и трагичного вымирания русского дворянства, которое при этом само шло навстречу своей гибели. Мы отчетливо видим, что и на любви, и на ненависти суходольцев лежит печать ущербности и тлена, какого-то непостижимого закономерности конца.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы