Контрольная работа на тему Тема 10. Интеллигенция в России и Западной Европе: сходства и различия
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
РУССКАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ В XVIII – XIX ВВ: СРАВНИТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ 5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 9
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 10
Введение:
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, интерес к изучению тематики интеллигенции в последнее время существенно возрос. При этом, несмотря на актуальность темы, ее изучение и освещение в учебной литературе до сих пор остается не полностью состоятельным. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что интеллигенция в России сформировалась в условиях становления демократического общества и государства. В этой связи на интеллигенцию возлагались задачи по развитию науки и культуры, формированию гражданского общества, а также реализации социальных и политических прав граждан. На сегодняшний день очень мало исследований, посвященных сравнительному анализу Западной и Российской интеллигенции. В ходе исследования нам необходимо ответить на вопрос: «В чем состоит главное отличие интеллигенции в России и Западной Европе»?
Ответы на этот вопрос могут быть кардинально различными.
Интеллигенция, по сути, представляет собой не просто часть общества, а его интеллектуальную элиту, которая, обладая собственным мировоззрением, менталитетом, идеологией, выступает в качестве проводника и хранителя ценностей, выработанных предшествующими поколениями. Именно поэтому интеллигенция является объектом пристального внимания историков, социологов, философов, политологов, культурологов и др.
Западная интеллигенция – это не просто слово, придуманное для определения интеллектуальной элиты. Это, прежде всего, понятие, и в этом же понятии — вся суть западной цивилизации. Западные интеллигенты – это люди, которые занимаются творчеством, наукой, политикой, воспитанием, образованием, и всем тем, что в совокупности составляет жизнь цивилизованного западного человека. В западном обществе интеллигентность является одной из важнейших составляющих.
Интеллигенция в России всегда была самой передовой частью общества. Она объединяла в себе людей, которые стремились улучшить жизнь народа, сделать ее более комфортной и гуманной.
Объект изучения: интеллигенция.
Предмет изучения: сравнительный анализ российской и западной интеллигенции.
Цель – провести сравнительный анализ интеллигенции в России и в Западной Европе.
Задачи работы:
1. изучить понятие «интеллигенция»;
2. рассмотреть особенности интеллигенции России и Западной Европы и провести сравнение между ними.
Структура работы: введение, основная часть, заключение и список использованной в процессе написания работы литературы.
Заключение:
Цель нашего исследования достигнута. Оказалось, что слово «интеллигенция» имеет западное происхождение и могло появиться в России только в связи с западным культурным влиянием. Однако особенность русской культуры в том, что она одновременно и похожа, и отличается от других культур. Поэтому всегда можно описать русскую культуру в тех же терминах — по той же модели — как и другую культуру, но некоторые особенности русской культуры неизбежно игнорируются и остаются вне поля зрения исследователя. Я считаю, что русская интеллигенция — это специфически русский культурный феномен. Это явление характерно для русской культуры — ведь здесь, как в фокусе, сосредоточены едва ли не самые отличительные ее черты. В чем своеобразие русской культуры вообще? Как ни странно — до предела.
Это кажется парадоксальным: ведь по нашим представлениям граница не имеет места или ограничена в размерах — строго говоря, это условная граница, линия. Мы сейчас говорим о стране, занимающей самую большую территорию в мире и к тому же отличающейся удивительным для такой территории единообразием культурных норм. В целом культура не столько напрямую связана с объективной реальностью (в данном случае с географической реальностью), сколько с пониманием этой реальности: именно понимание реальности, саморефлексия формирует культуру. Россия, в частности, видит себя пограничным регионом, пространством между Востоком и Западом: это Запад с Востоком и в то же время Восток с Западом.
Фрагмент текста работы:
РУССКАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ В XVIII – XIX ВВ: СРАВНИТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ
Существует несколько устойчивых схем, с помощью которых обычно описывается интеллигенция. Во-первых, противопоставление «русской интеллигенции» и «западных интеллектуалов». В этом случае интеллигенция — некий эгрегор, который в зависимости от ситуации может то сливаться с населением, то отделяться от него. При этом «русская интеллигенция» понимается как некое высшее суперорганическое образование, которое стоит над народом. В качестве примера можно привести рассуждения о том, что «в России есть интеллигенция, а в Европе — нет». Отсюда следует, что интеллигенция – это непосредственно русское явление, оно является оригинальным и неповторимым. На Западе термин «intelligentsia» имел свою значение, но в итоге трансформировался в России и обрел другие значение. Это означает, что в Западной Европе не было таковой интеллигенции. Во-вторых, между интеллигенцией и народом существует граница, отделяющая их на различные слои населения. Отсюда следует, что противоречия между народом и интеллигенцией говорят об отторжении второй от первого, таким образом интеллигенция занимает маргинальное положение в обществе. В-третьих, противопоставление интеллигенции и власти, в котором делается акцент на оппозиционности и враждебности интеллигенции легитимному политическому порядку в государстве В-четвертых, через воспевание ценностей русской интеллигенции (в противовес националистическим) делается упор на то, что русские в союзе с российской властью создали уникальный общественный проект, при котором меньшинство оказывается над большинством и служит фундаментом для формирования нового менталитета и культуры этого большинства, а не служит «черной дырой» поглощающей самосознание и идеи всех без исключения граждан. В-пятых, помешав словам об ответственности интеллигенции перед русским государством быть подменяемыми понятиями «ответственность» и «интеллигенция». [1, c.56].
До середины XIX в. в русском языке слово «интеллигент» не встречалось. Оно было известно лишь в иностранных языках: во французском языке (от лат. intelligens — понимающий) и в английском (от англ. intelligent — умный). В русском языке это слово появилось в середине XIX в., прежде всего в связи с развитием науки, просвещения, культуры. Первоначально под интеллигенцией понимались ученые, деятели науки и культуры, а также люди, обладающие этими качествами. В словаре Даля интеллигенция определяется как «означенный сословьем люд, который по учености, образованности и начитанности приносит честь, славу и изрядное состояние человеку».