Контрольная работа на тему Тема 8. Малая социальная группа как объект управления Основные вопросы 1. Социально-психологическая характеристика малой социальной группы. 2. Структуры в группах. 3. Групповая динамика и ее механизмы.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
1. Социально-психологическая характеристика малой социальной группы 3
2. Структуры в группах 8
3. Групповая динамика и ее механизмы 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 18
Введение:
В структуре проблем социальной психологии проблемы малой группы, бесспорно занимают особое место, это не только старейшая, но и, без преувеличения можно сказать, наиболее интенсивная отрасль разрабатываемой социальной психологии. Стремительный рост исследования проблем малой группы объясняется такими причинами: 1) логика развития социально-психологической науки подвела ученых к необходимости признания того бесспорного факта, что невозможно адекватно изучать личность, объяснять своеобразие ее сложных жизненных проявлений вне того социального и психологического окружения, в котором она живет и развивается. А таким окружением, или средой является именно малая группа; 2) выявление закономерностей функционирования малых групп способствует лучшему пониманию процессов, которые гораздо менее доступны непосредственному эмпирическому изучению, ведь социальные группы – это не просто микросистемы, в значительной степени они являются сутью микросхемы больших организаций; 3) исследование малых групп ориентировано на разнообразные сферы социальной практики и проблемы эффективности организации и управления людьми; 4) изучение малых групп позволяет раскрыть механизмы социальной регуляции поведения человека и на этой основе разработать адекватные целям и задачам общественного развития социальные технологии управления.
Проблема малой группы интересует представителей разных теоретических ориентаций. Среди направлений исследование наиболее выделяются три направления: социометрический (Дж. Морено), социологический (Э. Мейо) и школа «групповой динамики» (К. Левин).
Цель работы: рассмотреть сущность малой социальной группы как объекта управления.
Заключение:
Итак, каждая социальная группа обладает рядом качественных характеристик, от которых зависит эффективность осуществления на ее членов информационно-психологического убеждающего влияния, а именно: интегративность – степень единства, общности членов группы (отсутствие интегративности — разобщенность, дезинтеграция); микроклимат, определяющий самочувствие каждой личности в группе, ее удовлетворенность группой, комфортность пребывания в группе; референтность – степень принятия членами группы групповых эталонов. Чем больше групповых эталонов принимается ее членом, тем сложнее на него влиять в направлении, которое не совпадает с интересами группы; лидерство — степень руководящего влияния тех или иных членов группы на группу в целом в направлении осуществления групповых задач; интрагрупповая активность — степень активизации групповых составляющих ее личностей.
Кроме этих качеств, во время изучения группового объекта целесообразно рассмотреть также следующие: направленность группы – социальная ценность целей, мотивов деятельности, ценностных ориентаций и групповых норм; организованность – реальная способность группы к самоуправлению; эмоциональность – межличностные связи эмоционального характера, которые выражают эмоциональное настроение группы; интеллектуальная коммуникативность – характер межличностного восприятия и установление взаимопонимания; волевая коммуникативность – способность группы противостоять трудностям и препятствиям, ее надежность в экстремальных ситуациях. Чем больше развиты эти качества, тем сложнее влиять на группу.
Несмотря на значительную роль в вопросе социализации развития личности малых групп и межличностного общения, сами эти группы не являются создателями конкретных социальных установок, ценностей и норм. Все эти и другие содержательные элементы общественной психологии возникают на основании исторического опыта.
Этот опыт лишь дойдет до индивида через малую группу (семью и др.) и межличностное общение. Поэтому социально-психологический анализ больших групп является своего рода ключом к познанию содержания психики индивида.
Следовательно, малые социальные группы является достаточно сложным социальным явлением, влияние на которое осуществлять довольно трудно.
Референтные группы и их влияние определяют в формировании общих групповых позиций и персональном позиционировании у них. Формальные и неформальные лидеры в группах (лидеры мнений) представляют первоочередной интерес в организации влияния на соответствующие малые социальные группы.
Фрагмент текста работы:
1. Социально-психологическая характеристика малой социальной группы
Г. Андреева выделяет три этапа исследования малых групп. Наиболее ранние исследования были проведены в США в 2-х гг. ХХ в. Это исследование «коактных» групп — групп, которые трактовались как «факт присутствия других», в ходе которых выявлен феномен фасилитации. Второй этап – изучение взаимодействие индивидов в малой группе, где установлено, что важнейший параметр группового взаимодействия является совместная деятельность. Третий этап направлен на выявление не только влияния группы на индивида, но и характеристики группы как малой группы (структуры, типа взаимодействий индивидов в группе), совершенствованием методов измерения групповых характеристик .
Группа (социальная группа) – совокупность людей, выделенная на основе определенного или нескольких общих для них социальных или психологических признаков; собрание двух или более людей, взаимодействующих на основе формальных или неформальных связей и выполняют необходимую для общества функцию в общей структуре общественного разделения труда и деятельности. Под малой группой обычно понимают малочисленную социальную группу.
Чаще всего понятие «малая социальная группа» определяется как: немногочисленная по составу группа людей, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов (Г. Андреева, Л. Орбан-Лембрик, А. Петровский, М. Савчин, Т. Шибутани); «совокупность индивидов, находящихся в психическом взаимодействии друг с другом» (П. Сорокин); «совокупность идеалов, представлений и навыков, что повторяются