Контрольная работа на тему Структура возрастного кризиса
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение:
С точки зрения психологии кризис в буквальном смысле
означает — острую ситуацию для принятия какого-то решения, поворотный пункт,
важнейший момент.
Психологически переход к каждому следующему
возрастному этапу происходит в форме кризисов психического развития, или
возрастных кризисов. Возрастной кризис обусловлен и биологическими факторами
(морфофункциональные перестройки, физиологические сдвиги в организме и др.), и
социальными факторами (смена социальной ситуации развития, принятие новых
социальных ролей, изменение статуса и др.). Возрастные кризисные могут иметь
непродолжительный характер, иногда оставаясь почти незаметными для самого
человека и его окружения, иногда выражаясь в аномальных поведенческих реакциях,
а могут быть достаточно затяжными, длительными.
Особенности протекания возрастных кризисов во многом
зависят от индивидуальных социобиологических особенностей: характера,
эмоционально-мотивационной сферы и др. Начало кризисного периода знаменуется
конфликтом между желаемым и доступным, т. е. рассогласованием рефлексивных
моделей (представления человека о собственной личности, о других людях, об
окружающем мире, направленность личности и др.) и готовности человека выполнить
прогнозируемую жизненную траекторию.
Возрастной кризис характеризуется стремлением к смене
ведущей деятельности, так как реализация прежней ведущей деятельности в новых
возрастных условиях затруднена, невозможна, возрастная детерминанта исчерпана.
Внешние условия могут спровоцировать возрастной кризис при обострении
внутриличностных противоречий. Человек при этом становится все более
реактивным, неустойчивым, отвечает на слабые раздражители неадекватно
интенсивными реакциями, что приводит к существенным изменениям в поведении,
появлении трудновоспитуемости.
Теоретически ряд исследователей считают возрастные
кризисы нормативным процессом, необходимым элементом социализации,
обусловленным логикой личностного развития и необходимостью разрешения
основного возрастного противоречия (З. Фрейд, Э. Эриксон, Л. Выготский, Л.
Божович). Другие авторы видят в возрастных кризисах отклоняющееся проявление
индивидуального развития (С.Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец).
Заключение:
Таким образом, любой возрастной кризис имеет две
стороны, которые необходимо учитывать, раскрывая его психологическое содержание
и значение для последующего развития личности.
Первая из них — разрушительная сторона кризиса —
процессы свертывания и отмирания. Возникновение нового непременно означает
отмирание старого. Процессы отмирания старого сконцентрированы преимущественно
в кризисных возрастах. Но негативная сторона кризиса — это обратная, теневая
сторона позитивной, конструктивной стороны. Здесь всегда осуществляются и
конструктивные процессы, происходят позитивные изменения, которые составляют
главный смысл каждого переломного периода, — психические новообразования.
Возрастные кризисы характеризуются рядом особенностей протекания —
неотчетливость границ, огромная нагрузка на психическую сферу индивида в этот
период.
В то же время нужно иметь в виду, что характер
протекания кризиса в значительной мере зависит от конкретных жизненных
ситуаций. Однако переломы, качественные сдвиги в развитии неизбежны.
Принято рассматривать три фазы в структуре возрастного
кризиса: предкритическую фазу; фазу собственно кризиса (состоящую из трех
этапов); и посткритическую фазу. Данная концепция изначально принадлежала
Л.С.Выготскому, и является актуальной и по настоящий момент.
В детском и юношеском возрасте выделяют большие
кризисы (кризис новорожденности, кризис трех лет. подростковый кризис в 13-14
лет) и малые кризисы (кризис одного года, кризис семи лет. кризис в 17-18 лет).
При больших кризисах перестраиваются отношения ребенка (подростка) и общества.
Малые кризисы проходят внешне спокойнее, связаны с нарастанием умений и
самостоятельности человека. В период критической фазы дети трудновоспитуемы,
проявляют упрямство, негативизм, строптивость, непослушание.
У взрослых большинство исследователей выделяет три
основных кризиса: кризис молодости, кризис "середины жизни" и кризис
старости, а также ряд менее значимых критических периодов.
Фрагмент текста работы:
1. Структура
и содержание возрастных кризисов
Процессы развития вообще, в критический период в
частности, отличаются неизмеримо более сложным строением, неизмеримо более
тонкой структурой. Процесс развития в критический период неоднороден, в нем
одновременно протекают три типа процессов, и каждый из них требует
своевременного и целостного учета в связи со всеми другими при проработке
методов воспитания.
Три типа процессов, из которых складывается
критический период в развитии, следующие:
— нарастающие стабилизационные процессы, закрепляющие
прежние приобретения организма, делающие их все более фундаментальными, все более
стабильными;
— процессы действительно критические, совершенно
новые; очень быстро, бурно растущие изменения;
— процессы, приводящие к оформлению зарождающихся
элементов, которые являются основой для дальнейшей творческой деятельности
растущего человека.
Выготский ввел деление кризисного периода на
предкритическую, собственно критическую и посткритическую фазы. В
предкритической фазе возникает противоречие между объективной и субъективной
составляющими социальной ситуации развития (средой и отношением человека к
среде). В собственно критической фазе это противоречие обостряется и
проявляется, обнаруживая себя, и достигает своего апогея. Затем в
посткритической фазе противоречие разрешается через образование новой
социальной ситуации развития, через установление новой гармонии между ее
составляющими.
Предкритическая фаза
состоит в том, что человеку открывается неполнота той реальной формы, в которой
он живет. Такое открытие возможно лишь на основе возникновения представления об
иной, новой идеальной форме. Человеку открылось нечто иное, ожидающее его в
будущем, образ