Контрольная работа на тему Тема 2. Культура, ее смыслы и функции
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Введение:
Актуальность. Явление
культуры чрезвычайно разнообразное и многогранное. Культура проявляется во всех
сферах человеческой жизнедеятельности: правах и обязанностях, требованиях и нормах
общества, в политике и экономике, образовании и воспитании, в смысле жизни и
нравственном выборе, в понимании категорий добра и зла, прекрасного и
безобразного, в образно-художественном восприятии произведений литературы и
искусства, в мировоззрении окружающей действительности.
Сложность
исследований этого явления заключается в том, что сегодня понятие «культура»
слишком многозначное, имеет различное содержание и употребляется не только в
бытовой речи, но и в разных науках – археологии, этнографии, истории,
социологии, а также в науках, изучающих различные формы человеческого сознания –
философии, искусстве, эстетике, этике, религии и др.
С
философской точки зрения понятие «культура» рассматривали такие ученые, как
Ю.М. Лотман, Р. Линтон, П.С. Гуревич и др. В социологическом смысле термин
«культура» отмечен в работах В. Беккета, Б. Малиновского, К. Юнга, А.
Радклифф-Брауна и др. С точки зрения психологии определение «культура»
исследовали такие ученые, как У. Самнер, Р. Бенедикт, Г. Стейн, М. Херсковиц и
др. Обоснованию понятия «культура» с позиции современной культурологии была
посвящена книга А. Крьёбера, К. Клакхон «Культура, критический обзор
определений», в которой авторы привели более 200 определений культуры. Важное
место в современной культурологии занимает концепция циклического развития
культуры Вико, связанная с исследованием истории культуры. Глубже концепция
циклического развития культуры обоснованная в научных исследованиях Н.Я.
Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби.
Свой
вклад в изучение культуры внесли такие ученые, философы и мыслители, как В.С.
Библер, А.И. Арнольдов, С.Н. Иконникова, В. И. Вернадский, Ю. Лотман, Ч.
Моррис, М. Бубер, Р. Якобсон, И. Гердер, В.М. Межуев, К. Гельвеций, М.К.
Мамардашвили, М. Хайдеггер, М.М. Бахтин, О. Шпенглер, Ортега-и-Гассет, Н.
Данилевский, А. Вежбицька, А.Ф. Лосев, Э.В. Ильенкова и многие другие. В своих
исследованиях они отмечают, что культура является понятием многогранным, таким,
затрагивает все сферы жизнедеятельности человека, его деятельность во всех
областях бытия и сознания, будучи процессом развития и совершенствования.
Изучению
структуры и механизма реализации культурной функции посвящены монографические и другие научные
исследования ученых, исследователей, среди которых: А.Д. Бойко, А.Ю. Высоцкий,
П.П. Гудзенко, Г.Г. Ефименко, В. Касьянов, Ф. Кирилюк, В.Ф. Клочко, Я.И.
Мандрик, А.А. Пискач, М.В. Семенова и другие.
Однако
аспект трансформации культуры в условиях информационного общества недостаточно
отражено в теории и практике современной педагогической науки.
Поэтому
целью нашей работы является теоретическое
обоснование понятия «культуры», ее смысла и функций.
Задачи:
— рассмотреть
этимологию и трактовку понятия «культура»;
— выявить
морфологию (строение) и функции культуры.
Фрагмент текста работы:
1. Этимология и трактовки
понятия «культура»
Культура
в различных ее проявлением является объектом и предметом изучения многих
конкретных наук. И каждая из них создает свое определенное представление о
культуре. Понятие «культура» является наиболее сложным социальным явлением.
Существует множество трактовок этого понятия. Американские культурологи, как
установил П.С. Гуревич, подсчитали, что с 1871 по 1919 было годы дано всего семь определений культуры
(первое из них, как они считают, принадлежит выдающемуся английскому этнографу
Эдуарду Тайлору), с 1920 г. по 1950 г. насчитывается уже 157 определений. В
дальнейшем этот список значительно увеличился.
Слово
«культура» происходит от латинских слов «colo», «cultio» возделывание, «соlere»
—
обрабатывать, выращивать, а позже — поклоняясь чествовать
(культ богов, предков). К середине I в. до н.е. эти слова связаны именно с
земледельческим трудом. Постепенно понятие «культура» распространяется на такие
сферы человеческой деятельности, как воспитание, обучение, совершенствование
самого человека. В письмах Марка Туллия Цицерона (106-43 гг. до н.э.),
известных под названием «Тускулапские беседы» (45 г. до н.э.), выражение «cultura
anиmи autem philosophia est» (однако культура духа философия) был направлен на
необходимость духовного, умственного развития человека как фактора его
совершенствования. С тех пор слово «культура» начинает употребляться как
синоним воспитанности, образованности человека, и в этом смысле оно вошло во
все европейские языки, в том числе и русский [6, c. 49].
Рассмотрим
подходы к пониманию понятия «культура», его сущности и динамики трансформации
на современном этапе развития общества. С философской точки зрения, культура –
это социальная память человечества. Ю. М. Лотман понимает культуру как наследственную
память коллектива, что выражается в определенной системе запретов и законов.
Американский исследователь Р. Линтон предлагает взгляд на культуру как некую
конфигурацию общепринятого поведения и результатов этого поведения, составляющие
элементы которой воспринимаются членами некоторого общества и передаются
следующим поколениям.
Культура
нередко оказывается объектом изучения со стороны не только философов, но и
социологов, аксиологив, историков, культурологов.
П.С.
Гуревич выделяет некоторые специфические подходы к культуре. Первый из них –
философско-антропологический. Представители данного подхода – Арнольд Гелен и
Эдуард Тайлор. Культура в этом случае понимается как совокупность различных
действий «homo faber». Следующий подход – философско-исторический. Он
претендует на то, чтобы раскрыть механизм рождения, возникновения самой
человеческой истории. В эпоху Просвещения понятие «культура» используется в
качестве центральной категории философии-истории, понимаемой как «история
духа». Культура здесь синоним интеллектуального, нравственного, эстетического,
разумного совершенствования человека в ходе его исторической эволюции [1, c. 79].
Существует
еще один подход к трактовке понятия «культура» — социологический.
В этом смысле «культура», по мнению П.С. Гуревича, не содержит в себе никакой
оценки и относится к образу жизни любого общества в целом. У каждого общества
есть своя культура, и каждая человек культурный в том смысле, что участвует в
той или иной культуре. В социологическом понимании культура предстает как
крепкие верования ценности и нормы, поведения, которые организуют социальные
связи и делают возможной общую интерпретацию жизненного опыта (В. Беккет)
унаследованные изобретения, вещи, технические процессы, идеи, обычаи и ценности
(Б. Малиновский) язык, верования, эстетические вкусы, знания, профессиональное
мастерство и всякого рода обычаи (А. Радклифф-Браун) общий и принятый способ
мышления (К. Юнг) [1, c. 35].
Кроме
того, среди наиболее распространенных подходов в трактовке понятия «культура» в
прошлом (а некоторые из них продолжают свое существование и сейчас) были такие подхода:
a) аксиологический
подход трактует культуру как совокупность материальных и духовных ценностей,
созданных человеком в процессе общественно-исторической практики. Наиболее
обоснованно аксиологическое определение культуры можно встретить в многочисленных
трудах «классиков советской культурологии» — А. Арнольдова, Е.
Баллере и М. Кима;
b) понятие
культуры как творческой деятельности людей, результата этой деятельности, включая
технологии ее (деятельности) осуществления. В работах В. Давидовича, Ю.
Жданова, М. Каган, Э. Маркаряна, М. Тарасенко и других культура однозначно
связывалась с человеческой (творческой) деятельностью. Вне деятельности
указанные философы о культуре отказывались говорить вообще;
c) трактовка
культуры как совокупности знаковых систем (Ю. Лотман), информационного
богатства общества (Е. Соколов), совокупности стандартов человеческой деятельности
(Ю. Жариков), как качества, присущей общественным явлениям и прежде всего
человеку как субъекту общественно-исторического процесса;
d) эмпирический,
описательный подход, согласно которому культура является совокупностью,
результатом всей человеческой деятельности, то есть суммой всех вещей и
ценностей, составляющих этот результат.
e) деятельностный
подход рассматривает культуру как специфически человеческий способ
деятельности, —
внебиологической по своей сути. Но культура является не самой деятельностью, а
тем способом, которым осуществляется эта деятельность [3, c. 105].
f) с
точки зрения антропологического подхода, культура предстает как одна из граней
цивилизационных достижений общества, будучи непосредственно связанной с
человеком и определяющей представления о мире и влияет на его поведение.
Указанный подход к культуре включает несколько важных аспектов: во-первых,
рассмотрение культуры в соотношении с человеком; выделение личностного аспекта;
изучение различных типов личности (модальной, статусной, идеальной и реальной).
Во-вторых, внимание к социально стандартизированному поведению, проявляется в
форме традиций, обычаев, ритуалов и обрядов. В-третьих, признание общественного
характера культуры, понимание под культурой того, что признано в обществе или
социальной группе и влияет на социальную общность и отдельную личность.
В-четвертых, рассмотрение культуры как единства ценностно-нормативной, духовной
и материальной подсистем. В-пятых, выделения и рассмотрение семиотических и
символических свойств культуры. В-шестых, повышенное внимание к бессознательным
аспектам культуры, выражающихся в языке, обычаях и ритуалах, мифологии и магии.