Методика обучения и воспитания младших школьников Контрольная работа Педагогика/Психология

Контрольная работа на тему Тема на выбор автора. Направление: методика обучения и воспитания младших школьников. (Тема № 12)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

1. Характеристика познавательной
активности как психолого-педагогическая проблема  4

2. Возможности развития
познавательной активности на уроках в начальной школе  6

Заключение. 11

Список использованной литературы.. 12

  

Введение:

 

Актуальность. Формирование
познавательной активности у младших школьников очень актуальна для построения
учебного процесса, т. к. школе необходимо привить ученику стремление к постоянному
пополнению своих знаний с помощью самообразования, содействовать побуждениям,
расширять свой общий и специальный кругозор. Забота о создании, поддержании и
развитии интереса к предмету, к процессу познания — важнейшая задача, стоящая
перед каждым учителем. Проблема познавательной активности является необходимым компонентом
разработки таких проблем как совершенствование в организации урока, написание
учебных пособий, воспитание самостоятельности учащихся, повышение мастерства
учителя, развитие мышления учащихся.

Психологический
аспект развития познавательной активности исследовался в работах Ю. Н.
Кулюткина, А. Н. Леонтьева, М. И. Лисиной, А. М. Матюшкина, С. Л. Рубинштейна и
др. В отечественной педагогической науке эта проблема рас-матривались в трудах
П. П. Аристовой, В. С. Данюшенкова, В. И. Лозовой, Г. И. Шамовой, Г. И. Щукиной
и других ученых, определяющих познавательную активность как одно из ключевых
качеств личности, формирование которого является целью обучения.

Цель
– охарактеризовать развитие познавательной активности учащихся как
технологический процесс.

Задачи:

1. Рассмотреть
характеристику познавательной активности как психолого-педагогическую проблему;

2. Изучить
возможности развития познавательной активности на уроках в начальной школе.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Так,
познавательную активность можно рассматривать через познавательный интерес с
разных сторон: как мотив учения, как устойчивую черту личности, как сильное
средство обучения. Для того чтобы активизировать учебную деятельность школьника
нужно систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес и
как мотив, и как стойкую черту личности, и как мощное средство обучения.

Познавательная
активность характеризуется тем, что ярко насыщена эмоциональностью, т.е.
процесс познания окрашен эмоциями, которые могут быть вызваны самим процессом
умственного труда, либо предметом познания, либо перспективой, которая увлекает
за собой. Познавательный интерес становится надёжным тогда, когда используются
средства развивающего обучения, прокладывающего дорогу росткам нового в
развитии учеников, открывающего его перспективы.

 Младший школьный возраст – это период
интенсивного развития познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти,
воображения), познавательного интереса. Данный период характеризуется глубоким
изменением, происходящим в психологическом облике младшего школьника. В течение
этого времени на качественно новом уровне реализуется потенциал развития
ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя,
приобретающего собственный опыт в жизни.

Таким
образом, к развивающим методам развития познавательной активности относятся:
информационные технологии, развивающие игры, разноуровневые задания, изменение
скорости обучения (стратегия ускорения), проведение познавательных праздников и
т. д.

 

Фрагмент текста работы:

 

1.
Характеристика познавательной активности как психолого-педагогическая проблема Э.А.
Баранова в своих исследованиях описывает проблему развития познавательной
активности школьников как одну из важнейших проблем современной педагогики. Она
показана как ключевое условие в формировании у обучащихся потребности в
знаниях, овладения интеллектуальными умениями, самостоятельности, обеспечения
глубоких и прочных знаний.

Познавательная
активность в нашем случае – это один из основополагающих мотивов учения
школьников. Её действие выражается в довольно сильной форме. Под воздействием
познавательной активности учебная работа даже у слабых учеников протекает более
продуктивно [1, c.
56].

Познавательная
активность при верной педагогической организации деятельности учащихся и
регулярной и целенаправленной воспитательной деятельности может и должна стать
стабильной чертой личности школьника и оказывает сильное влияние в ходе его
развитие.

Познавательная
активность определяется через различные компоненты. Одним из главных в этом
процессе является познавательный интерес, как двигатель активизации
деятельности познания. Интерес – как нужда, потребность, что, с точки зрения
психологии, связано с мотивом познавательной деятельности.

Из
словарей В.И. Даля и С.И. Ожегова [6]. Познание – это бескорыстный процесс,
который совершается ради истины, и в его основе лежит потребность в познании,
не имеющая стремления получить выгоду. Интерес связан не столько вниманием к
чему-то значительному, сколько с побуждением человека к деятельности.

Познавательная
активность младшего ученика является глубоко изменяющейся свойством личности,
который направлен на понимание предмета деятельности. Она показывает явный
интерес к получению новых знаний, умений и навыков, а также устойчивую
надобность использования различной деятельности к пополнению новых знаний.

Современные
школы, лицеи и гимназии должны не только формировать у учеников определенный
багаж знаний и умений, а также пробуждать тяготенье к самообразованию.

Благодаря
становлению познавательного интереса ученики будут понимать насколько им
необходимо сознательно и с желанием подходить к решению поставленных задач.

Познавательный
интерес активизирует все психические явления человека, на высоком уровне своего
формирования побуждает школьника к поиску изменения действительности
посредством деятельности (усложнение целей, выделения в предметной среде
актуальных и значительных сторон для их реализации, поиск других необходимых
способов, привнесения в них творческого начала).

Д.И.
Писарев указал на то, что интересу присуще «самоактивность». Важной
составляющей интереса в педагогическом процессе является наличие его двух
видов:  1)пассивного интереса,
проявляющийся в «занимательности» (когда человек находится в плену
впечатлений); 2)активного интереса, проявляющегося в самостоятельном упорном
труде, когда человек с наслаждением отыскивает истину [7, c. 128].

Любой
урок и учебная задача имеют интересные свойства, проявляющиеся в ранее
неизвестных фактах, которые заставляют по-другому взглянуть на окружающий мир.
Благодаря окружающей среде и накопленному опыту ученик может по желанию выбрать
тот предмет, который его  заинтересует.
Однако бывает так, что учитель не задумывается об интересах и возможностях
ученика, используя неподходящую методику обучения при преподавании и затрудняя,
тем самым, весь процесс обучения. Познавательный интерес является основой для
проверки всех усилий педагога для развития личности ученика. Познание нельзя
представить без активной мыслительной операции, которая создается под влиянием
педагога. Интерес глобально рассматривается в разносторонней деятельности
учащихся, что разрешает педагогам творчески развивать интерес учеников. Таким
образом, можно сказать, что познавательный интерес относят к выборочной
ориентации личности на предметы окружающие его среды. Данная ориентация характеризуется
частым устремлением познавать мир вокруг себя. Постоянно совершенствуясь и
укореняясь познавательная активность становится базой для положительных эмоций
к учению [4, c. 20].

Таким образом, можно
полагать, что психолого-педагогическая природа познавательного интереса, как и
познавательной активности, обусловлена развитием различных составляющих, таких
как развитие в деятельности позновательной потребности, а также смылообразующим
мотивом, который побуждает человека к позновательной деятельности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы