Контрольная работа Гуманитарные науки Политология

Контрольная работа на тему Тема 4. Основные виды и характерные черты политической власти.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 1

1. Понятие власти, основные теории. 3

2. Виды власти. Политическая власть: формы, источники,
особенности. Ресурсы власти. 6

3. Легитимность и эффективность политической власти. Типы
легитимности. 9

4. Проблема разделения властей. 11

5. Учение Аристотеля о государстве. 18

Заключение. 20

Использованные источники и литература. 21

Термионологический словарь. 22

  

Введение:

 

Власть — весьма важный для жизни
любого общества и его отдельных систем и подсистем феномен. В различных сферах общественной
жизни она выполняет ряд руководящих функций: господство, т.е. полное подчинение
объекта власти воле ее субъекта; регулирование общественных отношений; контроль
над поведением индивидов и групп; управление общественными процессами;
организация и координация действий по выполнению поставленных перед обществом
или группой задач; мобилизация индивидов, групп или общества в целом на
достижение каких-либо значимых для них целей. Реализация всех этих функций
связана с механизмами функционирования власти в обществе, и особенно ее
основного вида — власти политической, или государственной.

Власть —
одно из фундаментальных начал человеческого общества. Это отношение между
людьми (государствами, нациями, классами, социальными группами и индивидами) по
поводу господства и подчинения. Власть существует везде, где есть устойчивые
объединения людей: в семье, производственных коллективах, различного рода
организациях и учреждениях, во всем государстве.

Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к
пониманию политических институтов, политических движений и самой политики.
Определение понятия власти, её сущности и характера имеет важнейшее значение
для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и
политические отношения из всей суммы общественных отношений.

Разгадка феномена власти, приращение всякого нового знания о природе власти
и механизмах властвования является едва ли не самой главной задачей
политологии. Первые попытки разобраться в парадоксах и механизмах политической
власти были предприняты ещё в ранний период политической истории Индии, Китая и
Греции. Например, то, что древнегреческое «архе», обозначавшее «власть» или
«главенство», имело и другое значение — первоначало или первопричина,
по-видимому, было не случайным совпадением, но смутной догадкой о природе
власти.

Парадокс политической власти, способной оборачиваться для человека
одновременно и целесообразной силой, и злой волей, во все времена занимал умы
философов и писателей. Аристотель и Шекспир, Гете, Ницше и Достоевский, Фуко и
Кафка в философских категориях или художественных образах пытались приоткрыть
завесу над этим, далеко еще не познанным, феноменом жизни общества и человека.

Власть появилась с возникновением
человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его
развитию. Власть необходима, прежде всего, для воспроизводства человеческого
рода Семейно-родовая форма власти наблюдалась у кочевых народов России. С
развитием оседлости постепенно утверждалась племенная власть Формирование
власти территориальной обусловлено необходимостью организации общественного
производства, которое немыслимо без подчинения всех участников единой воле, а
также потребностью регулирования социальных отношений между людьми. С
появлением классов и государства кровные родовые связи были разрушены,
моральный авторитет старейшины рода сменился авторитетом публичной власти,
которая отделилась от общества и встала над ним.

1.
Понятие власти, основные теории.

Слово "Власть" может употребляться
в нескольких значениях:

· Способность, право и возможность распоряжаться кем-либо, чем-либо,
оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение и деятельность людей с
помощью различных средств (права, авторитета, воли, принуждения);

· Политическое господство над людьми;

· Система государственных органов;

· Лица, органы, облеченные соответствующими государственными,
административными полномочиями.

Власть — центральная ось, вокруг которой вращается вся политика. Она
вездесуща и пронизывает все структуры общества, выступая его цементирующим
элементом, поддерживая внутреннюю организованность и иерархичность общественных
отношений. В политологической теории не сложилось единого определения власти.
Наиболее часто приводятся следующие определения:

1. силовое, трактующее власть как господство и принуждение к повиновению;

2. волевое, понимающее власть как способность проводить свою волю даже
вопреки сопротивлению;

3. власть как влияние. Суть влияния заключается в способности
воздействовать на поведение других;

4. телеологическое, в соответствие с которым, власть — это достижение
определенных целей;

5. инструменталистское, трактующее власть как способность мобилизовывать
ресурсы для достижения определенных целей;

6. конфликтное, сводящее власть к позиции господства, связанную со
способностью отдельных групп и индивидов контролировать механизм распределения
дефицитных общественных ценностей;

7. структуралистское, представляющее власть как особый род отношений между
управляющим и управляемым.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Политическая власть — форма
социальных отношений, характеризующаяся способностью социального субъекта
(личности, группы, класса, нации, партии и т.д.) побуждать других социальных
субъектов к действиям, обеспечивающим его личные политические интересы или
политические интересы общества в целом.

Средство власти — богатый арсенал
тактики: от патронажа до администрирования, устрашения, насилия. Поскольку
небезболезненные механизмы власти сосредотачиваются у отдельных лиц,
реализующих основные цели власти в соответствии с законом ее укрепления, возможно
противоречие между субъектом власти и ее объектом — народом.

Политическая власть реализует ряд
важных функций, таких, как, например, организаторская и воспитательная функция,
функция контроля, социализации и другие.

Важным аспектом здесь также является
понятие ресурсов политической власти — средств, технологий, которые
используются субъектами политической власти для достижения цели. К важнейшим
ресурсам (во всем их многообразии) относят силовые, экономические, социальные и
информационные ресурсы. Необходимо помнить, что не существует какой-либо
определенной иерархии ресурсов — все они используются в той или иной мере
постоянно, с учетом поставленной цели.

Легитимность также является
феноменом, понимание сути которого, способно помочь в выяснении сущности
политической власти, ее оснований.

Легитимность — (от лат. legitimus —
согласный с законами, законный, правомерный) — согласие народа с властью,
когда он добровольно признаёт за ней право принимать обязательные решения. Чем
ниже уровень легитимности, тем чаще власть будет опираться на силовое
принуждение.

По мнению Макса Вебера, можно
выделить следующие типы легитимности: традиционную, харизматическую и
рациональную (в зависимости от того, какой из перечисленных мотивов поддержки
населением политического нормативного порядка преобладает в обществе).

Сегодня проблемы политической
власти, ее легитимности, функционирования являются актуальными в связи с
развитием общества и науки (политология, кратология, предметом которой является
власть и многочисленные общественные явления, связанные с властью, осмысленные
через общественные институты власти, теория государства и права и др.).

Использованные
источники и литература

По вопросам с 1 по 4:

1.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от
30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ)//СЗ РФ. -26.01.2009. -№ 4. — Ст. 445

2. Власова Т.В. Теория государства и
права / Т.В. Власова. М.: Книга по Требованию, 2018. –226

3. Чернова Э.Р. Взаимодействие
государства и права / Э.Р. Чернова // «Научно-практический журнал Аллея Науки»
— №7(23). – 2018. – С. 1-7

4. Халипов В.Ф. «Наука о власти:
Картология», М. 2002

5. Черданцев А.О. «Государственная
власть и ее обоснование» // Правове-дение. 1992 № 2

6. Шувалов И.И.
Юридический аспект теории разделения властей Конституционное и муниципальное
право, 2005, N 3

7. Михайлева
Н.А. Конституционное право России. М., 2006. — 325 с

По контрольному вопросу:

Умнова, Д. В. Государство и
государственные устройства в философии Аристотеля / Д. В. Умнова. — Текст :
непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 12 (92). — С. 872-874. — URL:
https://moluch.ru/archive/92/20254/ (дата обращения: 18.03.2022).

 

Фрагмент текста работы:

 

1.
Понятие власти, основные теории.

Слово "Власть" может употребляться
в нескольких значениях:

· Способность, право и возможность распоряжаться кем-либо, чем-либо,
оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение и деятельность людей с
помощью различных средств (права, авторитета, воли, принуждения);

· Политическое господство над людьми;

· Система государственных органов;

· Лица, органы, облеченные соответствующими государственными,
административными полномочиями.

Власть — центральная ось, вокруг которой вращается вся политика. Она
вездесуща и пронизывает все структуры общества, выступая его цементирующим
элементом, поддерживая внутреннюю организованность и иерархичность общественных
отношений. В политологической теории не сложилось единого определения власти.
Наиболее часто приводятся следующие определения:

1. силовое, трактующее власть как господство и принуждение к повиновению;

2. волевое, понимающее власть как способность проводить свою волю даже
вопреки сопротивлению;

3. власть как влияние. Суть влияния заключается в способности
воздействовать на поведение других;

4. телеологическое, в соответствие с которым, власть — это достижение
определенных целей;

5. инструменталистское, трактующее власть как способность мобилизовывать
ресурсы для достижения определенных целей;

6. конфликтное, сводящее власть к позиции господства, связанную со
способностью отдельных групп и индивидов контролировать механизм распределения
дефицитных общественных ценностей;

7. структуралистское, представляющее власть как особый род отношений между
управляющим и управляемым.

Перечисленные определения не являются взаимоисключающими, они взаимно
дополняют друг друга. Признавая факт, что на сегодняшний день в науке не
сложилась общая теория власти, отечественные политологи систематизировали
многочисленные теории власти:

1. Реляционистские теории (от англ. relation — отношение) понимают власть
как межличностное отношение, позволяющее одному индивиду изменять поведение
другого. Этот подход представлен несколькими вариантами:

a) теория сопротивления (Д. Картрайт, Дж. Френч, Б. Рейвен) рассматривает
власть как отношение, в котором субъект подавляет сопротивление объекта;

b) теория обмена (П. Блау, Д. Хиксон, К. Хайнигс) трактует власть как
ситуацию обмена ресурсами. Ресурсы распределяются неравномерно: одни индивиды
их лишены и нуждаются в них;

c) теория раздела сфер влияния (Д. Ронг) ставит под сомнение вопрос
относительно асимметричности отношения власти. Власть — это взаимодействие, где
участники периодически меняются ролями.

2. Системные теории власти рассматривают власть как безличностное свойство,
как атрибут системы. В рамках этой концепции выделяются три похода:

1) власть как атрибут макросоциальной системы (Т. Парсонс, Д. Истон).
Власть понимается, как реальная способность системы аккумулировать свои
интересы, достигать поставленные цели;

2) мезо подход (М. Крозье) рассматривает власть на уровне подсистем (семья,
организация). Указывается непосредственная связь власти с организационной
структурой;

3) микроподход (М. Роджерс, Т. Кларк) трактует власть как взаимодействие
индивидов, действующих в рамках специфической социальной среды. Власть
определяется как способность индивида влиять на других и рассматривается через
его роли и статусы в системе;

4) коммуникативный подход (Н. Луман, К. Дойч) понимает власть как средство
социального общения, позволяющего регулировать групповые конфликты и
обеспечивать интеграцию общества.

3. Бихевиоральные (поведенческие трактовки, от англ. behavior -поведение)
концепции власти, так же как и реляционистские теории, рассматривают власть как
отношение между людьми. Выделяется несколько вариантов трактовок: силовая
модель (Г. Лассуэлл) считает, что первопричиной власти является импульс —
стремление к власти. Из столкновений и взаимодействий индивидуальных воль к
власти строится вся политическая материя. Сама же власть проявляется в принятии
решений и в контроле над ресурсами; рыночная модель (Дж. Кетлин) исходит из
аналогии между политикой и экономикой. В политике действуют законы рыночной
торговли: учет спроса и предложения, стремление к выгоде, конкуренция; игровая
модель (Ф. Знанецкий) предполагает, что на политическом рынке субъекты различаются
не только различными запасами власти, но и способностями, гибкостью стратегии,
азартом. Итогом является то, что власть трактуется либо как характеристика
индивидуума (персональная власть), либо как ресурс или товар. Отсутствие
единого определения подтверждает многоаспектность этого явления.

Существуют разные точки зрения и относительно природы власти
(первоисточника власти):

1) психологические трактовки выводят власть из психологии человека: воли к
власти, комплекса неполноценности (в этом случае власть выступает средством
компенсации ощущения собственной неполноценности);

2) структурно-организационный подход выводит власть за рамки психологии и
связывает ее с природой организации (своеобразный "эффект"
организации), со статусами и ролями индивидов в организации;

3) юридический подход выводит власть из норм и санкций, с этой точки зрения
власть — это способность создавать нормы и требовать их исполнения;

4) классовый
подход (марксистский) обосновал классовую природу политической власти: власть
выступает организацией экономически господствующего класса.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы