Контрольная работа на тему Своеобразие повествовательной структуры романа «В круге первом». Творчество А. Солженицина и проблема полифонизма.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Своеобразие повествовательной структуры романа «В круге первом» 5
2. Полифонизм в творчестве А.И. Солженицына 16
Заключение 19
Список использованной литературы 21
Введение:
Актуальность темы. Творчество А.И. Солженицына можно охарактеризовать как уникальное, противостоящее государственной политической системе своего времени. Его произведения, несомненно, заслуживают уважения и мирового признания. Такому развитию событий способствует его неординарная биография, которая послужила приобретению Солженицыным мирового имени.
Наверняка мало кто из ценителей литературы не слышал об имени Александр Солженицын. Также мало кто не знает о его сложной судьбе. Долгое время само имя Солженицына оставалось неизвестным. Но, все же после долгих лет имя Александра Солженицына заняло заслуженное место в литературе. Имя Александра Исаевича долго находилось под запретом. Все из-за того, что писатель отказался повиноваться властям и продолжал вести бурную деятельность, направленную против деятельности чинов. Причем для этого Солженицыну не приходилось кого-то агитировать. Он просто занимался собственными произведениями.
А.И.Солженицын является своего рода продолжателем уже затронутой тематики и дает возможность проследить изменения, произошедшие в политической системе за столетие [3, с.233].
Современное состояние проблемы. Своей личностью Солженицын всегда вызывал интерес широкого и узкого круга читателей, привлекал критиков, историков и философов. Роль и место его творчества в мировой культуре и истории до сих пор остается неопределенным, вызывает ряд дискуссий.
На долгие годы тема каторги и ссылки была «достоянием» дореволюционной России. И лишь появление в 1962 году рассказ А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» пролило свет на эту нелицеприятную область нашей действительности. А с середины 80-х гг. со страниц газет и журналов стали звучать все новые и новые факты о нашем недалеком прошлом, возрождаться в реальном свете имена тех, кого пытались вычеркнуть из памяти и сознания народа.
Лагерная тема находит сове освещение в произведении «В круге первом». Образ Глеба Нержина, Льва Рубина и Дмитрия Сологдина раскрывается в произведении «Шарашка». У этих образов есть вполне реальный прототип – Копелев, философ Панин. В этих произведениях раскрывается несломный дух крепкой мужской дружбы. В своих рассуждениях Солженицын ссылается на многих философов, которые неоднократно поднимали тему мужской дружбы.
Теоретическая база исследования. Методологической основой работы послужили произведения А.И.Солженицына, а также работы ряда исследователей и критиков: Агенова В.В.; Барсуковой О.М.; Белопольской Е.В.; Винокура Т.Г.; Гаврилова В.А.; Гордиенко Т.В.; Карпенко Г.Ю.; Краснова В.Г.; Муромского В.Г; Филиппова В.В.
Целью работы является исследование своеобразия повествовательной структуры романа «В круге первом».
Задачи:
1. Охарактеризовать особенности повествовательной структуры романа «В круге первом».
2. Рассмотреть творчество А. Солженицына и проблема полифонизма.
Структура работы. Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Александр Солженицын «моложе» XX века. Но хотя писатель родился лишь в 1918 г., случилось так, что именно ему выпало подводить итоги целого столетия русской истории. Именно Солженицыну, как никому другому, удалось художественно отобразить и осмыслить этот уникальный, ни на что другое не похожий бытийный феномен в качестве сверхсложного семантического целого. Лишь во второй половине XX века, когда уходит в прошлое время интуитивных предчувствий и предвестий, наступает подлинно эпическая эпоха глобальных художественных обобщений и осмысления всего «сюжета XX столетия» как единой саморазвивающейся бытийной целостности. Естественно, что новые возможности породили и новые художественные задачи, требующие решения. Поэтому творчество Александра Солженицына явилось мощным и вполне закономерным ответом на вызов времени, естественным порождением культурно-исторической ситуации конца XX века, когда подведение итогов столетия становится настоятельнейшей необходимостью, ибо без адекватного осмысления нашего прошлого невозможно и понимание только еще формирующейся реальности новой эпохи [13, с.54].
Но для того чтобы взяться за такое, нужны особые человеческие качества. Нужна нравственная стойкость, большая внутренняя сила, широта взгляда, подлинная неординарность и глубина восприятия.
Творческий метод А.И.Солженицына своеобразный и уникальный. Автора можно назвать борцом за честность, открытость и справедливость. Он изображает реалии своего времени правдиво, открыто, без каких – либо преобразований и лирических отступлений. Стремится преподнести читателям неприкрытую истину, раскрыть полную картину происходящего в различных областях государственной и политической жизни общества. Он полностью доверяет жизни и не боится последствий такого открытого творчества. Убежден, что жизнь способна сама раскрыть все свои тайны, главное не закрывать глаза и видеть окружающую реальность. В 1971-1972 гг. проводил Нобелевскую лекцию, в которой подчеркивал важность правды. По его мнению, правда – основная движущая сила прогресса общества, неизменно влечет за собой преобразования. Особенно ярко его стремление к правде выражено в эпопее «Красное Колесо», в основу которой положен личный опыт, описание собственной жизни. Также основным принципом, который реализуется в этом произведении является хронологическое и точное описание исторических событий.
Ранние произведения автора наиболее ориентированы на преподнесение аудитории правды. Также в ранних произведениях автор стремится максимально точно описать свою жизненную ситуацию, подкрепив ее примерами. Жизненный опыт также лежит в основе его поэмы «Дороженька» (1948–53).
Также особый интерес с этой точки зрения представляет неоконченная повесть «Люби революцию» (1948, 1958). Изначально эта повесть была задумана как продолжение вышеупомянутой поэмы. В этих произведениях автор не только описывает собственный жизненный опыт, но и пытается его проанализировать, дать некую оценку.
Также автор пытается не отрывать собственный опыт от судьбы послереволюционной России.
Роман « В круге первом» впервые был экранизирован в 1992 году режиссёром Ш. Лари. Фильм назывался «The First Circle» («Первый круг») и был показан в некоторых европейских странах. В 1994 году фильм был дублировал на русский язык и показан по Первому каналу в России. Показ фильма на российском телевидении совпал с возвращением автора романа на родину. Спектакль «Шарашка» был поставлен Юрием Любимовым в 1998 году в Театре на Таганке. Постановка была посвящена 80-летию писателя. В 1999 году Жильбером Ами была создана опера «Le Premier cercle» («Первый круг»). Второй раз роман был экранизирован в России в 2005 году. Телесериал с одноимённым названием был показан на телеканале «Россия» в начале 2006 года.
Фрагмент текста работы:
«Судьба современных русских книг: если и выныривают, то ущипанные, — размышлял в предисловии к полному тексту романа его автор. — Так и с этим моим романом: чтобы дать ему хоть слабую жизнь, сметь показывать и отнести в редакцию, я сам его ужал и исказил, верней — разобрал и составил заново, и в таком-то виде он стал известен» [9, с.23].
Страшнейшей и наиболее трагической темой нашего народа является тема лагерной жизни, не теряющая своей актуальности и до настоящего времени. Ранее публиковать произведения на эту тему было запрещено. И только после ХХ съезда КПСС публикация таких произведений была разрешена, поскольку этот съезд полностью развенчал культ Сталина. Ряд авторов освящали в своем творчестве лагерную тему. Широко известны произведения, написанные Солженицыным (Архипелаг ГУЛАГ, Колымские рассказы).
Жизненный материал, который лежит в основе творческой деятельности Солженицына вызывает неподдельный интерес исследователей и читателей. Он представляет собой уникальный и необычный опыт, который болью отдается в сердце не только самого автора, но и читателя. Произведение пробуждает в читателе сочувствие и сопереживание, побуждает к рассуждению, мотивирует исследователей к необходимости изучения причинно – следственных связей, механизма самого развития подобного феномена в человеческой культуре [10, с.137].
Несмотря на то, что события тех лет, которые описывает автор уже давно увенчаны историей, произведение находит отклик в сердцах читателей и сейчас, поскольку прошлое неотменно оставляет след в наших сердцах, всегда идет в ногу с настоящим, и отзвуки тех времен всегда напоминают нам об их существовании. В сердцах многих соотечественников творчество Солженицына оставляет глубокий след, поскольку он не побоялся открыто заявить о проблеме, правдиво и без преувеличений рассказал особенности лагерной жизни, познав ее «изнутри». Несмотря на запрет темы, не побоялся ее осветить и указать обществу на реальность существующей проблемы [2, с.48].
Роман описывает попытки главного героя к переосмыслению жизни, а также описывает путь, который ему необходимо было пройти для того, чтобы вернуться к православной христианской вере. Автор пытается по – новому переосмыслить события революции 1917 года [12, с.75].
«В круге первом» — роман Александра Солженицына, написанный в 1955—1958 годах по воспоминаниям о работе во время тюремного заключения в «шарашке» Марфино — спецтюрьме МВД — МГБ, где работали заключённые инженеры (1947—1950). Первое произведение, опубликованное в серии «Литературные памятники» при жизни автора.
Первый вариант романа назывался «Круг-96» и состоял из 96 глав. Он был создан в середине 50-х годов ХХ века и имел автобиографический характер. В конце 1940-х годов А. Солженицын отбывал наказание в Марфино (Марфинской «шарашке»). Воспоминания об этом времени и легли в основу произведения.
Автор не надеялся на то, что его роман когда-нибудь будет опубликован, поэтому писал его в литературном подполье.
В середине 60-х годов Солженицын решил, что произведение должно быть опубликовано официально и откорректировал роман, изъяв из него весь материал, который, по его мнению, не прошёл бы цензуру. В результате, было оставлено только 87 глав из прежних 96.
В связи с корректировкой название было заменено на «Круг-87». Однако и в изменённом виде роман не был напечатан и распространялся через самиздат.
В результате этого «облегчения» изменена была, помимо прочего, завязка, формирующая композиционный центр романа: желая хоть как-то увеличить шансы романа на публикацию, писатель изменил сюжет, заимствовав его из расхожего фильма конца 1940-х годов: его герой, врач, нашедший лекарство от рака, передавал его французским врачам и обвинялся за это в измене родине. В «облегчённом» варианте Иннокентий Володин звонил не в американское посольство, а этому врачу, желая предупредить его о грозящей опасности.
В 1965 году произведение было конфисковано работниками КГБ. В 1968 году писатель восстановил первый вариант произведения. В том же году роман был напечатан на Западе. В Советском Союзе произведение разрешено было напечатать официально только в 1990 году.
Прообразами главных героев романа стали сам Александр Солженицын (Глеб Нержин) и его знакомые по «шарашке»: Лев Рубин — литературовед (германист) и диссидент Лев Копелев, Дмитрий Сологдин — инженер-конструктор и философ Дмитрий Панин [11, с.234].
Действие разворачивается в Москве в конце 1949 года. Иннокентий Володин, советский дипломат, звонит в посольство Соединённых Штатов, чтобы сообщить, что советская разведка готовится выкрасть у американских учёных документы, в которых содержится информация, касающаяся производства атомной бомбы. Дипломату так и не удалось узнать, поверили ли ему в американском посольстве.
Иннокентий не имел намерений извлечь выгоду из своего поступка. Молодым человеком движет жажда справедливости. Он не согласен с порядком, существующим в стране, которую он всегда считал образцом для подражания. Поездка в деревню к дяде окончательно убедила Володина в том, что все эти годы он ошибался. Дядя поведал племяннику о бесчеловечности, которую себе позволяют власти по отношению к своим гражданам. Кроме этого, Володин узнал, что его отец, считавшийся достойным и порядочным человеком, принудил к сожительству мать Иннокентия, девушку из хорошей семьи. Володин обсуждает с дядей атомную бомбу, создание которой может привести к страшным последствиям для всего человечества.