Контрольная работа на тему Своеобразие лирической прозы И. Бунина на материале рассказа «новая дорога» ( или «антоновские яблоки»).
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. …3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. 5
а)
Особенности сюжетной линии. 5
б) Символический смысл названия рассказа. 6
в)
Постоянные контрасты, противопоставления, антитеза как стилистические приемы –
явные и скрытые. 7
г)
Ёмкость и насыщенность деталей. 7
д)
Ощущение природы как ощущение родины. 10
е) Открытость финала. 11
ё)
Кажущаяся простота строчек, глубина которых доступна только внимательному
взгляду. 11
ж) Передача чувства в зримых образах:
красках, звуках, запахах. 11
з) Пронзительный
мотив одиночества и связанного с одиночеством отъезда, странствия
«страннической души». 12
и)
Символика цвета. 12
к)
Принципы Бунина-переводчика как принципы его прозы.. 12
л) Естественность и ясность слога Бунина. 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 15
Введение:
Иван Алексеевич Бунин – выдающийся
писатель русской литературы двадцатого века, первый русский Нобелевский
лауреат… Его произведения называли «матовым серебром», его язык – «парчовым», а
психологический анализ – «ледяной бритвой» [1]. Несмотря на то, что талант
нашего гениального писателя современники оценили не сразу, он тем не менее даже
современниками воспринимался как живой классик.
Творчество Бунина – это великое
достояние нашей национальной культуры. Удивительно точно и образно сказал об
этом Максим Горький: «Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет,
лишится живого радужного блеска и звездного сияния его одинокой страннической
души» [2].
Бунин – один из самых «звездных» русских
поэтов, причем звезды в его лирике – это прежде всего таинственные небесные
письмена, предрешающие земные судьбы. У Бунина свой стиль среди других
классических традиций. Войдя в литературу как поэт, он достиг высочайшего
мастерства и в прозе, которая воспринимается нами как опоэтизированная, так же
лирично.
Всей душой и сердцем любя свою
родной Орловский край, Бунин, по словам А. Твардовского [3], буквально «впитал»
в себя на всю жизнь сам запах родной природы, «запах впечатлений детства и
юности», запах «антоновских яблок», и этой любовью к родной земле, природе
дышит каждое его произведение. Именно поэтому с русской деревней, подчас с
простым русским мужиком ассоциируется у него родина, и именно эта тема
становится одной из центральных в его ранней прозе.
Основные
идеи, темы, мотивы, нашедшие отражение в лирике: Россия, ее природа, ее судьба,
русский национальный характер, загадка русской души, любовь, человек и
мироздание, тайны бытия, «вечные» проблемы жизни и смерти, – Бунин развивает
как в стихотворениях, так и в прозе, которая так же, как его
поэзия, лирична, несмотря на то, что в своих произведениях автор показывает нам
реалистические образы, типы людей.
В прекрасных бунинских рассказах мы
как будто бы слышим голос самого писателя, вместе с ним ощущаем его боль,
горечь и грусть, видя угасание русского дворянства и разорение деревни и
интуитивно предчувствуя общественный кризис на рубеже веков.
Запах антоновских яблок в
одноименном рассказе писателя становится символическим образом родины, он, как
и другие, привычные признаки любимой Буниным деревни, означает торжество жизни,
радость, счастье.
Исчезновение этого запаха из
дворянских поместий, как и стук вырубающегося вишневого сада у другого классика
нашей литературы, А. П. Чехова, символизирует неотвратимое их разорение,
угасание. Так проникновенно и лирично, с такой любовью к родине и порой всепоглощающим
чувством тревоги и ощущением безысходности на рубеже веков мог написать только
Иван Андреевич Бунин. Поэтому наша цель – рассмотреть эти особенности
лирической прозы И. А. Бунина на примере
рассказа «Новая дорога».
Заключение:
Таким образом, анализ рассказа
«Новая дорога» позволил нам выявить своеобразие лирической прозы И. Бунина. Писатель использует самый широкий спектр средств
художественной выразительности: лирическую образность создают и краски, и
звуки, и ароматы, оттенки и переливы душевных движений, воплощенные в слове.
Он не стремится к развивающемуся
сюжету, но его рассказы потрясают воображение читателя, это лирически
окрашенные картины, бытовые зарисовки, наполненные музыкой тончайших глубоких
интонаций. Сразу чувствуется, что это проза поэта. Поэтому И. А. Бунин не
признавал деления художественной литературы на стихи и прозу. [9].
По словам М.
Горького, Лесков создал для России «иконостас ее святых и праведников». Бунин
всю Россию воспринимал как «икону»: «Если бы я эту “икону”, эту Русь не любил,
не видал, – скажет он позднее, живя на чужбине, – из-за чего бы я так сходил с
ума все эти годы, из-за чего страдал так непрерывно, так люто!» [9].
В своем
художественном завещании – рассказе «Бернар» (1952) – Бунин воспроизвел
воспоминание о французском моряке и во второй части дал философское осмысление
эпизода. Очевидно семантико-эстетическое совпадение позиций Бернара, перед
смертью твердо сказавшего: «Думаю, что я был хороший моряк» – и
Бунина-писателя, дней которого «на земле осталось уже мало» [9].
Символико-смысловая емкость рассказа «Бернар», позволяющая рассматривать его
как итог и завещание автора, и написанного за полвека до него рассказа «Новая
дорога» – это, на наш взгляд, исполнение писательского предназначения в свете
высшей истины, заповеди, завета выдающегося русского художника слова Ивана
Алексеевича Бунина.
Фрагмент текста работы:
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2021 год – юбилейный для рассказа И.
А. Бунина [4] «Новая дорога», написанного ровно 120 лет тому назад, в 1901
году.
На наш взгляд, здесь, как и в
рассказе «Антоновские яблоки», по словам М. Горького [4], Бунин «как молодой
бог, спел, красиво, сочно, задушевно». И в то же время этот рассказ, как и
повесть И. Бунина «Деревня» – это «скрытый, заглушенный стон о родной земле,
мучительный страх за нее». Как и во многих своих произведениях, писатель
заставил «разбитое и расшатанное русское общество серьезно задуматься над
строгим вопросом – быть или не быть России» [4].
Весь рассказ, на наш взгляд,
буквально пронизан тревогой за страну, за будущее родины, к которому ведут
разные дороги, в том числе и новые.
Попробуем проанализировать рассказ,
параллельно отмечая особенности лирической прозы Бунина и подтверждая их
конкретными примерами из текста.
а) Особенности сюжетной линии
Рассказ, на первый взгляд,
бессюжетен, как и многие произведения Бунина, в нем как будто бы нет
интригующей фабулы и неожиданной развязки, он прост по структуре и незамысловат
в плане действий. Весь рассказ
состоит из фрагментов, впечатлений, наблюдений.
«Новая дорога
– это новая ветка железной дороги, по которой собирается поехать герой.
Возможно, он в ожидании новой жизни, к которой и приведет его эта дорога. «Новая дорога! Тишина, маленькие
вагоны, душистый дым березовых дров, запах хвои… Славно!»
Его отговаривают.
«–Напрасно
уезжаете! – говорят мне знакомые, поздним вечером, прощаясь со мной на вокзале.
– Добрые люди только съезжаются в Петербург. Чего вы там не видали? Лесов,
сугробов? А потом еще эта новая дорога, на которой дня не проходит без
крушений» Зачем уезжать, считают окружающие, зачем это нужно? Но, значит,
нужно, раз герой без сомнений отправляется в путь. И далее весь сюжет рассказа
– это описание дороги, пути героя, его встреч с разными людьми, наблюдений,
чувств, которые вызывает в нем дорога, и удивительный глубокий «фокус»
произведения в финале рассказа – тревога за будущее родины, ожидание грядущих
перемен.
Таким образом, сюжет рассказа – внутренний. Это хроника природной жизни,
жизни людей и исторического времени. Это тончайшее любование красотой природы
России и наслаждение жизнью, когда сама атмосфера рассказа оказывается гораздо
важнее сюжета.
б) Символический
смысл названия рассказа
Название рассказа «Новая дорога» во
многом символично. На первый план выступает дорога реальная, железнодорожная.
Расстилаются бесконечной дорогой заснеженные поля, леса, тропинки. Однако новая
дорога приобретает по ходу рассказа и новый смысл. Возможно, это путь
становления личности, закалка характера героя, который хочет проверить себя,
испытать на прочность. Вместе с тем всю дорогу героя и нас, читателей, не
покидает ощущения тревоги, нарастающего кризиса, который ждет Россию.
«Новая дорога все дальше уводит в
новый, еще неизвестный мне край России, и от этого я еще живее чувствую то, что
так полно чувствовалось в юности: всю красоту и всю глубокую печаль русского
пейзажа, так нераздельно связанного с русской жизнью. Новую дорогу мрачно
обступили леса и как бы говорят ей:
– Иди, иди, мы расступаемся перед
тобою. Но неужели ты снова только и сделаешь, что к нищете людей прибавишь
нищету природы?»
«Я гляжу вперед, на этот новый путь,
который с каждым часом все неприветливее встречают угрюмые леса. Стиснутая
черными чащами и освещенная впереди паровозом, дорога похожа на бесконечный
туннель. Столетние сосны замыкают ее и, кажется, не хотят пускать вперед поезд.
Но поезд борется: равномерно отбивая такт тяжелым, отрывистым дыханием, он, как
гигантский дракон, вползает по уклону, и голова его изрыгает вдали красное
пламя, которое ярко дрожит под колесами паровоза на рельсах и, дрожа, злобно
озаряет угрюмую аллею неподвижных и безмолвных сосен. Аллея замыкается мраком,
но поезд упорно подвигается вперед. И дым, как хвост кометы, плывет над ним
длинною белесою грядою, полной огненных искр и окрашенной из-под низу кровавым
отражением пламени».
Так мы ощущаем предчувствие
решительных перемен в обществе, как уже понимаем мы, читатели, двух революций,
1905 и 1917 года… И это предчувствие как
будто бы пророчески передано писателем. С той лишь разницей, что мы уже знаем
об этих исторических событиях, а Бунин в 1901 году этого знать не мог. Тем
более удивительна его гениальная прозорливость: «На великую пустыню России медленно сходит долгая и молчаливая ночь…»
в) Постоянные контрасты, противопоставления