Контрольная работа Педагогика/Психология Инклюзивное дошкольное образование

Контрольная работа на тему Сущность,функции и структура инклюзивного процесса обучения

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНКЛЮЗИВНОГО ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ 4
2. ФУНКЦИИ И СТРУКТУРА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16

  

Введение:

 

Право на образование – одно из самых базовых прав каждого человека. Однако реализуется оно отнюдь не всегда; часто без возможности обучаться оказываются дети с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное же образование стремится развить такую модель обучения, в которую будут включены абсолютно все дети с учётом их индивидуальных потребностей.
Инклюзивный подход – это гибкий подход, обеспечивающий равный доступ всех детей к образованию.
Инклюзия в переводе с английского означает «включенность», «вовлеченность». Иными словами, инклюзивное образование предполагает совместное (в одном коллективе) обучение детей с особыми потребностями и их сверстников. В этой системе одинаковое внимание уделяется всем детям.
Даже сейчас, во втором десятилетии XXI века, многие люди не понимают, почему инклюзия так важна, ведь существуют отдельные учебные заведения для детей с особенностями здоровья. Инклюзия в первую очередь предполагает включение всех детей в социум, ведь дети с ОВЗ больше всех нуждаются в доброжелательной образовательной среде, которая в то же время не была бы искусственной. Специально разработанные для «особенных» детей программы реализуются в изоляции интернатов. Коррекционные школы создают для ребёнка замкнутый мир, в котором акцентируется внимание на его «недостатке». Инклюзивный же подход даёт детям возможность стать частью общества и жить настоящей жизнью.
Цель работы – рассмотреть сущность, функции и структуру инклюзивного процесса обучения.
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать общую характеристику инклюзивному процессу обучения.
2. Охарактеризовать функции и структуру инклюзивного обучения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

<p>Инклюзивное образование &ndash; это особый подход к построению общего образования, который подразумевает доступность (возможность) образования для каждого, независимо от его особых нужд и потребностей.<br />В основу образования включается:<br />- индивидуальный подход к обучению;<br />- включение в познавательный процесс всех участников: детей, родителей, педагогов;<br />- создание вариативной развивающей среды;<br />- установление доверительных отношений с родителями, сотрудничество с близкими ребенку людьми.<br />Программа обучения, подготовленная индивидуально для ученика с ОВЗ, должна быть адаптирована к программе, по которой занимаются остальные дети и обычной манере проведения урока.<br />Закрепление стандартом права детей с ОВЗ на инклюзивное образование говорит о гуманизации и демократизации общества.<br />Система инклюзивного образования должна охватывать учебные заведения всех уровней образования. Главная цель системы &ndash; формирование беспрепятственной, благоприятствующей развитию, обучающей среды для детей с ОВЗ.<br />Практическими целями и задачами такого учебного заведения являются:<br />1. Организация целостной и гармоничной, психологически комфортной учебной среды, предусматривающей различные пути и методы детского развития;<br />2. Разработка системы продуктивной психологической поддержки образовательного цикла посредством привлечения диагностико-консультативных, коррекционно-развивающих, лечебно-профилактических, социально-трудовых методов работы;<br />3. Разработка и внедрение инновационных программ, направленных на повышение педагогического профессионализма;<br />4. Разработка и внедрение новых моделей инклюзивного образовательного цикла в учебных заведениях.<br />Инклюзивное образование нужно начинать с раннего детства. Поэтому при организации инклюзивного обучения в детском образовательном учреждении рекомендуется: <br />- строить план занятий с учётом особенностей ребёнка;<br />- вести персональные и групповые занятия, что повышает инициативность ребёнка с ОВЗ и умение трудиться в команде;<br />- следить за душевным состоянием ребёнка до и во время проведения занятия;<br />- развивать моторику путём специальной гимнастики, игр и заданий;<br />- привлекать детей к активному участию в мероприятиях;<br />- развивать способности и таланты детей.<br />Инклюзия в образовательной сфере важна не только сама по себе, она является первым шагом на пути к открытому обществу. Современное общество готово к инклюзии. Несомненно, на сегодняшний день созданы далеко не все условия для воплощения идеи в реальность, и существует много преград, однако уже сейчас видна положительная динамика.<br />Дальнейшее развитие инклюзивного образования в России связано с совершенствованием нормативно-правовой базы, финансового, материально-технического и кадрового обеспечения данного процесса. Эффективность инклюзивного образования зависит от возможностей ребенка, желания и помощи родителей, а также наличия на всех этапах обучения квалифицированного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения.</p>

   

Фрагмент текста работы:

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНКЛЮЗИВНОГО ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Впервые принцип инклюзивного образования был документально закреплен в так называемой Саламанской декларации в июне 1994-го года. Эта декларация призывала международное сообщество прислушаться и начать создавать в каждом государстве систему инклюзивного образования. В тексте документа говорилось, что школы, работающие по инклюзивному принципу, становятся «наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями», а также повышают эффективность образовательной системы [12].
Термин «инклюзивное образование» в научной литературе и практике используется для раскрытия основных составляющих компонентов процесса обучения детей с особыми образовательными потребностями в массовых школах.
Инклюзивное (от франц. inclusif – включающий в себя; от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, который используется для характеристики процесса обучения детей с особыми образовательными потребностями [5, с.14].
Инклюзивное образование является центральным вопросом современной образовательной политики, так как, по мнению зарубежных и отечественных специалистов «выступает гарантом обеспечения высококачественного образования и создания более инклюзивных обществ».
Цель инклюзивной школы – дать всем ученикам возможность наиболее полноценной социальной жизни, активного участия, в коллективе, тем самым обеспечивая наиболее полное взаимодействие друг с другом.
В ходе организационного этапа правительство Российской Федерации уделило внимание особенностям законодательной базы. Нормативно-правовая база инклюзивного образования (НПБ ИО) основывается на законах федерального уровня:
1. Конвенция ООН «О правах ребенка» (статья №28) [1].
2. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» [2].
3. Федеральный закон «Об образовании в РФ» [3].
Согласно ст. 48 Закона «Об образовании в Российской Федерации» каждый педагог обязан «учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями» [3].
Каждая образовательное учреждение, включающее в процесс обучения инклюзию, в работе учитывает Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), на основе которого и проводится разработка индивидуальных уникальных программ.
Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одной группе, классе, а не в специально выделенной группе (классе) при образовательном учреждении.
Ученый Л. Висле, анализируя образовательную политику по отношению к лицам с ограниченными возможностями в западных странах, пришел к выводу, что существуют два фундаментально разных подхода к проблеме общего образования [13, с.395]:
1. Интеграция. Во многих странах ложится давление главным образом на развитие программ специального образования на территории общеобразовательных школ.
2. Инклюзия. В других странах стремятся, прежде всего, к тому, чтобы преобразовать общедоступные школы так, чтобы те школы учитывали дифференцированные потребности и возможности всех учеников.
Сегодня инклюзивное образование направлено на обеспечение коррекции нарушений развития у различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), оказание им квалифицированной помощи в освоении программ детского сада и школы.
Выход ФГОС дошкольного образования изменил концепцию педагогического процесса. Ребенок становится субъектом образования наравне с педагогом, что предполагает построение образовательного процесса с учетом интересов ребенка.
Одна из основных задач ФГОС в дошкольном образовании заключается в обеспечении равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от социального статуса, психофизиологических и личностных особенностей [4]. Другие основные задачи инклюзивного образования представлены [7, с.26-27]:
— созданием эффективной системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения воспитанников в детском образовательном учреждении для коррекции недостатков их психофизиологического развития;
— реализацией права ребенка с ОВЗ на образование, коррекцию (компенсацию) недостатков развития, учитывая его индивидуальные особенности и возможности;
— построением индивидуальных коррекционно-образовательных маршрутов, основываясь на результатах изучения особенностей развития детей, их потенциальных возможностей, зоны ближайшего развития и способностей;
— освоением воспитанниками образовательных программ согласно утвержденным стандартам;
— обеспечением познавательного, коммуникативного, социального, личностного, художественно-эстетического и физического развития ребенка с ОВЗ;
— сохранением и укреплением физического, психического и психологического здоровья детей;
— осуществлением ранней полноценной психологической, социальной и образовательной интеграции детей с ОВЗ в среду нормально развивающихся сверстников;
— обеспечением соответствующих санитарно-гигиенических условий и специальной предметно-развивающей среды, созданием атмосферы психологического комфорта;
— формированием условий, которые будут способствовать гармонизации развития личности ребенка, исходя из индивидуальных психических и физических особенностей и возможностей ребенка;
— оказанием психолого-педагогической помощи и социальной поддержки семье в воспитании детей, повышением педагогической компетентности родителей;
— обеспечением совместной мультидисциплинарной деятельности команды специалистов, которые тесно контактируют между собой и с другими участниками данного процесса с целью достижения максимально эффективной образовательной и социальной адаптации детей с ОВЗ;
— подготовкой педагогов, которые готовы работать с детьми с ОВЗ, обладают знаниями в области коррекционной и специальной педагогики, владеют технологиями, методиками и приемами такой работы;
— формированием у всех участников образовательного процесса толерантного отношения к проблемам детей с ОВЗ.
Основные принципы инклюзивного образования, которые детально характеризуют особенности этого феномена [12]:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений. Все люди обладают равными правами, и каждый из них имеет право на уважение своего человеческого достоинства, равно как и право на всестороннее развитие. Ребёнок ценен не потому, что он преуспел в какой-то деятельности, а просто потому, что он, в первую очередь, человек.
2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным. В системе инклюзивного образования каждый ребёнок может полноценно социализироваться, находясь в компании своих сверсников. Но, что более важно, ни один ребёнок не остается проигнорированным.
4. Все люди нуждаются друг в друге. И все люди должны оставаться в тесной связи с обществом.
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений. Требование прекратить практику, в которой дети с особенностями остаются в стороне от общества, является самым основным требованием инклюзии.
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут. Решать не те задачи, что легко поддаются, а те, что решаются только после приложения некоторых умственных усилий. Находясь в специализированных учреждениях, где все окружающее подстраивается под его особенности, ребенок оказывается в среде, которая не готовит его к реальному миру. Инклюзивное же образование, ставя перед детьми преодолимые препятствия, развивает их.
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека, то есть инклюзия предлагает новые возможности не только для тех, кто оказывается отрезан от общества, но и для всего общества в целом, которое начинает активировать всё больше человеческих ресурсов.
Таким образом, инклюзия – это процесс развития предельно доступного образования для каждого в доступных школах и образовательных учреждениях, формирование процессов обучения с постановкой адекватных целей всех учеников, процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого учащегося и максимального раскрытия его потенциала.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы