Контрольная работа на тему Тема 5.Глобальные научные революции
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. Понятие
научной революции. 5
2. Идейные
и социально–исторические предпосылки научной революции XVII в. 9
3. Вторая
и третья научная революция. 18
4. Основные
черты четвертой научной революции. 20
Заключение. 22
Список
использованной литературы.. 24
Введение:
Развитие науки – сложный и захватывающий процесс, который предполагает
немало этапов и изменений основных направлений, по которым шло приобретение
знаний. Для того чтобы понимать всю важность современного положения дел,
необходимо представлять предшествующие исторические процессы в комплексе.
Прежде всего, стоит разобраться с тем, что такое научные революции, когда
проходили глобальные научные революции, чем они была вызваны и как повлияли на
формирование мировоззрения.
Что следует считать научной революцией, является вопросом сложным и
дискуссионным. Не каждое пусть даже крупное научное открытие может считаться
революцией в науке. Так, например, важное для развития радиосвязи открытие
Генрихом Герцем (1857-1894) электромагнитных волн, не было научной революцией,
а создание Джеймсом Максвеллом теории электромагнитного поля, предсказавшей
существование электромагнитных волн, безусловно, следует считать научной
революцией.
Скачкообразный переход системы в новое качество называют
революцией. Научные революции – это, прежде всего изменение научного знания в
корне, т. е. появление новых знаний, ведет к полному перевороту в науке. Первая научная революция произошла в XVII в.,
и завершилась становлением классического естествознания. С этого времени
основное внимание уделялось поиску очевидных, наглядных принципов бытия, на
базе которых можно строить теории, объясняющие и предсказывающие опытные факты.
Философия XVII в. опиралась все более на авторитет
науки, который существенно отличался от авторитета церкви. На стороне науки был
исключительно человеческий разум и ничто более. Научная революция утверждала
принципиально новое механистическое мировоззрение.
Цель данного исследования – изучить особенности глобальных
научных революций.
Задачи:
1. раскрыть понятие научной революции;
2. охарактеризовать идейные и социально-исторические предпосылки научной
революции XVII в.;
3. описать особенности второй и третей научной революции;
4. опроеделить основные черты четвертой научной революции.
Структура работы состоит из введения, основной части,
разбитой на 4 параграфа, последовательно раскрывающих тему работы, заключения и
списка используемой литературы.
Заключение:
В
завершении работы подведем итоги.
Обретение новых знаний не
представляется возможным без единовременного получения опыта, в том числе того,
что был накоплен предыдущими поколениями. Традиция, которая определяет эталоны
научной работы, дает возможность аккумулировать различные знания и в
последующем применять их в целях решения новых вопросов. В истории науки
выделяются не только периоды плавного развития, которое протекает в рамках
сложившихся устоев и моделей, так и моменты колоссальных и стремительных
перемен, что меняют саму суть традиционных подходов к научной деятельности.
Период развития, сопряженный со скачкообразными переменами, нередко становится
причиной перехода к новым системам понятий и методик. Речь в данном контексте о
научной революции. Каждая из таких революций, меняя представления о природе и
канонах ее развития, провоцирует изменение научной картины мира. Она в таком
случае буквально меняет понятийную основу.
Ключевым моментом в развитии науки была научная революция XVI–XVII вв.
Вот лишь некоторые наиболее важные события истории науки этого периода: 1543 г.
– выход книги Николая Коперника с изложением гелиоцентрической теории; 1609 г. –
Иоганн Кеплер опубликовал трактат с изложением законов движения планет; 1609 –
1610 гг. – астрономические открытия Галилео Галилея с помощью телескопа; 1687
г. – издание труда И. Ньютона «Математических начал натуральной философии», где
изложены основы классической механики.
Революция XVI-XVII вв. привела к существенным переменам
не только в интеллектуальной жизни людей, но и затронула политические,
экономические и другие сферы. В период этой революции произошла
реструктуризация науки, она получила статус общественного института, а
впоследствии стала определяющим развитие жизни социума фактором.
Вторая научная революция происходит в
конце XVIII – первой половине XIX века, когда естествознание становится
дисциплинарно организованной наукой. Основными характеристиками научного знания
в этот период являются: механистическая картина больше не является общенаучной,
происходит формирование химической, биологической и других картин объект
рассматривается не только в понятиях механики, но и как вещь, процесс,
состояние, которое предполагают изменение и развитие объекта.
В период третьей
революции, протекавшей с XIX
по XX
вв., произошло развитие неклассической модели естествознания. Изменениям
подверглась и традиционная физика: возникли множественные теории, например,
квантовая; также возникли и начали развиваться такие направления, как генетика,
кибернетика и др. Вместе с тем происходило и развитие концепции нестационарной
Вселенной. Для науки этого периода характерно принятие окружающего мира в
качестве сложного не статичного, а подвижного комплекса.
В конце XX – начале XXI века происходят радикальные
изменения в основаниях научного знания и деятельности. с этого момента
начинается становление новой постнеклассической науки. Важнейшими событиями,
произошедшими в ходе четвертой научной революции, являются компьютеризация
науки и усложнение приборов. Кроме того, происходит увеличение числа
междисциплинарных исследований, развиваются комплексные программы. Этот период
характеризуется объединением эмпирических и теоретических исследований.
Разрабатываются идеи синергетики. Стоит понимать, что научная картина – это
результат взаимодействия отдельных отражений и явлений реального мира. Частные
Фрагмент текста работы:
1. Понятие научной революции Научное познание как деятельность, главной целью которой является
получение нового научного знания, включает в себя несколько необходимых
компонентов. Во-первых, научное познание осуществляет человек – субъект
познания, который должен владеть специальными навыками и приемами
исследовательской деятельности. Научная деятельность невозможна вне освоения
знаний, полученных предыдущими поколениями.
Во-вторых, познание всегда направлено на определенный объект – предмет,
который человек познает. Круг проблем и вопросов, которые решает наука на
конкретном этапе своего развития, определяется не только запросами производства,
потребностями экономики и государственными приоритетами, но и
интеллектуальными, философскими, моральными и другими факторами, обусловленными
культурой данного общества.
В-третьих, научное познание осуществляется с помощью определенных средств
и инструментов. Выбор системы методов и приемов обусловливается не только
спецификой познаваемого объекта, но и сложившейся научной традицией [8].
Таким образом, научная деятельность невозможна вне научной традиции,
сложившейся на определенном этапе развития науки. Под традицией в науке
понимают накопление и передачу научного опыта, специфических для нее подходов к
постановке и решению научных проблем, особых норм и ценностных установок,
определяющих научную деятельность. Как же традиция, понимаемая как некий неизменный
образец, передающийся из поколения в поколение, способствует появлению нового
знания?
Примером, иллюстрирующим роль традиции в научном познании, может служить
обнаружение в 1846 году немецким астроном Иоганн Галле планеты Нептун. Орбиту и
координаты планеты вычислили на основе классической механики независимо друг от
друга французский ученый Урбен Леверье и английский астроном Джон Адамс.
Созданная Исааком Ньютоном (1643-1727) классическая механика, позволяла изучить
и описать широкий спектр разнообразных явлений, связанных с движением объектов.
Систему научных традиций, обусловливающую научную деятельность в
конкретной области познания в рамках определенных знаний, принципов и методов
постановки и решения научных проблем, называют парадигмой (от греч. παράδειγμα
– пример, образец).
Парадигма задает структуру научного знания и основывается на системе
понятий, законов, теорий и принципов. Кроме того, парадигма опирается на
определенные идеалы и нормы научного познания, которые отражают ее
ценностно-целевые установки. Эти установки определяют цели и ход исследования,
формируют образец научной деятельности, на их основе осуществляется объяснение
и описание, доказательность и обоснование научного знания, его построение и
организация. В рамках парадигмы выстраивается определенная научная картина
мира, которая отражает в обобщенном виде основные закономерности мироздания.
Парадигма включает также и философские идеи и принципы, которые служат
философскому обоснованию научного знания и обеспечивают механизмы его включения
в культуру [1].