Контрольная работа на тему Тема 8 Психолого-педагогическое просвещение работников образовательных организаций… ( продолжение см на файле)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. Психолого-педагогическое просвещение работников
образовательных организаций. 4
2. Ознакомление педагогов, преподавателей и администрации
образовательных организаций с современными исследованиями в области психологии
дошкольного, младшего школьного, подросткового, юношеского возраста. 11
3. Ознакомление педагогов, преподавателей и администрации
образовательных организаций с основными условиями психического развития ребенка
(в рамках консультирования, педагогических советов) 13
4. Ознакомление педагогов, преподавателей и администрации
образовательных организаций с современными исследованиями в области
профилактики социальной дезадаптации. 17
5. Программы повышения психологической компетентности
субъектов образовательного процесса, работающих с различными категориями
обучающихся 23
Заключение. 26
Список литературы.. 28
Введение:
Актуальность темы. Из всех направлений работы
практических психологов самым слабым звеном их работы является
психолого-педагогическое просвещение. Психолого-педагогическое просвещение –
«раздел профилактической деятельности специалиста-психолога, направленный на
формирование у населения (учителей, воспитателей, школьников, родителей,
широкой общественности) положительных установок к психологической помощи,
деятельности психолога-практика и расширение кругозора в области
психологического знания» [1, с. 115].
Место
психолого-педагогического просвещения в структуре основных направлений
деятельности практического психолога по-разному: как отдельное направление [7],
как составная часть психопрофилактической работы [16].
Цель исследования: на основе анализа
психолого-педагогической литературы охарактеризовать содержание психолого-педагогического
просвещения работников образовательных организаций.
Для
реализации сформулированной цели были поставлены следующие задачи:
— проанализировать сущность психолого-педагогического
просвещения работников образовательных организаций;
— описать основные направления исследований в области
психологии дошкольного, младшего школьного, подросткового, юношеского возраста;
— дать характеристику основных условий психического развития
ребенка (для ознакомления педагогам в рамках консультирования, педагогических
советов);
— проанализировать особенности и направления работы в области
профилактики социальной адаптации.
— рассмотреть содержание программ повышения квалификации
педагогов при работе с различными категориями обучающихся.
Заключение:
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи реализованы. В
результате проведенного исследования были сформулированы следующие основные
выводы.
Психолого-педагогическое
просвещение выполняет следующие четыре основные задачи:
1) формирование
научных установок и представлений о психологической науке и практической
психологии (психологизация социума) [2];
2)
информирование населения по вопросам психологического знания;
3) формирование
устойчивой потребности в применении и использовании психологических знаний в
целях эффективной социализации подрастающего поколения и в целях собственного
развития; 4) профилактика дидактогений (ятрогений).
По своей сути
психолого-педагогическое просвещение – это вариант чисто педагогической работы,
выполняемый практикующим психологом.
Формы
психолого-педагогического просвещения – индивидуальные, групповые, публичные
выступления и др.
При
осуществлении психолого-педагогического просвещения необходимо учитывать
возрастные и социально-психологические характеристики тех, по отношению к кому
осуществляется эта работа.
Педагоги
современного типа сформировались в сложных условиях. Данные, полученные Л.Н.
Собчик, обрисовывают такой портрет личности педагога: догматическая
приверженность общепринятым правилам и инструкциям, ригидность установок,
проявляющаяся в негибкости, упорстве, склонность к самовзвинчиванию с
аффективной насыщенностью переживаний, повышенная обидчивость и конфликтность в
межличностных отношениях, тенденция к вытеснению из сознания истинных и
объективных причин конфликта, внешне обвиняющий тип реагирования, субъективизм
и предвзятость в оценках окружающих, отсутствие склонности к сопереживанию,
достаточно низкая коммуникабельность, тенденция к демонстративным проявлениям с
избыточными эмоциональными реакциями на фоне тривиального мышления с мнительной
настороженностью в контактах с людьми. Такие личностные особенности не
позволяют педагогам понимать подростка и сочувствовать ему, а тем более
оказывать помощь в преодолении его проблем. Психолог, вынужденный работать в
условиях высокой загруженности, оказывается неспособным организовать
индивидуальную работу с каждым подростком, переживающим кризис. Поэтому
возникает необходимость создания программы занятий с группой, направленной на
осознание особенностей своей личности и своего характера.
Фрагмент текста работы:
1.
Психолого-педагогическое просвещение работников образовательных организаций
Согласно
большинству энциклопедических словарей, просвещение представляет собой передачу
и распространение знаний и культуры, а также систему развивающих и
образовательных мероприятий и учреждений в каком-либо государстве.
Психолого-педагогическое
просвещение представляет собой деятельность специалистов различного профиля,
направленную на популяризацию и распространение знаний психолого-педагогического
характера: педагогические знания всегда имеют психологическую основу (иначе они
становятся ненаучными), а психологические знания бесполезны без их реализации в
образовательном процессе.
По мнению
большинства исследователей, роль современного психолога определяется следующими
аспектами его деятельности: предоставлением обществу научно-обоснованной
информации по целому ряду важнейших вопросов развития личности и общества, а
также грамотной работой, направленной на повышение психологической культуры
общества [25, с. 58]. Именно эти аспекты определяют место и роль профессии
психолога в обществе. Очевидно, что оба они находятся в рамках реализации
такого направления деятельности практического психолога, как
психолого-педагогическое просвещение.
Проблема 1.
Мифологизация знаний психолого-педагогического характера. Значительное число
педагогов и подавляющее большинство родителей не были заинтересованы в
получении научно-обоснованной информации, зачастую требующей критического
осмысления. Основная сложность состоит в том, что подавляющее большинство людей
испытывает потребность в психолого-педагогических знаниях только как в готовых
однозначных рецептах решения собственных жизненных проблем. Практика
просветительской деятельности демонстрирует целый ряд моментов, способствующих
существованию данной проблемы: наличие стойких жизненных стереотипов у
большинства обывателей (вера в существование готовых однозначных решений
жизненных задач); нежелание нести ответственность за обстоятельства собственной
жизни и делегирование ее внешним обстоятельствам (отсутствие попыток
практических действий в соответствии с имеющимися знаниями); низкий уровень
познавательной активности в отношении соответствующей информации и нежелание
тратить время на ее поиски (отсутствие адекватного запроса компетентным
специалистам); отсутствие навыков самостоятельного поиска и критического
анализа информации; низкий уровень рефлексии и навыков критического
самоанализа. В итоге даже при наличии и доступности обоснованной и грамотной информации
большинство людей, к сожалению, не готовы грамотно использовать ее в
собственной жизни и деятельности. Таким образом, низкий уровень психологической
культуры в обществе обусловливает неадекватность восприятия
психолого-педагогической информации, что существенно снижает эффективность
психолого-педагогического просвещения.
Проблема 2.
Наличие психологических защит. Данная проблема явилась существенным
препятствием в просветительском направлении работы с родителями подростков и
педагогическим коллективом школы. Подавляющее большинство родителей
отказывалось связывать проблемы своих детей со своими собственными проблемами.
Также зачастую родители даже теоретически отрицали наличие каких-либо факторов
риска аддиктивного поведения в своих семьях [22]. Большинство педагогов
выбирает путь включения механизмов психологической защиты для того, чтобы
блокировать неприятную для них информацию и стабилизировать свою личность. При
этом неизбежно искажается объективная картина мира, и человек, вместо того
чтобы стать более гибким, способным адаптироваться к постоянно изменяющимся
условиям реальности, пытается приспособить эту реальность к своему «Я». В итоге
постоянное обращение к защитным механизмам существенно уменьшает боль
разочарований, но замедляет развитие и блокирует личностный рост.
Проблема 3.
Отсутствие четкого дифференцирования психолого-педагогического просвещения и
других психологических практик. В процессе просветительской деятельности данная
проблема нашла свое отражение в попытках педагогических работников
определенного переориентирования ее на несколько иной формат, в частности на
формат социально-психологического тренинга [22].
Проблема 5.
Упрощение и примитивизация психолого-педагогических фактов, понятий и
закономерностей [1].
Проблема 4. Незнание
границ собственной профессиональной компетенции педагогами (воспитателями,
учителями, методистами и др.), претендующими на раскрытие и распространение
психологических аспектов психолого-педагогических знаний.
Проблема 5.
Слабая подготовка специалистов (педагогов, психологов) к деятельности по
психолого-педагогическому просвещению (этиконравственная, личностная,
предметно-содержательная, коммуникативная, технико-технологическая и т. д.), отсутствие
у педагогов специальных знаний по целому ряду вопросов, касающихся развития
подростков.
Проблема 6.
Осуществление психолого-педагогического просвещения специалистами по
остаточному принципу, «наличие в школе реальных проблем и более важных дел, чем
работа, направленная на предупреждение того, чего пока нет». При этом мы четко
осознавали, что только при условии поддержки со стороны администрации школы и
понимания педагогическими работниками важности профилактической работы она
будет эффективной [16].
Положение психолого-педагогического просвещения в целостной системе
деятельности практического психолога нередко напоминает положение Золушки. В
практике психологов, как правило, приоритет отдается актуальному направлению,
включающему преимущественно