Контрольная работа на тему Своеобразие женских образов в драматургии Елены Исаевой (на примере сборника «Абрикосовый рай»)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
1. Русская женская драматургия постсоветского периода 5
2. Особенности женских образов в сборнике «Абрикосовый рай» Е. Исаевой 14
Заключение 19
Список литературы 21
Введение:
Эстетические проблемы современного театра и отечественной драматургии, привлекающие внимание критики на протяжении нескольких последних десятилетий, по-прежнему глубоко волнуют исследователей. Споры ведутся по различным вопросам, так или иначе замыкаясь на таких понятиях, как «репертуарный театр» и «новая драма». Современный театр и его роль в социокультурном пространстве, понятие «экспериментальный театр», отношения театра и современной драматургии, ее востребованность отечественным и зарубежным театром, взаимоотношения театра, драматурга, критика, зрителя, качество «новой драмы» – вот далеко не полный перечень проблем, обсуждаемых современной критикой наиболее активно.
Проблемы драматургии, безусловно, стоят на первом месте, поскольку споры о таком феноменальном явлении, как «новая драма» и ее эстетика, не утихают по сей день. След их тянется еще к тому времени, когда говорили о «новой драматургической волне», о «поствампиловском» направлении в отечественной драме 70–80-х гг. ХХ столетия. А нынешняя ситуация рубежа веков удивительным образом повторяет смену культурологических парадигм ХIХ–ХХ вв.
Как культурный феномен постсоветская русская «женская» драма уникальна и оригинальна, не уступает современной «мужской» драме ни в полноте познания и раскрытия злободневных проблем общества, ни в многогранности художественных образов. Женщины-драматурги уверенно заявили о себе также в отношении обновления драматургических стилей, жанров и форм. И сегодня женская драма отличается широким жанрово-стилевым спектром: философская драматургия О. Михайловой, «утопическая» драма Н. Птушкиной, театр абсурда Н. Садур, историческая и документальная драматургия Е. Греминой, драма игры К. Драгунской, документальная и лирическая драма Е. Исаевой и др.
В произведениях женщин-драматургов прослеживается стремление героинь к личностной самореализации, к познанию собственного «Я». В них cоздается галерея современных женских типов, неоднозначных и противоречивых, проявляются новаторские принципы создания этих образов, отвергаются стереотипы общественного сознания и литературные клише, связанные с женской проблематикой.
Феномен современной русской женской драматургии рассматривают и трактуют такие исследователи, как Т. Н. Карпова, А. Злобинa. Данной темы в некоторой степени касаются и П. Богданова, И. Василинина, И. Вишневская, М. Дмитревская, Е. Дьякова, И. Мягкова, Е. Сальникова, А. Соколянский, Е. Старченко, В. Федорова, О. Фукс, Е. Цветкова, А. Чепурнова, Е. Шмелева, К. Яроченко и др.
В работах исследователей с разных точек зрения рассматривается проблема преемственности в женской драматургической традиции, проблема плодотворности гендерного подхода к изучению современной драматургии и др.
Цель работы: рассмотреть своеобразие женских образов в драматургии Елены Исаевой (на примере сборника «Абрикосовый рай»)
Задачи работы:
– рассмотреть русскую женскую драматургию постсоветского периода;
– охарактеризовать особенности женских образов в сборнике «Абрикосовый рай» Е. Исаевой.
Заключение:
В драматургии рубежа XX–XXI веков художественный мир амбивалентен: жестокость и хаос соприкасаются с удивительной гармонией и милосердием. Мотив спасительной красоты, являясь концептуально значимым, неразрывно сопряжен с другими – противоположными мотивами – любви и смерти, греха и искупления. Трагический финал практически в каждой пьесе органичен и неизбежен, поскольку обусловлен спецификой мифа и появлением настоящего мифологического персонажа – оскорбленной героини, «злой девочки», не знающей пощады и не умеющей прощать.
Итак, современные пьесы, о которых шла речь, показывают, что в переосмыслении исторических событий и понимании защиты культурных ценностей, в интерпретации коллективного бессознательного и сбережении национальной памяти, в принятии дисгармоничной реальности и сожаления о жизни, не дающей человеку возможности самореализации, женщины-драматурги не только демонстрируют разнообразие жанров и творческих стилей, но и формулируют свою человеческую и творческую позицию.
Можно привести бесконечный список пьес очень разных авторов, где общим признаком будет именно бытописательство, именуемое ныне определением «пьеса-вербатим» и квалифицируемое как новое направление современного театра. Одна из пьес Елены Исаевой «Абрикосовый рай» – типичный образец такого рода продукции: героини «занимаются любовью», утверждаясь таким образом в жизни, и никак не могут разобраться в своих отношениях, в своих чувствах.
Женщины-драматурги уверенно заявили о себе, не уступая в полноте раскрытия злободневных проблем общества «мужской» драматургии. Их произведения отличаются также обновлением драматургических стилей, жанров и форм. Они посвящены не только традиционным в контексте «женской» литературы темам любви, брака и семьи. В них крупным планом раскрываются гендерные отношения и их формы на новом историческом этапе, прослеживается стремление героинь к полной личностной самореализации, к духовному прорыву, к гармонии с собственным «Я» и его полноценному познанию.
Фрагмент текста работы:
1. Русская женская драматургия постсоветского периода
Умы писателей и поэтов всего мира в любое время притягивал некий таинственный образ – образ женщины. На страницах мировой, и в частности русской литературы, всегда – отчетливо или незримо – встречаются разные женские судьбы, характеры и образы. Этот образ можно проследить, начиная от фольклора и заканчивая современной беллетристикой.
В литературе можно встретить образ женщины, выраженный в разных сущностях, таких как – например – невеста, подруга, жена, мать, представительница зла или добрая ведунья. Отсюда видно, что этот образ не является однозначным – он может быть как великодушным, так и жестоким, малодушным. Любой читатель ценит в творчестве каждого автора его индивидуальность и творческий подход. Творческая индивидуальность выражается особенностями таланта писателя, а также его мировосприятием и отношением к действительности. Все это находит отражение в процессе творчества и в способах создания художественных образов. Фольклор оказал немалое влияние на развитие литературы.
Во многих произведениях, в которых автор создает женские образы, обычно предстает две ее ипостаси – доброе и злое начала. Русская литература, несомненно, несет на себе национальный отпечаток при создании женских образов. Одной из основных достоинств художественной литературы является способность заглянуть во внутренний мир человека и открыть тайные лабиринты его души. Одним из принципов раскрытия внутреннего мира характера героя выступает психологизм. Наиболее распространенным способом создания образа в литературном произведении чаще всего выступает портретная характеристика героя, в которой автор выражает индивидуальность своего творчества и раскрывает особенности своего художественного метода.
Само понятие «новая драма» (или «новая, новая волна» по аналогии с определением «новая драматургическая волна», употребляемым в 1970–80-е гг.) достаточно расплывчато и нечетко. Помимо того, что оно включает в себя огромное количество новых имен, активно заявивших о себе в последние десятилетия и представляющих подчас разительно контрастные, противоположные эстетико-художественные направления, определение «новая драма» с годами менялось, акцентируя внимание то на одних, то на других авторских именах и тематических и жанровых группах.
Как правило, с понятием «новая драма» поначалу были связаны представления о «чернушно-порнушных» пьесах, в значительной мере дискредитировавших само это понятие. «Возможность свободно говорить о ранее запретных темах, социальных и нравственных проблемах общества в перестроечный период привела к тому, что отечественную сцену заполонили прежде всего всевозможные персонажи «дна»: проститутки и наркоманы, бомжи и уголовники всех мастей.
«Новая драма» (так в критике называют современную молодую драматургию) во многом повторяет достоинства и недостатки молодых русских новаторов рубежа веков, о которых писали журналы прошлого: «изящество формы, поэтическое настроение и слабость, неопределенность содержания». М.И. Громова отмечает, что в драматургических опытах наших современников «звучит чистое русское слово, сменившее грубый «недоязык» многих пьес предыдущего десятилетия. Неопределенность, силуэтность формы отражает в них и расплывчатость содержания, импрессионистский взгляд на мир. Все это невольно заставляет вспоминать Чехова, создателя «пьес настроения» .
«Новая драма – понятие расплывчатое, – справедливо считает Роман Козак. – Каждый понимает ее как хочет. Для меня новая драма – это просто современная пьеса и ничего более. Сейчас к новой драме прикрепили язык некоего эксперимента, сделали ее форпостом разрушения старых форм. Но возьмите любое произведение искусства – это всегда эксперимент! Без эксперимента, без новизны получается дежавю. А это уже не искусство» .
Если говорить об основных направлениях в современной драме, то бытовая пьеса, основанная на усиленном внимании к маргинальному и «маленькому человеку», к социально-низовым пластам, к тем самым «буднично-житейским» проблемам, которые так занимали драматургов последних десятилетий, безусловно, лидирует в общем, достаточно пестром тематическом потоке драматургии. На бытовом материале созданы пьесы Л. Петрушевской, Н. Коляды, Е. Исаевой, О. Михайлова и многих других авторов.
Обостренный интерес к низовой жизни зачастую граничит с чрезмерной увлеченностью сценами биолого-натуралистическими (убийства, некрофилия, отклонения от нормы как в психике, так и в образе жизни), когда сами отклонения становятся нормой. Право любого художника – отображать ту правду, которую он видит и осязает. Упрек вызывает скорее та позиция, которую занимает художник, та цель, которую он преследует, создавая свои произведения .
Современная пьеса вызывает сопротивление именно отсутствием самого Человека в той системе морально-этических ценностей, которая предлагается большинством нынешних драматургов (точнее говорить об отсутствии ценностей). Это и отталкивает, как правило, и театры, и зрителя. Отсюда столь негативное отношение к «новой драме» у большинства критиков. Жестокость, утрированная демонстрация насилия, агрессии, констатация бездуховности и нравственного вырождения становятся привычной данностью, а не тревожным сигналом, не своего рода диагнозом, пугающим художника. Грань бытописания теряет свои очертания, приближаясь к фактографии, соответственно, исчезает и понятие «художественность» как необходимый компонент любого произведения.