Контрольная работа на тему Тема на выбор
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Понятие жертв войны и их место в международном гуманитарном праве 5
2. Особенности положения отдельных категорий жертв войны 7
3. Система нормативных актов, обеспечивающих международно-правовую защиту жертв войны 10
4. Актуальные проблемы международно-правовой защиты жертв войны на современном этапе 13
Заключение 15
Список использованных источников 17
Введение:
Во все времена существование человечества сопровождалось неотъемлемой и самой жестокой его спутницей – войной, следствием которой всегда является наличие жертв среди населения. Исторически, как таковые, войны это причина колоссальных людских потер, что особенно наглядно было продемонстрированно в первой половине XX века. Однако, помимо смерти, война причиняет еще больше физических и нравственных страданий живым людям (разрушенные жилища и вынужденная эвакуация, голод, плен, жестокое обращение и многое другое). Это не могло не привести законодателя самого разного уровня к пониманию того, как тяготы войны ложатся, прежде всего, на мирное население, которое объективно вело к развитию мер по оказанию помощи жертвам вооруженных конфликтов.
Так, уже в XVIII столетии отечественному военному законодательству было известно ряд норм, которыми строго запрещалось жестокое обращение с мирным населением. К примеру, в Воинский артикул 1715 года были включены положения об ответственности за грабежи и разрушение церквей, насилие над женщинами, детьми и престарелыми. В толковании к артикулу указывалось: «… убийство безоружных людей является преступлением, позорящим честь русской армии».
В немалой степени усилиям становления во всем развитом мире правовой защиты жертв войны способствовали действия общественности, которые к концу XIX века вылились в формирование той системы норм международного права, которая задает правовые начала отношениям в период военных конфликтов. Сегодня эта система представляет собой отдельную отрасль международного права, получившую название права вооруженных конфликтов, внутри которой, по мнению некоторых ученых, оформилось международное гуманитарное право, представляющее собой совокупность обязательных для государств юридических норм, направленных на защиту жертв вооруженных конфликтов международного и внутреннего характера и на ограничение средств и методов ведения войны.
Уже после Второй мировой войны международно-правовая защита жертв войны приобретает особое значение, выходит на новый уровень своего нормативного развития, изменив подход к определению круга субъектов, пострадавших от военных действий, обеспечению защиты на международном уровне, установлению обязанностей воюющих сторон и др.
Таким образом, вышеобозначенное, безусловно, определяет исследовательский интерес к проблеме обеспечения международно-правовой защиты жертв войны.
На сегодняшний день, вопросы международно-правовой защиты жертв войны находят себя в исследованиях самого широкого круга авторов — специалистов по международному праву. Работа над проблемами обеспечения правовой защиты жертв вооруженных конфликтов ведется как по самостоятельным направлениям, так и комплексно, вместе с исследованием проблем сохранения во время вооруженного столкновения гражданских объектов и культурных ценностей.
В этой связи, наиболее важными следует считать работы В. А. Батырь, Г. Г. Гольдина, И. И. Котлярова, Е. В. Медейко, Ю. В. Северинчик, М. Г. Смирнова, Л. О. Терновой, О. Г. Филимоновой и др.
Цель настоящей работы заключается в комплексном системном рассмотрении международно-правовой защиты жертв войны как институциональной категории международного гуманитарного права. В этой связи в работе поставлены следующие задачи:
1. Дать определение понятию жертв войны и обозначить их место в международном гуманитарном праве.
2. Выделить особенности положения отдельных категорий жертв войны.
3. Проанализировать систему нормативных актов международно-правовой защиты жертв войны.
4. Определить актуальные проблемы международно-правовой защиты жертв войны на современном этапе
Методологической основой исследования является как общенаучный диалектический метод, так и отдельные частно-научные методы: логический, исторический, сравнительно-правовой, формально-юридический, анализ научных концепций.
Объектом исследования выступают международные отношения, складывавшиеся по поводу обеспечения защиты жертв вооруженных конфликтов.
Предметом исследования являются нормы гуманитарного и иного международного законодательства, направленные на обеспечение защиты жертв вооруженных конфликтов.
По структуре, контрольная работа состоит из введения, четырех разделов, расположенных согласно поставленным задачам, заключения и списка использованных источников.
Заключение:
В завершении проведенной работы, возможно сделать следующие обобщающие выводы.
Выявление общей характеристики жертв войны в международном гуманитарном праве, позволило выработать авторскую формулировку о том, что под таковыми необходимо понимать все физические лица, оказавшиеся в зоне международного и немеждународного вооруженного конфликта, которые не ведут и/или не могут вести военные и иные враждебные действия, находясь в зависимом положении от противной стороны, обеспеченные международно-правовой защитой Женевскими конвенциями 1949 г.
Данная формулировка, по своему внутреннему содержанию, соответствует изменчивой природе военного конфликта, методов и способов ведения военных действий. Это обусловило наличие ряда проблем в действующей системе нормативных актов международно-правовой защиты жертв войны, которая на сегодняшний день, сложилась в основном из двух блоков: Женевских конвенций 1949 г. и Дополнительных протоколов к ним.
Например, в качестве актуальных из них на сегодняшний день, были определены:
1) нормативная недоработанность;
2) отсутствие результатов аналитической работы со стороны международного законодателя по данному направлению.
Думается, что уже сегодня, нужно внести уточнения в Женевские конвенции 1949 г. в части терроризма и экстремизма как недопустимой формы ведения войны.
К сожалению, исторически сложилось так, что международно-правовая защита жертв войны не может осуществляться без активной постоянной правотворческой работы международного законодателя. Даже миротворческие операции не могут проводится без эффективных детально проработанных норм международного права о защите жертв войны.
У механизма международно-правовой защиты жертв войны пока еще недостаточно авторитетности в глазах международного сообщества. Несмотря на то, что в Женевских конвенциях участвует около 190 стран мира, количество пострадавших от военных действий, по-прежнему высоко, особенно среди такой категории, как гражданское население.
Ведь жертвы войны в международном гуманитарном праве появились не сами по себе, а как исторически сложившаяся категория субъектов – физических лиц, которые не просто пострадали от военного конфликта, но и получили жизненно важный для себя правозащитный статус, который, к сожалению, не всегда может гарантировать им надлежащее положение в условиях военного противоборства.
В этой связи, международному сообществу необходимо усиливать юридическое значение Женевских конвенций, прежде всего, такими мерами как:
1) расширение полномочий международного трибунала, вплоть до права издавать правовые акты о срочном стороннем вмешательстве во внутренние дела воюющих между собой государств;
2) усиление ответственности за несоблюдение положений конвенций конкретными санкциями в отношении отдельных военачальников и руководства конфликтующего государства;
3) установление регулярных взносов государствами-участниками конвенций на формирование фонда помощи жертвам войны по всему миру.
Данные меры являются не просто декларативными, а мерами непосредственного прямого воздействия со строго определенным адресатом применения. Более того, в них должен быть заложен ресурс на дальнейшую модернизацию, как в сторону увеличения воздействующего влияния при ненадлежащем выполнении требований Женевских конвенций, так и в сторону его уменьшения, если государством принимаются все необходимые меры к ликвидации условий, способствующих умалению прав жертв войны.
В целом, как видится, проблема международно-правовой защиты жертв войны еще долго будет оставаться предметом не только научных, но и политических (геополитических) дискуссий.
История развития общественных отношений как на национальных, так и на международном уровнях, наглядно показывает всю неисчерпаемость проблемных аспектов, имеющихся в вопросах ведения войны, обеспечения прав человека и гражданина в случае возникновения вооруженного конфликта, соблюдения условий, диктуемых принципами международного гуманитарного права при вооруженных столкновениях государств и полугосударственных образований между собой.
Ключевая же проблема в обеспечении международно-правовой защиты жертв войны, как видится, сведена к одному – пока в обществе существует феномен вооруженного конфликта, среди его неучастников всегда будут пострадавшие, а значит механизм правозащиты всегда будет требовать к себе повышенного внимания, регулярной аналитической и нормотворческой работы, нахождения международного сообщества в режиме постоянной готовности не только разрешения этого конфликта, но и выявления в нем соответствующей категории лиц, проработки наиболее эффективных средств защиты и привлечения виновных к ответственности.
Фрагмент текста работы:
1. Понятие жертв войны и их место в международном гуманитарном праве
Исследование международно-правовой защиты жертв войны, совершенно очевидно, целесообразно начинать с уяснения основного и ключевого понятия предметной области – понятия «жертв войны», вокруг которого и строятся все профильные сколько-нибудь серьезные научные работы. Так, заметно упрощает исследовательскую работу тот факт, что понятие жертв войны изначально уже было определено международным законодателем в процессе разработки Конвенций от 12 августа 1949 года и принятии их на Женевской дипломатической конференции 21 апреля – 12 августа того же года (далее также – Женевские конвенции о защите жертв войны)[1]. На этом фоне, в научных источниках практически полностью отсутствует дискуссионность о правильности трактовки рассматриваемого понятия.
Специалисты по международному праву чаще всего указывают в своих работах на то, что понятие жертв войны, объективно раскрывается исходя из названий самих Женевских конвенций 1949 года, в которых последние характеризуются как объекты защиты[16, 437; 14, 62; 19, 100]. Поэтому, в доктрине международного гуманитарного права, устоялась позиция, согласно которой жертвами войны, являются:
1) раненые и больные в действующих армиях (Конвенция I);
2) раненые, больные и лица, потерпевшие кораблекрушение (Конвенция II);
3) военнопленные (Конвенция III);
4) гражданское население (Конвенция IV).
Для каждой из приведенных категорий принята и действует отдельная Женевская конвенция о защите жертв войны, однако содержание приведенных понятий детально раскрывается в ст. 8, 45 и 50 I Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 8 июня 1977 г.[4].
Анализ положений названных статей протокола, позволяет констатировать, что:
1) раненые и больные – это военнослужащие и гражданские лица, которые вследствие травмы, болезни или другого физического или психического расстройства, либо инвалидности нуждаются в медицинской помощи или уходе и которые воздерживаются от любых враждебных действий;
2) лица, потерпевшие кораблекрушение – это военнослужащие и гражданские лица, которые подвергаются опасности на море или в других водах в результате случившегося с ними несчастья, либо с перевозившим их морским или воздушным судном, и которые воздерживаются от любых враждебных действий;
3) военнопленные – это лицо, принимающее участие в военных действиях международного вооруженного конфликта и попадающее во власть противной стороны, если оно имеет право на статус военнопленного или претендует на него, а также, если сторона от которой оно зависит, требует для него такого статуса;
4) гражданское население – это гражданские лица, не принадлежащие ни к одной из категорий законных участников вооруженных конфликтов и непосредственно не принимающие участие в военных действиях.
При всем при этом, международный законодатель применяет рассматриваемые понятия по самому широкому охвату круга лиц. Например, роженицы, новорожденные и другие лица, нуждающиеся в медицинской помощи и уходе, также отнесены к раненым и больным, если воздерживаются от любых враждебных действий со своей стороны. Присутствие среди гражданского населения отдельных лиц, которые по каким-либо причинам не подпадают под их определение, не лишает таковых гражданского характера их положения. То же самое касается и сомнений в правовом положении лиц относительно статуса военнопленных. Однако, по неизвестным причинам, международный законодатель не стал определять данную категорию лиц при вооруженном конфликте немеждународного характера. Во II Дополнительном протоколе понятие «военнопленный» просто отсутствует[5].
Общую особенность всем названным категориям лиц придает то, что свой соответствующий статус они получают только при условии, что воздерживаются от любых враждебных действий. Очевидно, что это ключевое условие обеспечения им международно-правовой защиты.
В тоже время, некоторыми авторами делаются попытки обобщить установленные международным законодателем различные категории лиц в единую формулировку. Так, ряд специалистов по международному гуманитарному праву, относит их к покровительствуемым лицам во время вооруженных конфликтов, называя теми, кто во время военных действий находится под защитой международного гуманитарного права, применяемого во время вооруженных конфликтов[15, 134].
Логика в таком подходе тоже есть, ведь Женевские конвенции о защите жертв войны, ни много ни мало, являются по своей природе правозащитными актами международного законодательства, объект защиты которых заключен в тех лицах, которые, прежде всего, попадают в зависимое положение от противной стороны вооруженного конфликта. В этой связи, можно говорить о достаточно большой степени значимости для международного гуманитарного права всех физических лиц, так или иначе, отказавшихся (самостоятельно или под воздействием определенных обстоятельств) от всяких враждебных действий и попавших при этом к одной из противоборствующих сторон вооруженного конфликта. Совершенно очевидно, что такая значимость непосредственно подтверждена международным законодателем, поскольку обусловила разработку и принятие Женевских конвенций о защите жертв войны.
В этой связи, в понятие жертв войны, помимо прочего, объективно должны включатся признаки:
а) субъекта международного гуманитарного права;
б) объекта международно-правовой защиты;
в) непосредственно не участвующих в военных действиях лиц.
Таким образом, можно сформулировать, что жертвы войны – это все физические лица, оказавшиеся в зоне международного и немеждународного вооруженного конфликта, которые не ведут и/или не могут вести военные и иные враждебные действия, находясь в зависимом положении от противной стороны, обеспеченные международно-правовой защитой Женевскими конвенциями 1949 г.
Данная формулировка говорит о том, что жертвы войны занимают особое место в международном гуманитарном праве, поскольку наделены специальным правозащитным статусом.