Контрольная работа на тему Сущность социально ориентированного физического воспитания.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Фрагмент текста работы:
Социально-ориентированная модель физического воспитания в теории социального научения, а также теориях развития личности строится на базе социологизаторского направления, согласно которому, вне зависимости от природных задатков, основное влияние на процесс формирования личности человека оказывают организованные виды воспитательного воздействия (объективные, а также социально опосредованные требования ситуации), а также непосредственно окружающая среда.
При этом с точки зрения данных теорий педагогическое воздействие и окружающая среда представляют собой основные факторы формирующего характера и именно они выполняют решающую роль в процессе освоения учащимся знаний, навыков и умений посредством интенсификации воспитательно-образовательного процесса и на основе подбора системы директивных педагогических воздействий а также дидактических средств. Целью данного процесса является социализация обучающихся.
Индивидуальный подход в рамках данной модели чаще всего связан с выбором педагогом для учащегося индивидуального темпа освоения учебного материала в рамках коллективной работы. В сущности, эта модель сопоставима с описанной Беляевой и Фомичевой социоцентрической моделью педагогической деятельности.
Данная модель физического воспитания предполагает, что основное внимание должно уделяться развитию двигательного потенциала обучающегося, который в итоге позволил бы ему выполнять свои социальные функции на должном уровне, сам образовательный процесс в данном случае имеет форму общей и специальной физической подготовки.
Цели физического воспитания базируются на потребностях общества и продиктованы его мировоззренческой платформой, в свою очередь, человек рассматривается как средство для достижения значимых для социума целей. Основное внимание сосредоточено не на развитии отдельного индивидуума, а на формировании у такового физических кондиций, а также двигательных навыков и умений, способных облегчить процесс его социализации.
При реализации рассматриваемой педагогической модели в рамках практики физического воспитания наибольшее значение имеют принципы интенсификации учебного процесса, унификации его содержания, а также директивности взаимодействия всех субъектов учебно-воспитательного процесса. Обучающиеся воспринимаются исключительно как объект педагогического воздействия, оказываемого преподавателем.
Результатом такого воспитания и обучения становится физически сильный, здоровый и выносливый человек, представляющий собой «микрозвено», являющееся частью большого социального «макромеханизма». Такой человек прекрасно выполняет предписания свыше и вполне соответствует принципу «незаменимых людей нет».
По данным унифицированных образовательных программ, критериями социально-ориентированной модели физического воспитания являются умения, знания, навыки, а также физическая подготовленность обучающихся.
Яркими историческими примерами социально-ориентированного физического воспитания являлись системы физического воспитания Древнего Рима и Спарты, основной задачей которых было улучшить военно-физическую подготовленность.
Военно-патриотическим характером отличалась рыцарская система подготовки и воспитания, распространенная на территории Западной Европы в XII в., и предполагающая, что кроме военно-физической подготовленности рыцари должны обладать определенными добродетелями, в числе которых: личная храбрость, верность церкви, данному слову и своему сюзерену, великодушное отношение к более слабым, соблюдение правил ведения поединков, благородное отношение к дамам.
Национально-буржуазные гимнастические системы Нового времени, широко представленные чешским, шведским и немецким направлениями, также имеют выраженную социальную ориентацию физического воспитания.
Основой для разработки советской системы физического воспитания послужил принцип жесткой централизации управления, характеризующийся вертикальной подчиненностью вышестоящим органам нижестоящих, строгим нормированием учебного материала и унифицированной системой оценок учебных достижений без учета индивидуальных особенностей учащихся.
В дальнейшем данная модель претерпевала значительные изменения, касающиеся содержания и направленности учебно-тренировочного процесса, а также требований, предъявляемые к студентам, однако до 1990-х годов внимание интеллектуализации и гуманизации физического воспитания, а также реализации деятельностного подхода и достижению значительной вариативности содержания обучения в зависимости от индивидуальных потребностей обучающихся, практически не уделялось.
Сегодня примерами успешного практического применения социально-ориентированной модели, функционирующими по менее жестким шаблонам, являются методики и системы развития физических кондиций, а также профессионально-прикладной физической подготовки.
Характерными особенностями функционирующей в настоящее время социально-ориентированной модели является четко определяемая на начальном этапе цель, успешность достижения которой легко проконтролировать по результатам обучения на его завершающем этапе, а также наличие жесткого алгоритма достижения поставленной цели, базирующегося на стандартах, нормативах и инструкциях.
Основные способы достижения социально значимых целей подчинены в формуле «должен — могу — хочу». С практической точки зрения в рамках условий субъект-объектных отношений педагога и обучающихся посредством подбора организационно-методических средств преимущественно операционального характера данные способы связаны со строго обусловленными параметрами развития физических кондиций и уровня владения двигательными действиями и отличаются преобладанием директивных методов педагогического воздействия.
У социально-ориентированной модели физического воспитания есть свои преимущества и недостатки. Положительные черты данной модели обусловлены строгим регламентом ее организационного аспекта, поскольку директивные методы обучения дают срочный эффект при формировании содержательно-операционального компонента физкультурной деятельности, а также позитивной динамики физических кондиций учащихся. При этом директивные методы педагогического воздействия ограничивают свободу и творческую деятельность обучающихся, а в случае длительного применения негативно влияют на индивидуально-личностные особенности и ведут к снижению уровня самостоятельности и активности, а также к угасанию творческих способностей.
Таким образом, применение данной модели целесообразно в учебных заведениях закрытого типа; в определенные периоды развития ребенка для выработки правил и норм социально адекватного поведения, а также для решения частных задач общефизической и специальной физической подготовки желательно на добровольной основе либо при обучении лиц со сложившейся системой жизненных ценностей.