Контрольная работа Юриспруденция Теория государственного управления и право

Контрольная работа на тему Тема 6. Государство и личность

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие и принципы правового статуса личности 5
2. Правовые механизмы взаимодействия личности, гражданского общества и государства 9
3. Построение гражданского общества и развитие публичных институтов 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 23

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования обусловлена теоретической и практической необходимостью более глубокой разработки одной из центральных проблем общей теории государства и права. Главной задачей в данной проблеме является создание и развитие современной концепции взаимоотношений личности и государства. Вопрос о гармонизации взаимоотношений личности и государства, оптимального соотношения их интересов сопровождает всю человеческую историю. Учеными издавна предпринимались настойчивые попытки найти адекватное теоретическое и практическое решение данной проблемы. Но как показывает реальная жизнь, она была и останется актуальной и далее, ввиду постоянного поступательного развития общества, изменения условий его возникновение новых трудностей в их функционирования и как следствие взаимодействии
Актуальность темы исследования заключается также и в том, что в статье 2 Конституции России, принятой по результатам всенародного голосования 12 декабря 1993 года, раскрывается важнейшая сторона характеристики Российской Федерации как правового государства: человек, его права и свободы провозглашаются высшей ценностью государства. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства.
Отнесение прав и свобод человека к высшей ценности государства означает то, что в случае возникновения правового конфликта между правами и свободами человека и гражданина и других, конституционно охраняемых ценностей, в том числе и тех ценностей, которые являются иными основами конституционного строя Российского государства, приоритет следует отдавать правам и свободам человека и гражданина. Конституция России в своих положениях устанавливает так называемые «защищенные» нормы, которые ни каким образом не могут быть изменены путем внесения в них поправок. К таким положениям относятся: глава 1 «Основы конституционного строя», глава 2 «Права и свободы человека и гражданина», а также глава 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции». То есть данные права и свободы уже существуют объективно, а не возникают по воле законодателей, являются не предоставленными государством – государство должно их не закреплять за человеком и гражданином, а лишь признавать, соблюдать, охранять и защищать как уже существующие и действующие в реальности.
Объектом исследования работы являются общественные отношения, которые возникают в процессе реализации прав и свобод человека и гражданина и обеспечивают реализацию механизма взаимодействия личности и государства.
Предмет исследования работы составляют нормы законодательства, раскрывающие правовой статус человека и гражданина, опосредующий вопрос взаимодействия личности и государства.
Целью исследования работы является анализ современного правового режима взаимоотношения личности и государства.
Основными задачами исследования являются:
1. Анализ правового статуса человека и гражданина
2. Рассмотрение механизма взаимодействия личности, гражданского общества и государства
3. Изучение проблем построения гражданского общества и развития публичных институтов в нашей стране.
Теоретической основой исследования явились научные труды российских деятелей науки в области конституционного права, кроме того, иные литературные источники и материалы юридической периодической печати, относящиеся к проблемам исследования, в той мере, в какой они требовались для более полного и всестороннего освещения вопросов по выбранной теме.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Непростые взаимоотношения, возникающие между человеком и государством, а также совместные контакты людей закрепляются государством в правовую форму, а именно в форму прав, свобод и обязанностей, формирующую правовое положение человека.
Определяя правовое положение человека и гражданина, Российское государство применяет общепризнанные начала международного права, которые стали частью всей правовой системы России.
Конституция РФ декларирует и закрепляет человека, его права и свободы высшей ценностью.
Правовой статус человека и гражданина в полной мере характеризуется комплексом прав, свобод и обязанностей, которые закрепляются за человеком как за субъектом правоотношений, образующихся в момент реализации и осуществления норм всех отраслей права, и конституционное право играет очень важную роль в определении правового статуса человека и гражданина. Правовое положение, являясь частью и элементом общества, объективно демонстрирует достоинства и недостатки реально существующей политико-правовой системы, государственных основ этого общества.
Сама Конституция государства особо отмечает роль и важность норм, определяющих правовое положение человека и гражданина, и тем, что они являются частью основ конституционного строя, и тем, что нормы основного закона страны, регламентирующие порядок работы государственных структур, не могут противоречить основам правового положения человека и гражданина.
Введённые Конституцией РФ принципиальные и существенные положения, касающиеся взаимоотношений государства и человека, способствуют решению определенных проблем правового регулирования статуса человека и гражданина в нашей стране. Таким образом, фундаментальным принципом российской государственности являются идеи приоритета и незыблемости прав и свобод человека, который является высшей ценностью.
В настоящей российской реальности, когда увеличивается преступность, происходит обнищание людей, нарушаются определенные права человека, идея высшей ценности прав и свобод носит в определенной степени декларативный характер. Однако имеющийся в Конституции огромный демократический потенциал является хорошей основой для борьбы населения страны за свои личные права, свободы и интересы, и за свое человеческое достоинство.
Неблагополучное в экономическом отношении общество не может называться гражданским, так как в нём не сформировались те отношения и институты, которые де¬лают страну прогрессивной, преуспевающей и мирной. Гражданское об¬щество выступает, как духовно богатое, развитое и высоконравственное, с достаточно высоким уровнем правовой и политической культуры населе¬ния.
Гражданское общество является таким типом общественного устройства, отличительной особенностью которого выступает многосубъектность общественной, организационно-правовой, политической, эконо¬мической, социальной и культурной жизни.
Институты гражданского общества взаимосвязаны с аппаратом публичной власти. Однако, как мне кажется, в современной России институты гражданского общества развиты еще недостаточно, и вероятно по этой причине многие обшественно-публичные структуры создается по инициативе органов власти и не населения. Тем самым подменяется свобод¬ное волеизъявление граждан РФ, ограничивается реальной возможность и реализация права на участие в управ¬лении государством, что в конечном итоге может привести к поли¬тической апатии, правовому нигилизму, которые препятствуют динамике развития гражданского общества.
В государстве необходимо развивать функционирование демократических традиций и обеспечивать действенность политических, личных, социальных, экономических и культурных прав и свобод личности.
Тем не менее, не менее важным для эффективного формирования и функ¬ционирования институтов российского гражданского общества, выступает поддержка властными структурами предпринимательской инициативы граждан, будь то создание различных видов коммерческих юридических лиц, либо регистрация индивидуальных предпринимателей, которые бу¬дут способствовать формированию инициатив¬ности и самостоятельности граждан.
При формировании гражданского общества необходимо опираться на общепризнанные демократические правовые принципы (такие как, за¬щита прав и свобод человека и гражданина, равноправие граждан перед законом и судом, эффек¬тивная многопартийность, независимые свободные СМИ, гласные, альтер¬нативные и свободные выборы, гражданские инициативы). Демократия не может быть установлена «сверху» нормативным актом, и ее становление достаточно длительный процесс. В основе демократиче¬ских преобразований должны быть социально активные слои обще¬ства, заинтересованные в укреплении политико-правовых институтов гос-ударства, в повышении правосознания граждан.
Необходимо постоянно расширять формы и механизмы участия граждан и их объединений, как субъектов гражданского об¬щества в управлении, как на федеральном и региональном, так и муници¬пальном уровнях. Также представляется необходимым усилить контроль гражданами РФ над исполнительной, законодательной и судебной ветвями государственной власти, способствовать вовлечению граждан РФ в про¬цесс принятия важных государственных решений.
Главное внимание должно быть обращено на реформирование современной российской избирательной системы, которая за последние тринадцать лет претерпела глобальные изменения. Это выражено в изменениях основного массива правовых актов в данной сфере.
Проведенное исследование показало, что в настоящее время неэффективно работает государственно-правовой механизм поддержки деятельности общественных объединений и организаций как институтов гражданского общества. В си¬стеме механизма современного российского государства всё более прояв¬ляется бюрократизация (это проявляется в увеличении аппарата исполни¬тельно-распорядительных органов государственной власти, появлении но¬вых федеральных служб и федеральных агентств, зачастую дублирующих деятельность федеральных министерств).
Возрастает давление аппарата публичной власти на общественные движения (это выражается в поправ¬ках в ФЗ «О некоммерческих организациях», касающихся положений о знаются некоммерческие организаций занимающихся благотворительной деятельностью и оказывающих помощь незащищенным слоям населения».
В этой связи необходимо развивать правой режим финан¬совой поддержки некоммерческих организаций, которые занимаются общественно полезной деятельностью, а также привлекают к ней и новых участников тем самым активизируют рост гражданского самосознания и развитие институтов гражданского общества.
Для укрепления взаимовлияния и сотрудничества органов госу-дарственной власти и гражданских институтов необходимо проводить гражданские форумы в разнообразных форматах, которые обеспечат выработку возможных решений проблем взаимодействия между государством и институтами гражданского общества и определения приоритетов их взаимодей¬ствия и партнерства.
Реализация вышеуказанных требований потребует реальное обеспечение принципов открытости и публичности властных структур, что позволит со¬здать политико-правовые и социально-экономические условия для функ¬ционирования гражданского общества в современной России.

   

Фрагмент текста работы:

 

1. Понятие и принципы правового статуса личности

Основы правового статуса (положения) личности являются одним из важнейших институтов конституционного права. Место данного института определяется как основополагающим характером составляющих его норм, так и той главной задачей, которая стоит перед правом вообще и конституционным в частности – обеспечение и защита основных прав, свобод и законных интересов человека.
Положение личности определяется разнообразными нормами (моральными, политическими, религиозными, правовыми и др.), которые характеризуют общественное положение человека. Частью этого положения является правовой статус.
Термины “правовое положение”, “правовой статус” используются в законодательстве и юридической литературе, когда речь идет о характеристике положения субъекта правоотношения, причем часто эти понятия рассматриваются как тождественные .
В Конституции РФ термин «статус» употребляется в отношении не только личности, коллектива граждан, но и применительно к субъектам РФ. Например, в ч.1 ст. 66 Конституции РФ указывается, что статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией республики.
Правовой статус представляет собой совокупность норм, закрепляющих положение человека в обществе и государстве.
Для правового статуса личности характерно единство объективных и субъективных начал. С одной стороны, пишет Морозова Л.А. «…основы правового статуса как юридическое выражение социального статуса лица, носят объективный характер. Их содержание не зависит от воли отдельной личности, они складываются под воздействием различных факторов: политических, экономических, духовных и др.» .
Правовой статус человека и гражданина — это определенная система прав и обязанностей, которая закрепляется законодательно государством в конституции и в иных нормативно-правовых актах страны. Права и обязанности являются основным исходным элементом права.
В настоящее время учеными правоведами предлагается не один подход к пониманию правового статуса личности и его структуры. Так, некоторые ученые включают в правовой статус личности институт гражданства. Однако, гражданство – в большей степени выступает как предпосылка, которая определяет правовой статус личности без каких-либо изъятий. Также известно, что иностранные граждане, как и лица без гражданства, живущие в данном государстве, то же обладают правовым статусом, но уже в уменьшенном объеме. Кроме того, «…в систему правового статуса индивида включают законные интересы, гарантии, юридическую ответственность, общую правоспособность и другие» .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы