Контрольная работа на тему свобода журналистики как я ее понимаю» по статье Ленина «партийная организация и партийная литература» и статья Брюсова «Свобода слова»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Вступление 2
Основная часть 3
Заключение 10
Список использованных источников 10
Введение:
В общественном сознании укрепился стереотип о Валерии Брюсове (1873–1924) как о холодном эстете, который в силу политической бес-принципности легко принял новую, коммунистическую власть.
Современный историк отечественной литературы Василий Молодя-ков (Москва–Токио), подготовивший том статей поэта, опровергает усто-явшееся мнение о знаменитом символисте. Сборник содержит отклики Брюсова на политическую жизнь Европы, события Русско-японской и Первой мировой войн, деятельность Временного правительства и все тот же большевизм.
Да, действительно, Брюсов, как и большая часть элиты Серебряного века, в молодости испытывал некоторые левые иллюзии. Можно вспом-нить мемуары о другом поэте той эпохи – Николае Гумилеве. Современ-ники признавались, что их удивлял монархизм Николая Степановича, его желание идти на фронт, защищать отечество. Лояльность власти была чем-то вроде дурного тона. Вот только смута 1905 года внесла корректи-вы в картину мира Валерия Яковлевича.
Деструктивность левых политических элит, кровь и жестокость ре-волюционного протеста заставили Брюсова пересмотреть взгляды – он становится государственником. Ирония судьбы, но будущий коммунист (поэт вступил в партию в мае 1920 года) в то время выступал жестким критиком Ленина. В ответ на не доброй памяти работу Ленина «Партий-ная организация и партийная литература», ставшей в дальнейшем теоре-тической основой цензуры в Советском Союзе, он откликнулся статьей «Свобода слова». Ленин утверждал, что абсолютной свободы печати быть не может, ибо «свобода буржуазного писателя, художника, актрисы есть лишь замаскированная зависимость от денежного мешка» . Иллюзии буржуазной свободе он противопоставлял «партийную литературу и ее подчинение партийному контролю». Кажется, именно в этом тексте ком-мунисты впервые заговорили о литературе как о «колесике и винтике» «общепролетарского дела». Брюсов справедливо обращал внимание, что в словах Ленина меньше всего «истинной любви к свободе», ибо он «сво-боде слова противопоставляет свободу союзов», то есть образований, связанных партийной дисциплиной. Валерий Яковлевич с грустью ирони-зировал: «Отсюда один шаг до заявления халифа Омара: «Книги, содер-жащие то же, что Коран, лишние, содержащие иное – вредны» .
Заключение:
Суть спора между Лениным и Брюсовым (спор интересный, но я не стану входить в детали) примерно таков. Ленин не верит в абсолютную свободу слова в буржуазном обществе и призывает поставить литератур-ное дело на партийные основания. Партийный союз развивает свою лите-ратуру, со своими издательствами и библиотеками. Сотрудничество с ли-тераторами должно осуществляться на свободных основаниях. Речь, по сути, идёт осоздании второй литературы – не подчинённой логике бур-жуазных отношений. Брюсов же верит в свободу творчества, в неизбежно и необходимо трагический конфликт между писателем и обществом. Ка-питализму поэт-символист противопоставляет не классовую борьбу про-летариата, а борьбу свободных индивидов во имя творческой безгранич-ности. Это спор беспартийного певца свободы с лидером «партии проле-тариата».
Я полностью согласна с Брюсовым. О какой свободе журналистики и литературы может идти речь? Освободившись из «оков буржуазии», журналистика обречена стать заложницей большевистского строя. Лени-ну было выгодно, чтобы пресса работала на него, держась в определен-ных рамках.
Фрагмент текста работы:
Основная часть
Сегодня было бы странно видеть партии или политиков, предлага-ющих отменить свободу слова. Радикальные левые и консерваторы могут призывать к «чистке» СМИ от «врагов народа» и «пятой колонны», но само положение Конституции о свободе слова является общим местом. Так было, конечно, не всегда.
Публицист, левый активист (на 1905 год) Владимир Ленин свободу слова ограничивал общественным мнением: мол, писать и говорить мож-но только то, что одобряет общество. А что именно оно одобряет — определит, конечно, партия.
Поэт Валерий Брюсов был совершенно не согласен с такой трактов-кой свободы слова и написал ответную колонку. Ирония судьбы в том, что после революции Брюсов вступил в партию большевиков.
В. И. Ленин отобразил свое понимание свободной литературы, ко-торое выражалось в подчинении литературного дела партийному кон-тролю.
«Литературное дело, пишет г. Ленин в «Новой Жизни» (№12, 1905 г.), не может быть индивидуальным делом, независимым от общего про-летарского дела. Долой литераторов беспартийных! Долой литераторов сверх-человеков! Литературное дело должно стать колесиком и винтиком одного единого великого социал-демократического механизма» .
И далее: «Абсолютная свобода есть буржуазная или анархическая фраза. Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Свобода буржуазного писателя, художника, актрисы есть лишь замаскированная зависимость от денежного мешка. Мы, социалисты, разоблачаем это ли-цемерие, срываем фальшивые вывески, не для того, чтобы получить не-классовую литературу и искусство (это будет возможно лишь в социали-стическом, внеклассовом обществе), а для того, чтобы лицемерно свобод-ной, а на деле связанной с буржуазией литературе противопоставить дей-ствительно свободную, открыто связанную с пролетариатом литерату-ру» .
«Абсолютная свобода (писателя, художника, артиста) есть буржу-азная или анархическая фраза», говорит г. Ленин — и тотчас добавляет: «ибо, как мировоззрение, анархизм есть вывернутая наизнанку буржуаз-ность» . Ему представляется, что вещь вывернутая наизнанку нисколько не меняется.
Получить свободную внеклассовую литературу (по словам вождя пролетариата) можно «только лишь в социалистическом внеклассовом обществе» .
Литература же буржуазного общества с данных позиций названа в заметке «лицемерно-свободной» .
Ленин пишет о партийной литературе, литературе в критериях са-модержавия, литературе пор классовой борьбы, только никак не о лите-ратуре коммунистического общества и не о литературе вообщем (заметка вышла в свет в 1905 году в печатном издании «Новая жизнь»).