Контрольная работа на тему Свободные экономические зоны в России
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Понятие свободных экономических зон, присущие им черты.. 5
Свободные экономические зоны: виды, особенности. 10
Введение:
Актуальность изучаемой темы обусловлена следующими факторами. свободные экономические зоны – очень актуальная тема современных экономических исследований, учитывая принятые правительством России стратегии развития национальной и региональной экономик.
Кроме того, актуальность выбранной темы заключается и в том, что изучение деятельности свободных экономических зон является важнейшим направлением в развитии экономики, как отдельных регионов, так и целых национальных хозяйственных систем, ориентированным, как правило, на решение конкретных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов.
Свободные экономические зоны представляют собой ограниченный район, часть экономического пространства страны, в пределах которой используется особая система льгот, стимулов хозяйствования и внешнеэкономической деятельности, не применяемая в остальных частях страны, предприятиям при этом предоставлена более широкая свобода экономических действий.
Целью создания свободных экономических зон, в зависимости от различных стран могут быть:
стимулирование экономического развития отдельных регионов и всего государства в целом;
активизация деятельности предприятий;
привлечение инвестиций;
насыщение внутреннего рынка высококачественными товарами;
развитие внешнеэкономических связей;
расширение экспорта и импорта;
обеспечение занятости и многое другое.
Помимо названных целей образование свободных экономических зон способствует решению трех основных задач:
стимулирование промышленного экспорта и получение на этой основе валютных средств;
рост занятости;
превращение зон в полигоны по опробованию новых методов хозяйствования, апробация на зональном уровне новых форм хозяйствования.
Целью данной контрольной работы является изучение свободных экономических зон в России.
Исходя из заявленной цели были поставлены следующие задачи:
— рассмотреть понятие свободных экономических зон, присущие им черты;
— изучить свободные экономические зоны: виды, особенности.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, в котором раскрывается актуальность выбранной темы, ставятся цели и задачи, двух параграфов, в которых раскрывается сущность рассматриваемого в данной работе вопроса, заключения, в котором делаются выводы и списка использованной литературы, который содержит перечень материалов, использованных при написании данной работы.
Заключение:
Развитие международного разделения труда характеризуется ныне глубокими структурными сдвигами, вызванными современным этапом научно-технического прогресса и ускоренными им интернационализацией производства и обмена ростом всеобщей взаимозависимости и глобализацией важнейших проблем человечества.
Тем самым такие регионы создают предпосылки для активного привлечения сторонних, в том числе иностранных, инвестиций и новой технологии, современного управленческого и другого опыта, которые, будучи оптимально соединенными с местными преимуществами и возможностями, позволяют интенсифицировать и диверсифицировать экономическое развитие с ориентиром на внешние и внутренние потребности, изменить место данного региона и его роль в международном разделении труда.
СЭЗ – это часть национальной территории, имеющая расширенную самостоятельность в решении хозяйственных вопросов, особый режим управления и преференциальные условия экономической деятельности для иностранных и национальных предпринимателей.
Свободная экономическая зона – определенная зона, на территории которой государство предоставляет определенные льготы как иностранным, так и национальным предпринимателям.
Для СЭЗ вводятся специальные, облегченные таможенные, торговые режимы, применяется льготный режим налогообложения предприятий, предоставляется широкая свобода перемещения капитала, товаров и специалистов.
В российской практике при реализации проектов в СЭЗ стоимость инвесторов в среднем на 30% ниже, чем в целом по России VI-показателей. Для правильной работы они обычно размещаются в центре крупных экономических зон, железнодорожных узлов, морских портов, чтобы иметь удобную связь с внутренними регионами страны, а также с внешним миром. Кроме того, СЭЗ могут располагаться как на небольшой площади, так и на всей территории.
В зависимости от целей создания зон, профиля деятельности и характера предоставления свободы существует несколько типов зон:
свободные таможенные территории (освобождаются от таможенных пошлин на импорт и экспорт товаров);
зоны свободной торговли характеризуются отменой торговых ограничений);
экспортные промышленные районы (созданные для развития экспортной промышленности);
зоны совместного предприятия, предназначенные для предприятий с участием предпринимателей из разных стран);
«открытые» зоны (очень доступные для граждан других стран для экономической деятельности);
технологические зоны (направлены на развитие прогрессивных технологий); сложные зоны (сочетают в себе свойства остальных).
В современной России принято считать, что опыт создания свободных экономических зон потерпел неудачу. Неудачи связаны со следующими факторами: коррупция, неосторожность организационной структуры управления, отсутствие строгого контроля за исполнением бюджетных субсидий и деятельностью хозяйствующих субъектов СЭЗ.
Однако эти факторы субъективны и не позволяют сказать, что идея создания свободных экономических зон неприемлема на территории России.
Следует также отметить, что налоговые льготы и инфраструктурные условия функционирования СЭЗ в России гораздо менее привлекательны, чем зарубежные аналоги. В 2017 году в свободные экономические зоны России прибыли 326 инвесторов, среди них 57 компаний из 21 страны мира, объем частных инвестиций, как ожидается, превысит 400 млрд. рублей.
Важно отметить, что к 2025 году число резидентов ОЭЗ должно достигнуть 1 тысячу, при этом объем частных инвестиций должен составить 510 млрд., рублей, число новых рабочих мест не менее 140 тысяч.
Предполагается, что выпуск резидентами продукции увеличится примерно на 5 трлн. рублей, а размеры, уплачиваемых ими налогов должны вырасти на не менее чем на 1,2 трлн. рублей.
Однако практика показывает, что иногда местные власти стремятся не столько создать льготные условия для иностранных инвесторов, сколько использовать инвестируемые средства для решения социальных проблем региона.
Таким образом, в России накоплен 22- собственный неоднозначный опыт создания свободных экономических зон.
В России особые экономические зоны создаются сроком на 49 лет. Первой СЭЗ созданной в России в 1990 году стала «Находка». Целью ее создания было развитие торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами, обеспечение благоприятных условий для привлечения иностранного капитала, комплексное освоение его природных ресурсов, увеличение экспортных возможностей региона и страны в целом, развитие производства высококачественной импортозамещающей продукции трансконтинентального транзита, отработка новых форм хозяйствования в условиях перехода к рыночной экономике.
На сегодняшний день на территории России существует четыре вида СЭЗ, в том числе
- промышленные («Липецк», Липецкая область, «Алабуга» Республика Татарстан, «Моглино» Псковская область, «Титановая долина» Свердловская область);
- технологические («Зеленоград» Москва, «Дубна» Московская область, «Томск» Томск);
- туристические («Долина Алтая» Республика Алтай, «Байкальская гавань» Республика Бурятия),
- логистические («Ульяновск» Ульяновская область, «Советская Гавань» Хабаровский край).
В настоящее время идет процесс создания во Владивостоке еще одной промышленной свободной экономической зоны, что позволит модернизировать машиностроительный комплекс Дальневосточного региона. Местные власти обещают промышленникам помочь гарантиями со стороны мэрии и по возможности прямыми инвестициями.
В правительстве обсуждаются предложения по формированию туристической СЭЗ на территории Крыма, хотя перспективным является развитие не только туризма, но и судостроения, судоремонта, портовой инфраструктуры.
По словам В. Путина здание свободной экономической зоны должно ускорить процесс прихода российских компаний с определенными преференциями на территорию Крыма и Севастополя.
Но для внедрения новых СЭЗ требуется грамотный подход и ответственные решения федеральных, региональных и местных властей. При этом необходимо тщательно анализировать опыт успешно действующих СЭЗ.
Фрагмент текста работы:
Понятие свободных экономических зон, присущие им черты
Свободная экономическая зона – определенная зона, на территории которой государство предоставляет определенные льготы как иностранным, так и национальным предпринимателям.
Со времени подписания в 1973г. Киотской конвенции, определяющей свободную зону как своеобразный внешнеторговый анклав (часть государства, полностью окруженная другим государством), где товары считаются находящимися за пределами таможенной территории, СЭЗ получили широкое распространение во многих странах.
Международные корпорации рассматривают СЭЗ как благоприятные территории, где можно получить сверхприбыль (норма прибыли в СЭЗ в среднем составляет 30-35%, а в азиатских зонах – более 40%). Сроки окупаемости капиталовложений в СЭЗ сокращаются в 2-3 раза.
Свободные экономические зоны имеют особый юридический статус по отношению к остальным регионам государства. Они решают множество государственно-важных задач, как внешнеторговых, общеэкономических, так и социальных, региональных и научно-технических [2,c. 61].
Выделяют следующие типы СЭЗ:
таможенные зоны;
беспошлинные торговые зоны;
таможенные свободные зоны;
зоны свободной торговли;
внешнеторговые зоны;
оффшорные центры;
свободные банковские зоны;
туристические центры и др.[1, c. 74]
Различают несколько вариантов организации свободных и специальных экономических зон:
1. зона свободной торговли;
2. зона совместного предпринимательства;
3. банковские и страховые зоны с льготным режимом осуществления этих операций;
4. технологическая зона;
5. комплексная зона.
Специальные экономические зоны, как и свободные экономические зоны, являются старинными хозяйственными формированиями. Тем не менее, точное определение их появилось не так давно[2, c. 62].
В ходе Киотской конвенции, состоявшейся в 1973 году, свободная экономическая зона была определена как «определенная территория страны, в которой импортируемые товары считаются находящимися за пределами таможенной территории двух стран и не подпадают под стандартный таможенный контроль, т.е. на ввозимые товары не имеет сфера воздействия импортных пошлин и налогов.
Из этого следует, что свободные экономические зоны пользуются привилегиями путем отмены пошлин и некоторых налогов на импортируемые товары по сравнению с остальной частью страны.
Однако выгоды не освобождают предпринимателей и инвесторов от соблюдения существующего экономического верховенства права, а облегчают его только. По этой причине свободные экономические зоны также называются специальными зонами [6, c. 17].
По определению свободной экономической зоны можно судить о территориальных особенностях региона, его анклаве и ограниченном влиянии государственных органов на экономическую деятельность и различные экономические образования.
Следует отметить, что СЭЗ по-прежнему находится под юрисдикцией государства, является государственной территорией и никогда не может осуществлять экстерриториальное право.
Свободная экономическая зона это скорее искусственно созданное государством «вкрапление» в национальной экономике, которое имеет существенные отличия [5, c. 74].
Многообразие определений и мнений экспертов о свободных экономических зонах, к какой-то мере обуславливается тем, что изначально появившаяся новация «порто-франко», по мере своего развития и роста популярности всегда приобретала новые черты и особенности [8, c. 51].
Это можно объяснить как самим развитием этого направления, так и влиянием множества других факторов, таких как:
географические особенности,
уровень экономического развития,
владением научно-технических знаний,
потенциалом к международной торговле определенного региона,
уровнем развитости экономики,
уровнем развития отдельных отраслей,
транспортной системой,
а так же сервисной и других инфраструктур.
Не смотря на обилие видов СЭЗ, целесообразно определить общие черты, которые дают возможность объединить все эти организационно-экономические образования под одним названием – «свободные экономические зоны»[2, c. 63], независимо ни от целей создания, ни от их специализации или от развитости их экономического механизма.
К этому числу можно отнести:
— локальность территории;
— присутствие благоприятных начальных социально-политических, экономических условий;
— присутствие транспортных условий;
— присутствие климатических условий;
— присутствие географических условий для создания свободной экономической зоны;
— хозяйственная специализация в предпринимательской сфере деятельности;
— организация в данном регионе специального экономического и правового режимов, с предоставлением льгот, уникальных для данной местности;
-различная поддержка со стороны государства;
— предоставление гарантий;
— сложная организация управления и контроля, способствующая достижению целей и задач региона[2, c. 63].
Рассмотрев свободную экономическую зону как организационно правовую форму, можно определить, что СЭЗ, в основном, это:
определенные территории государства с ярко выраженной целевой направленностью,
специализацией предпринимательской деятельности,
активным взаимодействием с иностранным капиталом,
выходом производств на международный уровень
особенным механизмом работы, закрепленным особенными нормативными актами.