История психологии труда Контрольная работа Педагогика/Психология

Контрольная работа на тему Тектология А.А.Богданова и НОТ(научная организация труда)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3
1.   Связь холизма и тектологии. 5
2.   Тектология и марксизм. 7
Заключение. 13
Список литературы.. 14

  

Введение:

 

В истории экономики есть несколько
факторов производительности. Классики, в том числе Карл Маркс, считали только
труд производительным. Жан-Батист Сэй расширил этот список и включил землю и
капитал. Пьер Жозеф Прудон считал, что «… ни земля, ни труд, ни капитал
непродуктивны», [1, с. 118], а прибавочный продукт образуется только за счет
совместного использования этих факторов. Наконец, в 1890 г. А. Маршалл добавил
к упомянутому выше новый фактор производительности в экономике — организацию
[2, с. 208]. Это можно считать началом теоретического понимания менеджмента.

В то же время А. Маршалл заложил основы
неоклассической теории в экономике с ее центральной концепцией экономического
человека, делающего рациональный выбор. С тех пор принцип методологического
индивидуализма стал доминирующим в неоклассическом мейнстриме [2].

Методологический индивидуализм изначально
играл ту же роль и в менеджменте. Например, Ф. Тейлор отмечал: «… работая
вместе в группе, каждый работник становится менее активным, чем когда
ущемляется его личная гордость; при работе в группе производительность рабочих
неизменно снижается до уровня самых медлительных людей в этой группе… »[3, с.
59]. Кроме того, использование конвейера Дж. Фордом также было направлено на
повышение личной производительности рабочих.

Однако к двадцатым годам двадцатого века
стало ясно, что возможности увеличения интенсивности личного труда не
безграничны. В результате был открыт новый источник производительности труда —
организация отношений между трудящимися.

В рамках программы научной организации
труда один из ведущих специалистов Наркомата Рабоче-Крестьянской инспекции СССР
Н. А. Витке сформулировал понятие «человеческие отношения».

Можно сказать, что уже в его недрах был
использован принцип методологического холизма (от древнегреческого ὅλος
«целое»). Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что Н.А. Витке
активно использовал такие понятия, как «коллективная трудовая деятельность»,
«человеческий фактор производства» и др. Однако в условиях жесткого партийного
руководства тогда возникла новая наука об управлении человеческими ресурсами.
показалось излишним и даже подозрительным [3].

Неудивительно, что новые идеи со временем
проникли и в США. В результате в мировом сообществе американский исследователь
Э. Мэйо стал автором книги «Управление человеческими отношениями». После этого
идеи коллективной трудовой деятельности ярко проявились в практике японского
менеджмента.

С точки зрения методологического
индивидуализма «сложное состоит из простого» (выделено жирным курсивом М.В.
Поповым — А.А.) [4, с. 7]. Между тем, по мнению холистов-методистов, комплекс —
это всегда нечто большее, чем простая сумма. Поэтому вопрос о фундаментальности
принципа методологического индивидуализма в менеджменте — это вопрос о
правильности неоклассической теории или, по крайней мере, ее полноте.

Тектология – это термин, используемый
Александром Богдановым для описания новой универсальной науки, которая
заключалась в объединении всех социальных, биологических и физических наук,
рассматривая их как системы отношений и ища организационные принципы, лежащие в
основе всех систем. В настоящее время тектология рассматривается как
предшественник теории систем и связанных с ней аспектов синергетики. Слово
«тектология» было разработано Эрнстом Геккелем, но Богданов использовал его для
другой цели. Его работа «Тектология: универсальная
организационная наука», опубликованная в России между 1912 и 1917 годами,
предвосхитила многие идеи, которые впоследствии были популяризированы Норбертом
Винером в «Кибернетике» и Людвигом фон Берталанфи в «Общей теории систем». Есть
предположения, что и Винер, и фон Берталанфи, возможно, читали немецкое издание
Тектологии, опубликованное в 1928 году.

В книге «Источники и предшественники
тектологии Богданова» Джеймс Уайт (1998) признал интеллектуальный долг работы
Богданова по тектологии идеям Людвига Нуара . Его работа основана на идеях
Нуара, который в 1870-х годах также попытался построить монистическую систему,
используя принцип сохранения энергии в качестве одного из ее структурных
элементов.

Совсем недавно в своей книге 2016 года
«Молекулярный красный: теория антропоцена» Маккензи Уорк пытается представить А.
А. Богданова предшественником современных теоретиков антропоцена, таких как
Донна Харауэй, рассматривая художественные произведения Богданова как
продолжение его общей работы в области тектологии. Автор рассматривает
тектологию как альтернативу советской государственной философии диалектического
материализма, что может помочь в описании яростного противостояния Ленина
тектологии в его собственном материализме и эмпириокритицизме.

Цель исследования – рассмотреть тектологию
А. А. Богданова

Из всего многообразия аспектов менеджмента
в данной работе мы обратились только к одному его аспекту — рассмотрению
проявления в нем принципов методологического индивидуализма и холизма в свете
«Тектологии» А.А. Богданова.

Основные методы, используемые в этом
исследовании, — историко-сравнительный и логический.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Рассмотрение вопроса о повышении
эффективности социальной экономики заставило исследователей искать имена,
взгляды и методы, которые не были полностью оценены. Это включает в себя общую
организационную науку, занимающую видное место у А.А. Богданов.

Богданов был первым исследователем, кто
обратился к интересам пролетариата. Он стремился разработать новую концепцию
мира, чуждую классической науке, которая могла бы не только заменить
классическую науку, но и преодолеть разделение между гуманитарными и естественными
науками, а также между наукой и философией. Таким образом, он имел гораздо
более широкое видение того, чем должна быть эта новая наука, чем более поздние
теоретики систем. Что еще более важно, Богданов имел гораздо более глубокое
представление о значении этой новой науки.

Таким образом, есть веские основания
утверждать, что именно через изучение идей Богданова мы можем лучше всего
понять потенциал теории систем и теории сложности.

Как всеобъемлющая концепция мира,
тектология была разработана с учетом самой себя и своей роли в обществе. С его
помощью Богданов утверждал, что заложил основу для понимания достижений и
ограничений всей предыдущей науки, тем самым защищая тектологию как новое
достижение в науке. В соответствии с этим он разработал теорию физического
существования, с помощью которой можно было понять возникновение разумной
жизни, теорию жизни, с помощью которой можно было понять эволюцию людей, и
теорию человеческой истории и культуры, с помощью которой можно было понять
эволюцию живых организмов. знания и развитие науки можно понять.

В то же время тектология была призвана
ориентировать людей на создание общества нового типа. По этим причинам может
показаться необходимым сначала изложить основные концепции тектологии, а затем
охарактеризовать тектологию и ее значение с этой точки зрения.

Однако для наших целей более показательно
то, как Богданов пришел к пониманию необходимости тектологии. Несомненно, идеи
А.А. Богданова находят отражение в теории систем, кибернетике, медицине и
философии технологий, эстетике, лингвистике и других дисциплинах.

Однако они мало повлияли на экономику,
несмотря на то, что А.А. Богданов был признанным специалистом в этой области. В
данной была сделана попытка до некоторой степени восполнить этот пробел и
показать, что идеи тектологии очень актуальны в современных экономических
дискуссиях, в том числе в дебатах между методологическим индивидуализмом и
методологическим холизмом.

А.А. Богданов не ставил перед собой задачу
изучать организацию взаимоотношений людей в производственном процессе. Это цель
современного менеджмента. Однако его подход к изучению взаимоотношений между
индивидом и коллективом, анализу условий возникновения эмерджентных эффектов в
производственной кооперации заслуживает рассмотрения в экономической теории и в
практике управления.

Более того, это коррелирует с современной
тенденцией к открытию и изучению и, в конечном итоге, к использованию
нематериальных факторов повышения производительности социальной экономики в
пользу человека. Кроме того, организационные взгляды на работы А.А. Богданова
позволяют по-новому взглянуть на реальную взаимосвязь методологического холизма
и методологического индивидуализма как в структуре управления, так и в
структуре управления.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Связь холизма и тектологии Холизм как методическое направление рассматривает
людей как обычные атомы, но у атомов нет воли, поэтому их можно перестроить
только внешне. Неудивительно, что это тот путь, по которому сегодня следует
американский тип менеджмента. Однако, как и при реальном преобразовании графита
в алмаз, требуется высокое давление, так же необходимо такое же давление при
внешней реструктуризации группы. В результате американский менеджмент привык к
формальному, почти прохладному отношению к людям. Фраза «Ничего личного» взята
из лексикона американских менеджеров.

Поэтому вопрос о фундаментальности
принципа методологического индивидуализма в менеджменте – это вопрос о
правильности неоклассической теории или, по крайней мере, ее полноте. Конечно,
люди не атомы. Они сознательны, и кажется, что это значительно упрощает их
организацию. Именно потому, что люди не атомы, они оказываются очень разными,
даже когда на самом деле делают одно и то же, как это видно из притчи о
Шартрском соборе.

Отсюда следует, что совместная работа
всегда должна управляться для достижения единства цели. Как отмечает А.А.
Богданов, «организовать средства для объединения людей с какой-либо целью,
координации и регулирования их действий в духе целесообразного единства» [5, с.
69].

Однако А.А. Богданов мало внимания уделял
своим коллегам-экономистам. Прежде всего, «… не хватает научных работ, в
которых рассматривается связь общей организационной науки с самим менеджментом»
[6, с. 155].

А.А. Богданов обнаружил, что в отличие от
атомов, у которых нет воли, внутренняя ориентация людей (или их
интенциональность) может быть иной. Это означает, что действия самих людей
должны описываться направлением (то есть направленными) действиями и их
целеустановкой на работу.

В «Тектологии» А.А. Богданов изучил явный
парадокс: два или три человека, которые работали вместе, могли выполнять больше
или меньше двойной или тройной работы. Как отмечает А.А. Богданова «оба случая
полностью зависели от способа сочетания этих сил. В первом случае утверждение о
том, что целое оказалось практически больше, было вполне правомерно, чем
простая сумма его частей, во втором — практически меньше ее»[5, с. . 114].

С точки зрения обыденного сознания «здесь
мы получаем какое-то творение из ничего». У любого из сотрудников команды есть
своя «деятельность» и свой способ делать работу. Более того, по своей
направленности она практически никогда не совпадает с деятельностью других
работников или даже может встречаться с их «сопротивлением» (то есть
противоположно направленной деятельностью). Чем меньше сопротивление встретит
активность рабочих, тем больше будет их общая «аналитическая сумма». Это то,
что определяет «излишек» совместно организованного труда.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы