Специалист в сфере национальных и религиозных отношений Контрольная работа Гуманитарные науки

Контрольная работа на тему Структура религии

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
 

Содержание:

 

Введение. 2

1. Характеристика структуры религии. 4

2.
Марийская традиционная религия
. 21

Заключение. 27

Список использованной литературы.. 30

  

Введение:

 

Одним из проявлений духовности
человечества является религия. Существенной особенностью религии является то,
что она утверждает и обосновывает наличие Бога как творца мира и других
сверхъестественных сил.

Слово “религия” происходит от латинского
religio – благочестие, святыня, предмет культа. В Европе этот термин получает
распространение с XVI века. Само явление религии связано с духовным состоянием
человека, его глубинным восприятием и отношением к окружающему миру, что ранее
фиксировалось, прежде всего, категорией совесть, которая интегрировала понятие
уважения, почета, в значительной мере любви.

Религия – это духовный феномен, который
является формой самоопределения человека в мире, обусловленным верой в
Сверхъестественную сущность. Как общественная система религия имеет свою
структуру.

К духовной сфере относят религиозное
сознание. Религиозное сознание – это отношение верующего к окружающему миру,
что проявляется в системе взглядов, чувств, основой которых является вера в
сверхъестественное.

Религиозное сознание имеет два уровня –
обыденный и теоретический. Обыденное сознание формируется в процессе
повседневной жизни; это определенный религиозный опыт, соблюдение
культурно-исторических традиций, участие в религиозных обрядах. Для обыденного
уровня религиозного сознания характерна наглядно-образная форма выявления ее
содержания, сопровождающаяся психологическими ощущениями, эмоциями, переживаниями.

На теоретическом (концептуальном) уровне
религиозное сознание включает мифы, богословские исследования, священные
предания и, конечно, священные книги. Разрабатываются, осмысливаются и
вмотивовуються идейные основы определенной религии, систематизируются ее
догматы; осуществляется систематизация фактов религиозной и церковной истории,
комментируется агиография (жизненные истории святых и праведников).

Сущностным проявлением развитых религий
есть догматы, которые тщательно сформулированы и систематизированы богословием.
На основе вероучения возникает религиозная философия. Теория религии
основывается на канонизированных текстах Священного Писания, что является
основой религиозного миропонимания и религиозной философии.

Обыденное и
теоретическое сознание тесно связны между собой. При этом определяющими
являются не теоретические построения, а религиозные чувства и эмоции, которые
основываются на вере.
 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Заключение:

 

Религиозная вера — это такое психическое
состояние человека, проявляющееся в безоговорочном признании существования
сверхъестественных сил, Абсолюта.

К практическому проявлению религии
относится следующее.

Религиозный культ (лат.cultus — уход,
поклонение) является важнейшим видом религиозной деятельности человек. Это
упорядоченная система религиозных действий с включением определенных символов,
в процессе которых верующие общаются с Абсолютом. Это молитвы, заклинания,
жертвоприношения, крест и т. д.

Культовая деятельность имеет символический
характер, ибо речь идет об обращении человека к невидимого божественного мира.
Культовые действия должны быть каноническими – раз и навсегда установленными.
Отступление от канона строго осуждается, поскольку это приводит к искажению
веры. Совокупность предписаний и правил, определяющих порядок исполнения
обрядов, церемоний религиозного культа, является его ритуалом.

Для отправления религиозного культа нужны
соответствующие культовые средства. Это, прежде всего, культовые сооружения,
которые имеют соответствующую архитектуру и интерьер. Для интерьера
подавляющего большинства христианских храмов характерно наличие иконы, мозаики,
скульптуры. Для отправки культа священники наряжаются в соответствующую одежду,
используют различные церковные предметы (чаши для причастия, кадило для
окурения, свечи и т. д.).

Культ является важнейшим показателем меры
развитости религии — чем она совершеннее, тем сложнее культ. Так, в
христианстве богослужебный канон расписан по годовым датам, дням недели, а
сутки – по часам.

Религиозно-культовая практика
осуществляется религиозными организациями, в которых совместно отправляются
религиозные обряды.

Совокупность организационных элементов, их
взаимосвязи, распределение позиций и ролей, управленческие и исполнительные
органы, механизм контроля различаются в разных религиях, конфессиях,
объединениях различных типов. В частности, христианство включает такие типы религиозных
объединений: церковь, секта, деноминация.

Церковь (греч. Kyriake – буквально – Божий
дом) – строго централизованное объединение верующих, которое сложилось на
основе общего вероисповедания. Принадлежность к церкви определяется, как
правило, не свободным выбором индивида, а традицией. Фактически отсутствует
постоянное и строго контролируемое членство, последователи церкви являются
анонимными. Во многих церквях члены делятся на духовенство и мирян, что находит
отражение в организационной структуре, в строгой централизации управления.
Существует традиционность управления. В православии, например, — право
апостольского преемства. Позиции и роли, степени и градации упорядочены по
иерархическому и авторитарному принципами.

 

Фрагмент текста работы:

 

Религия является сложным социально-историческим
явлением, все элементы ее структуры — религиозные взгляды, представления,
чувства, интуиция, обряды, праздники, ритуальные церемонии, моральные и
канонические предписания, культовые сооружения, религиозные организации,
учебные заведения, служители культа — находятся в тесном единстве и
взаимозависимости.

Проблема структуры религии имеет несколько аспектов.
Первый из них связан с религиозным сознанием — особенностью взглядов,
представлений, чувств и переживаний верующих, второй — с культовой
деятельностью, третьей — с религиозными организациями.

Религиозное сознание. Охватывая мифы, концепции, идеи,
теории, представления о сверхъестественном, догматы, содержание священных книг,
легенд, молитв и т.д., она составляет концептуальный аспект религии

Религиозное сознание — является одной
из форм отражения действительности и возникает как закономерность общественной
истории. Нас интересуют особенности религиозного сознания. На уровне
общественного бытия религиозное сознание существует в виде религиозной
идеологии и религиозной психологии и имеет специфические, только ей присущие
черты: особая форма отражения действительности (бытия отражается в
фантастической форме) и особый объект отражения (наиболее активно религиозным
сознанием отражаются силы, подавляющие человека).

Среди особенностей религиозного сознания
религиоведение выделяет такие главные:

       фантастическое
отражение действительности, удвоение мира на мир реальных и сверхреальных
сущностей;

       признание
религиозности сверхъестественной;

       наличие
идеи Бога;

       относительная
самостоятельность религиозного сознания, которая проявляется в таких чертах:
религия медленнее других форм общественного сознания реагирует на изменения в
общественном;

       религиозное
сознание медленно меняются и обновляются;

       в
религиозном сознании происходит активное подражание предыдущих религиозных
явлений — любая из новых религий всегда имеет в себе элементы религиозных
верований предыдущих эпох.

Все ценностные формы общественного
сознания ведут к обоснованию собственного понимания и познания мира. Но религия
является единственной, что провозглашу своей главной ценностью не познание или
усвоение мира, а веру. Поэтому главным признаком религиозного сознания является
вера в сверхъестественное. Под сверхъестественным религия понимает все то, что
стоит над миром реальных вещей и явлений [1].

Любая религия опирается только на веру,
поэтому религиозная вера в сверхъестественное — обязательный признак
религиозного сознания и ее главная ценность. Следует сказать, что вера является
компонентом любой, а не только религиозного, сознания, она выступает как
выражение высокой степени уверенности. Но религиозная вера строится не на
уверенности, что исходит из имеющегося знания, а только на самой вере и даже на
отрицании своей связи со знанием. Религиозная вера, в отличие от суждений
науки, не требует обоснования, доказательства, проверки и подтверждения путем
соотнесения ее с реальной действительностью. Она поддерживается не доводами
разума и не фактами, которые ее подтверждают. Она опирается на силу традиции.
Верующий человек уверена, что источником его веры является не процесс познания,
а божественное откровение. Поэтому религиозный человек, опираясь на такое
понимание веры, имеет возможность испытывать доверие к тому, к чему он отнесся
бы крайне недоверчиво, как бы руководствовалась здравым смыслом или критериями
научного мышления. Религиозная вера рассматривается как переживание, а ее
аргументация — как низшая по отношению к самой веры, ибо вера не нуждается в
аргументации. Вера — это переживание, а не интеллектуальное действие, поэтому
логика и доказательства ей не нужны, это то, к чему индивид приобщается через
религиозное воспитание — в семье, в церкви и религиозное образование, которое
он, будучи верующим человеком, воспринимал как истинную на основе доверия к
авторитету церкви и ее традиции [2].

Устойчивость религиозной веры связана с ее
возможностью противостоять противоречивой по ней информации. Это объясняется
природой любого переживания: в нем доводы разума чаще всего бессильны перед
эмоциями и желаниями. Но стойкость веры опирается не на социокультурные
обстоятельства: многие люди верят в Бога потому, что большинство людей в него
верит, потому что, когда вера есть в наличии, то не может быть, что за ней
ничего не стоит, то есть такая вера опирается на доверие к традиции. Поэтому
для человека психологически вполне возможно быть верующей и вовсе не иметь
представления о теоретических или фактических вопросах относительно верования,
которое она разделяет.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы