Контрольная работа на тему Тема 9. «Акме» человека как индивида 1. Понятие «акме» в современной науке. 2. Характеристика человека как индивида. 3. Возможности достижения вершины в индивидуальном развитии.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………… 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬЯ…………………………………………………………………… 5
1. Понятие
«акме» в современной науке………………………………………….. 5
2. Характеристика
человека как индивида…………………………………….. 10
3. Возможности
достижения вершины в индивидуальном развитии… 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………… 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………… 24
Введение:
Акме.
(гр. акме — высшая степень чего-то, вершина, цветущая сила) – первая составная часть сложных слов,
соответствующая по значению словам
«высшее», «совершенство».
«Акме»
человека — феномен возможности достижения человеком вершин своего развития как
вида, индивида, субъекта деятельности, личности, индивидуальности или
совершенства деятельности.
Акмеология
(гр. акме… + logos — слово, речь, учение) — наука, изучающая феноменологию,
закономерности и механизмы осуществления потенциала человека как вида,
индивида, личности, субъекта деятельности, индивидуальности при достижении им
наиболее высокого уровня, вершины своего развития на различных его этапах.
Сознательная
деятельность людей, направленная на максимально возможное раскрытие и
использование ими своего потенциала, является основной движущей силой развития
общества, культуры, цивилизации. Успешность социально-экономического и
культурного развития каждого государства сегодня во многом зависит от того,
создана ли в нем система, позволяющая
выявлять наличие значимого для различных сфер профессиональной
деятельности потенциала у членов общества, и создаются ли условия для
эффективного использования этого потенциала на благо не только социально-экономического,
но и личностного развития.
Актуальность.
В этой связи для каждого человека важной является задача выявления своего
потенциала, выбора той сферы профессиональной деятельности, в которой он может
наиболее эффективно для себя и общества реализовать этот потенциал, и овладения стратегиями, которые помогут ему добиться
максимально возможных результатов. Время решения этих задач в жизни человека,
как правило, приходится на подростковый и юношеский возраст, на время, когда он
учится в школе, техникуме, ВУЗе, поэтому здесь очень велика и важна роль
учителей, педагогов и психологов, работающих в системе образования, которые
должны помочь учащемуся и его родителям сделать правильный выбор.
Степень
изученности. Акмеология, как активно развивающаяся наука, решает сложнейший
вопрос современного человекознания, а
именно феноменологию, становление и закономерности развития взрослого
человека. Акмеологию как понятие,
обозначающее психологию зрелости или взрослости
ввел Н.А.Рыбников (1928), дальнейшее развитие акмеологии как науки
связано с трудами Б.Г.Ананьева («Человек как предмет познания», 1969) и
продолжено А.А. Бодалевым («Акмеология как учебная и научная дисциплина»,М.,
1993). Ананьев, Бодалев, Деркач, Кузьмина назвали акмеологией науку, комплексно
изучающую развитие взрослого человека1.
Возникнув,
как новая парадигма на стыке наук
общественных, технических, гуманитарных и естественных, акмеология решает
задачи выявления оптимальных факторов и
условий, которые позволяют взрослому человеку состояться как индивиду, личности
и субъекту деятельности, т.е. достичь своего «акме» (прежде всего в
профессиональной деятельности).
Акмеология
определяет взрослость как возрастную ступень, начало которой относится к 18-20
годам, при этом за индивидные характеристики принимается состояние организма в
целом и каждого органа в отдельности по сравнению с нормой, за личностные
характеристики — сформировавшиеся у человека отношения к разным сторонам
действительности, включая его самого, а за субъектные характеристики — все
качества человека, от которых зависит осуществление его деятельности.
Под
акме в профессиональной деятельности подразумевается устойчиво успешный по получаемым
результатам высокий уровень решения
задач, составляющих содержание деятельности специалиста в той или иной области.
Заключение:
Акмеологический
подход — базисная обобщающая категория, описывающая совокупность принципов,
приемов и методов научного исследования, позволяющих изучать и решать научные и
практические проблемы и задачи в объеме их реального онтологического бытия[1].
Акмеоцентрический
подход ориентирован на принцип системности и предусматривает согласованное
использование в акмеологических исследованиях всех подходов, путей и методов, в
том числе и принадлежащих другим наукам, при приоритете в исследованиях и
анализе собственно акмеологических (В. Г. Зазыкин, Е. М. Таболова). Возможности
акмеоцентрического подхода были показаны при изучении и описании устойчивости
деятельности государственных служащих, деятельности руководителей в
экстремальных управленческих ситуациях (Е. М. Таболова, А. В. Щербина).
Акмеографический
подход – обобщающий психологоакмеологический метод, позволяющий решать задачи
развития профессионализма личности и деятельности. По своему содержанию он
является развитием профессиографического подхода. Ядром акмеографического
подхода является разработка акмеографических описаний (на уровне общего и
особенного) и акмеограмм субъектов труда (на уровне единичного)[2].
С
самого начала одним из главных направлений акмеологии стала разработка подходов
и методов, позволяющих решать задачи развития профессионализма. Они
объединились под общим названием – акмеологический подход[3].
Для
акмеологии первостепенное значение имеет оцениваемое в единстве всех его
составляющих развитие человека на протяжении его жизни.
Однако,
анализируя этот процесс на всей длине бытия человека, акмеология особое
внимание уделяет его развитию на ступени взрослости, потому что, именно проходя
ее, большинство людей, как правило, достигают своего акме как индивиды,
личности и реализуют себя как профессионалы.
И
как раз потому, что, став взрослым и пребывая в этом качестве до наступления
старости, большинство людей активно осуществляют свои гражданские обязанности,
производят на свет и воспитывают на смену себе новое поколение и своим трудом
приумножают в их материальном и духовном выражении основные ценности жизни и
культуры, эту ступень в развитии человека часто обозначают как зрелость.
Акме человека как субъекта деятельности не может состояться,
если у него отсутствует склонность к труду. А начало этой склонности, как
хорошо это показал Н.С. Лейтес, надо всегда искать в дошкольном детстве
человека. И оно, это начало, непременно находится, если социальная микросреда в
лице прежде всего семьи в эту пору жизни ребенка благоприятствовала развитию в
оптимальном варианте его индивидных, личностных и субъектно-деятельностных
характеристик. [1] Акмеология / Под ред. А.А. Деркача. – М.; РАГС, 2012. [2] Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеол 4 огия. — М.; Питер,
2003. [3] Богданов Е. Н., Зазыкин В. Г. Введение в акмеологию.
– Калуга: КГПУ, 2000; 2001.
Фрагмент текста работы:
ОСНОВНАЯ
ЧАСТЬ
1. Понятие
«акме» в современной науке
Базовым для акмеологии является понятие акме, применяемое для
обозначения высших достижений человека в сферах физического, социального,
нравственного, профессионального, ментального развития. В переводе с древнегреческого
термин акме означает «цветущую силу», в более широком толковании — «вершину
физических возможностей человека».
Процесс движения взрослого человека к своей главной вершине,
наивысшему пику развития — большому акме, рассматривается акмеологами как путь
его самоактуализации, проходящий через достижение на предыдущих этапах
жизненного пути промежуточных вершин – микроакме. Каждое микроакме при
этом рассматривается как положительный
результат, достигаемый человеком в результате отдельных актов самоактуализации.
Достижение человеком большого акме рассматривается не как завершение всех
процессов развития, а как его переход к новой фазе жизненного пути, где сложно
и противоречиво сочетаются в разных аспектах жизни и деятельности элементы
дальнейшего развития, относительной стабильности и инволюции.
Вне всякого сомнения, в жизни каждого человека, и весьма
значительного, и совершенно обычного, неприметного, бывают моменты, которые он
оценивает как свои кульминации и оптимумы, как неудачи и поражения. Для
большинства людей наиболее значимыми являются события из сферы их приватной,
частной жизни: любовь к родителям, учеба и окончание школы, первая любовь,
вступление в брак, рождение детей, их взросление и т.д. Субъективно, каждый
человек оценивает свои успехи и поражения в координатах, задаваемых его
мировоззрением, его ценностными, смысложизненными ориентациями. Поэтому не
являются редкостью ситуации, когда сам человек может считать наивысшими
достижениями вовсе не то, что таковыми считает общественное мнение[1]. [1] Маркова А.К. Психология профессионализма. 9 — М.;
1996.