Основы психологии человека Контрольная работа Педагогика/Психология

Контрольная работа на тему Структура психики (классификация В.Н. Панферова)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА И ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ 4
2. КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ ТЕОРИИ ПСИХИКИ В. Н. ПАНФЕРОВА 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18

  

Введение:

 

Потребности современной психологии требуют дальнейших, более глубоких, исследований актуальной проблематики учения о человеке. По-этому интерес к человеку и человечеству становится особенно острым, по-буждая к обоснованию социальных и культурных преобразований.
Особое место в исследовании психики человека занимает концепция В. Н. Панферова. Необходимость исследования ее ключевых положений инспи-рирует актуальность данного исследования.
Цель исследования – раскрыть закономерности представления о психи-ке в концепции В. Н. Панферова.
Объект исследования – проблема психики как один из ключевых во-просов психологии.
Предмет исследования – специфика представлений о психике в концеп-ции В. Н. Парфенова.
Поставленная цель обусловила необходимость выполнения следующих заданий:
— рассмотреть проблему человека и личности как ключевой вопрос гу-манитаристики;
— выделить основные подходы к рассмотрению психики в концепции В. Н. Парфенова.
Методы исследования: изучение литературы по теме работы, сопоста-вительный анализ.
Практическая значимость исследования состоит в возможности даль-нейшего использования его материалов в работах, посвященных данной проблематике.
Структура исследования обусловлена его целями и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литера-туры.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Личность – это конкретный человеческий индивид с присущими ему своеобразными умственными, эмоциональными, волевыми и физическими качествами, у каждого проявляющимися по-разному. Личность возникла и развилась в течение общественно-исторического развития человечества, в процессе труда. Принадлежность личности к определенному обществу, включенность в определенную систему общественных отношений определяет ее психологическую и социальную сущность.
Личность – социальное существо, субъект познания, активный деятель общественного развития. Характерными признаками личности является наличие у нее сознания, места, которое она занимает в обществе, ее обще-ственная роль, деятельность в интересах общества. Личность — это форма су-ществования психики человека, которая представляет собой целостность, способную к саморазвитию, самоопределению, сознательной предметной де-ятельности и саморегуляции и имеет свой уникальный и неповторимый внут-ренний мир.
Одним из самых ярких проявлений личности является ее индивидуаль-ность – своеобразное, неповторимое сочетание таких психологических осо-бенностей человека, как характер, темперамент, особенности протекания психических процессов (восприятия, памяти, мышления, речи, чувств, воли), особенности ее мотивационной сферы.
Цель генетической психологии человека – изучить условия, в которых процесс преобразования содержания и форм собственных психических явле-ний, состояний сознания и способов действий сможет достичь такого уровня совершенства психических механизмов деятельности, на котором возникает способность делать открытия или изобретения, создавать художественные образы. Иными словами, цель заключается в поисках закономерностей гене-зиса от исходного содержания недифференцированной чувствительности че-ловека к механизмам творчества.
Генетические идеи, идеи зарождения, возникновения и последующего процесса функционирования, что приводит предмет или явление к опреде-ленному состоянию, находились в центре внимания еще античных филосо-фов, которые задумывались над вопросами возникновения, становления и развития всего существующего.
Структурная модель психической организации, разработанная В. Н. Панферовым в рамках интегративного подхода к психологии человека, представляет собой гносеологический конструкт, призванный обеспечить возможность изучения психического посредством анализа его проявлений, доступных непосредственному познанию. Вместе с тем предложенная модель психической организации не может рассматриваться как «единственно пра-вильная», исключающая возможность построения иных моделей психики.

 

Фрагмент текста работы:

 

ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА И ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ

Мышление является сложной многофакторной структурой. В зависи-мости от уровня обобщения информации, средств, используемых для этого, новизны полученных результатов, степени интеллектуальной активности ученые выделяют несколько видов и способов мышления. Формулируя эту психологическую категорию, необходимо разделять ее с такими смежными и взаимосвязанными понятиями, как гениальность, одаренность, творчество, креативность и творческое мышление, поскольку понимание этих характери-стик поможет нам полнее понять суть указанного вопроса .
Так, гениальность – это самый высокий уровень развития способностей (как общих, интеллектуальных, так и специальных), результатов деятельно-сти личности, является основным достижением человечества на определен-ных этапах развития общества .
Одаренность понимается как наличие у человека задатков к развитию способностей, позволяющих ему успешно осваивать виды деятельности, свя-занные с соответствующими способностями. Одаренными являются те дети, у которых проявляются те или иные формы общей или специальной одаренно-сти. Одаренность определяется не только врожденными задатками, но и во многом зависит от окружающей среды и специфики деятельности.
Творчество – это деятельность человека, направленная на создание но-вых материальных и духовных ценностей, в которой существенное значение принадлежит воображению, интуиции, неосознанным компонентам умствен-ной активности, а также потребности личности в самоактуализации. Творче-ство в своем функционировании комбинирует когнитивные, эмоциональные и волевые аспекты, имеет процессуальный и личностный аспект.
Продукт творчества является результатом высокой концентрации ду-ховных сил, которую К. Станиславский обозначил термином «сверхсозна-ние». Зависимость научно-технического прогресса от творческого процесса приводит к попыткам его компьютерного моделирования в рамках развития современных компьютерных технологий.
Креативность означает способность к творчеству, которая понимается как потенциал, внутренний ресурс человека, проявляющийся в мышлении, общении, чувствах, отдельных видах деятельности, определяясь восприим-чивостью к новым идеям. Основное отличие понятия креативности от поня-тия творчества состоит в том, что креативность рассматривается как некий специфический стиль деятельности, в то время как творчество само по себе является деятельностью. Креативность чаще, чем творчество, связывают с когнитивными процессами; она может быть зафиксирована объективными методами.
На сегодня существуют достаточно надежные тесты, которые позволя-ют определить различные виды креативности и ее параметры. О творчестве мы этого сказать не можем. Его неоднозначность и иногда эфемерность ме-шает выработать более или менее объективные критерии для его измерения, а те системы оценивания, которые созданы, до сих пор содержат большую долю субъективности. У детей часто наблюдаются высокие показатели креа-тивности, что, однако, не гарантирует в будущем их творческих достижений, а только увеличивает вероятность их появления при условии овладения не-обходимыми творческими навыками и наличии высокой творческой мотива-ции .
В психологической науке, а также в логике и философии, исходя из но-вейших исследований в этих областях, принято четко различать личностную креативность и личностное творчество. Если внутренние предпосылки, осо-бенности когнитивной сферы и психологические задатки обеспечивают лич-ностную креативность и активность в поисковой деятельности, то творческий человек – тот, что реализует свой креативный потенциал. Итак, креативность является условием творческой активности личности.
Мы остановились на краткой характеристике указанных понятий для того, чтобы иллюстративно продемонстрировать ведущую роль мыслитель-ной деятельности в их функционировании.
Теперь рассмотрим мышление более подробно как категорию психоло-гическую.
Традиционная психология интерпретирует мышление как психический процесс, благодаря которому в мозге человека происходит обобщенность и опосредованность отражения, при этом отображаются не только сами пред-меты, явления, свойства, а отражаются связь и отношение между ними. Фак-тически это отражение можем назвать понятийным, а, следовательно, самой сложной формой познания мира.
В мыслительном процессе, в отличие от чувственного познания, с по-мощью опосредованных систем средств (мыслительные операции, речь, ре-чи, простые психические процессы, знания, представления и т.д.) происходит обобщенная процедура выделения существенных признаков и отношений в определенные логические структуры, которые, в свою очередь, семантизи-руются в понятия.
Очевидно, что мышление происходит не только на уровне ощущений и восприятий, но и во время памятных процессов (запоминание, сохранение, воспроизведение), представлений и, конечно, на эмоциях. Однако мы специ-ально подчеркнули, что мышление как опосредованный и обобщенный про-цесс рассматривает традиционная психология. Кстати, так его трактует тра-диционная философия, логика и физиология. Современная психологическая наука принципиально пытается выделить в мышлении именно психологиче-ский аспект, абстрагируя его от теоретико-познавательного и логического .
Мышление субъективно, как и вся психика человека, а также ориенти-ровано. И если теоретико-познавательный и логико-философский анализ позволяет абстрагироваться от субъекта мышления (и это необходимо), то на уровне психологии абстрагирование от субъекта мышления теряет свой пси-хологический смысл, ведь мыслит личность, индивид, индивидуальность, че-ловек, и именно они и узнают благодаря этому окружающий мир и активно его меняют. Это своеобразное ядро интеллектуально-творческого потенциа-ла личности, его динамическая составляющая .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы