Основы педагогики Контрольная работа Педагогика/Психология

Контрольная работа на тему Технология установления педагогически целесообразных взаимоотношений

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Введение:

 

Понятие педагогически целесообразных отношений.
Технология педагогического общения определяет установление педагогически соответствующих
отношений между учителями и учениками.

Отношения учителей и учеников в школе — это
взаимодействие, обусловленное всей системой производственных, политических, правовых
и моральных отношений общества, направленное учителями на решение образовательных
задач. Норма отношений между учителями и учениками в школе — это гуманные или так
называемые педагогически целесообразные отношения. Такие отношения подчинены достижению
образовательного результата и основаны на добровольном признании учащимся авторитета,
прав, знаний и опыта учителя и его руководства. Это проявляется в желании учеников
учиться у учителя, общаться с ним и подражать ему.

Установление педагогически целесообразных отношений
между учителями и учениками не ограничивается решением таких отдельных аспектов
этой многогранной проблемы, как педагогический такт, авторитет, личный пример учителя,
методы педагогического воздействия или «прикосновения» к человеку и т. Д. Однако
на с другой стороны, недооценка на практике хотя бы одной из этих сторон иногда
катастрофически влияет на формирование действительно товарищеских, гуманных отношений.
Преподаватель вступает в отношения со студентами в первую очередь в учебном процессе
с целью выполнения задач, поставленных перед ним программой. Важной особенностью
этих отношений является то, что они сознательно используются учителем для формирования
активного и позитивного отношения студентов к учебе, работе и общественному достоянию,
к своим товарищам. Другими словами, установленные отношения используются для решения
педагогических проблем. В то же время они становятся эффективными только тогда,
когда с их помощью учитель контролирует развитие любительских сил и активность учащихся
в процессе усвоения их социального опыта, когда они включаются в сознательное построение
системы отношений на гуманная основа. Без выработки собственной активной позиции,
четких идеологических и моральных ориентиров и установок ученик в любой новой сложной
ситуации не сможет самостоятельно принять правильное решение. Если этот аспект отношений
между учителями и учениками не учитывается, то управление педагогическим процессом
неизбежно скатывается на путь коучинга и постоянной мелкой заботы.

Отношения в педагогическом процессе формируются
в совместной деятельности. Начиная организовывать какую-либо деятельность, учитель,
как показано в предыдущей главе, выдвигает определенные требования, выполнение которых
зависит от успеха. Но педагогическое требование — не единственный метод, с помощью
которого устанавливаются педагогически целесообразные отношения с учениками. Более
того, не подкрепленный яркой, заманчивой перспективой, пробуждающей инициативу детей,
их интерес к общему делу, радость и счастье творческих усилий, спрос легко может
стать препятствием для установления таких отношений. Важную роль в их создании играет
опора на формирующееся общественное мнение детской команды и присутствующих в ней
микрогрупп, правильная объективная оценка знаний и поведения учащихся. Ошибки учителей
в такой оценке чреваты особенно тяжелыми последствиями для их отношений со студентами.
Большое влияние на формирование отношений между учителями и учениками оказывает
также личный пример первых, их убеждения, личные нравственные качества и поступки.

Таким образом, технология установления
педагогически приемлемых отношений может рассматриваться с точки зрения инструктажа
педагогических требований, опираясь на общественное мнение команды, адекватность
оценок знаний, навыков, а также поведения учащихся и личности учащегося. Учитель
как фактор, напрямую влияющий на характер развивающихся отношений в той или иной
деятельности
 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Заключение:

 

Значительное количество исследований было посвящено проблеме педагогического
общения, анализ которых выявляет несколько аспектов его изучения. Прежде всего,
это определение структуры и условий формирования коммуникативных навыков учителя
(В.А. Кан-Калик, Ю.Н. Емельянов, Г.А. Ковалев, А.Н. Леонтьев и др.). В этом аспекте
были разработаны методы активного социального обучения (АСО): ролевые игры, дискуссии,
социально-психологические тренинги и т. Д. С их помощью учителя осваивают способы
взаимодействия и развивают общительность.

Еще одним важным направлением является изучение проблемы взаимопонимания между
учителями и учениками (А. А. Бодалев, С. В. Кондратьева и др.). Они значительны
в связи с тем, что контакт возможен только в условиях достаточно полного взаимопонимания
между коммуникантами, для достижения которого требуется поиск определенных условий
и приемов.

Особую группу занятий составляют те, которые изучают нормы, внедренные в педагогическом
общении. Прежде всего, это исследование проблемы педагогической этики и такта (Е.
А. Гришин, И. В. Страхов и др.). Педагогическая система «учитель-ученик» в этом
случае рассматривается как некая культурная общность, в которой большая роль отводится
реализации социально утвержденных норм поведения: уважения к человеку, доброй воли,
общительности и т. Д.

Эти и другие аспекты изучения педагогического общения, взаимно дополняя друг
друга, показывают его сложный и многоплановый характер в образовательном процессе.
По большей части, педагогическое общение вполне регулируется с точки зрения содержания
и форм, и, следовательно, это не только способ удовлетворить абстрактную потребность
в общении. В нем четко различаются ролевые позиции учителя и учеников, отражающие
«нормативный статус» каждого. Их содержание определяется уставными документами,
учебными планами и программами.

Итак, педагогическое общение является
социально-нормативной формой взаимодействия преподавателей и студентов. Цели, содержание,
морально-психологический уровень общения и ценностные отношения, которые должны
быть в нем обновлены, для учителя действуют как социально установленные. Однако,
поскольку общение происходит напрямую, лицом к лицу, оно приобретает личное измерение
для участников педагогического взаимодействия. Педагогическое общение как процесс
жизни учителя и ученика «рисует» личность каждого из них.
 

Фрагмент текста работы:

 

Общение относится к междисциплинарным категориям
и изучается философами, социологами, общей и социальной психологией.

Общение
в педагогической деятельности является средством решения образовательных задач,
социально-педагогической поддержки организации образовательного процесса.

Мы
уже говорили, что учитель решает многие педагогические проблемы: он анализирует
ситуацию, анализирует возможные решения, выбирает методы, а затем выполняет педагогическое
действие. Педагогическое задание, переведенное на язык общения, называется коммуникативным
заданием.

Общая
коммуникативная задача сводится к повествованию (общению) или мотивации. Варианты
повествования: фактическое повествование, сообщение, имя, объяснение, список, замечание,
ответ, отчет, отчет и т. Д. Мотивация — это команда, приказ, требование, угроза,
запрет, апелляция, совет, задание, приглашение, запрос, наставление, мольба.

В
процессе решения коммуникативных задач учитель реализует две цели: донести до учащихся
смысл и действовать на них — побудить к действию.

Коммуникация
в педагогическом процессе выполняет различные функции:

стимулирующий,
регулирующий (оценивающий и генерирующий), контролирующий, организующий и т. д.

Этапы
решения коммуникативной проблемы: ориентация в общении; чтобы привлечь внимание;
вербальная коммуникация; организация обратной связи, содержательного и эмоционального
общения.

Педагогическое
общение соответствует логике педагогического процесса (проектирование, реализация
проекта, анализ, оценка) и проходит определенные этапы:


моделирование предстоящего общения при подготовке к уроку, событию (прогностическая
стадия);


организация прямого общения (начальный период общения)

«Коммуникативная
атака»;


управление коммуникациями в педагогическом процессе;


анализ внедрения коммуникационных технологий и моделирование новых решений; еще
одно педагогическое задание.

В.А.
Кан-Калик считает, что условием управления общением является инициатива учителя,
которая позволяет управлять процессами и создавать эмоциональную атмосферу. Для
этого он предлагает соблюдать ряд условий:


оперативность в организации первоначального контакта с классом;


оперативный переход от организационных процедур (приветствие, заседание и т. д.)
к деловому и личному общению;


отсутствие промежуточных зон между организационным и предметным аспектами в начале
взаимодействия;


оперативное достижение социально-психологического единства с классом (чувство «мы»);


внедрение личностных аспектов во взаимодействие со студентами;


творческий подход, преодоление стереотипов, негативное отношение к отдельным учащимся;


организация целостного контакта со всем классом;


постановка целей, вопросов для мобилизации команды;


снижение запретительных педагогических требований и расширение позиционно-ориентационных


использование речевых и невербальных средств взаимодействия (мимика, микромимика,
зрительный контакт и т. д.);


умение «передавать» классу собственную склонность к детям, дружелюбие;


понимание ситуации, состояния студентов, настроения;


найти яркие, привлекательные цели деятельности, показать пути их достижения;


достижение общего и ситуативного понимания, которое формирует потребность учеников
во взаимодействии с учителем.

Общение
продуктивно на основе энтузиазма совместной творческой деятельности, когда учитель
освоил стиль сотрудничества, демократический стиль общения. Хотя часто используется
авторитарный стиль общения, учитель оказывает властное давление на учащихся, что
создает неблагоприятную атмосферу в классе. Иногда учителя используют попустительство
(анархистский стиль) общения, для которого характерно стремление учителя быть минимально
вовлеченным в деятельность, чтобы снять с себя ответственность за результаты этой
деятельности.

Отношение учителей
и учеников определяется всей системой производственных, политических, правовых и
моральных отношений, существующих в обществе.

Нормой
отношений являются гуманные, педагогически целесообразные отношения. Эти отношения
создаются учителем личным примером, личными высоконравственными поступками, гуманистической
позицией в общении. Позиция учителя — это система интеллектуальных и эмоционально-оценочных
отношений с миром, с педагогической реальностью.

Гуманистическая
позиция учителя формируется на основе ценностных ориентаций личности: является ли
человек, студент ценностью для учителя, является ли его профессия ценностью и т.
д.

Личность учителя, его моральное
влияние на учеников является фактором установления взаимопонимания, установления
педагогически адекватных отношений, а также фактором формирования гуманной личности
ученика. Профессиональный долг ответственности учителя позволяет ему разрабатывать
тактику поведения на основе предвидения возможных последствий применения различных
методов воздействия, чувства меры и сознательного выбора меры воздействия, то есть
педагогического такта.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы