Контрольная работа на тему Структура человеческого сознания. Проблема происхождения сознания.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Подходы к проблеме сознания 5
2. Проблема происхождения сознания 8
3. Структура и функции человеческого сознания 10
4. Индивидуальное и общественное сознание 14
Заключение 16
Список использованной литературы 17
Введение:
Проблема сознания – одна из самых сложных и самых загадочных. Самые первые сложности ее понимания и изучения связаны в значительной степени с тем, что мы не можем наблюдать явление сознания непосредственно, чувственно, не можем его измерять, исследовать с помощью различных приборов. Поэтому много веков сознание оставалась тайной. Это всегда способствовало мистификациям ее природы и сущности. Так, еще в древние времена возникло представление о сознании как проявление души – таинственного “чувственно-сверхчувствительного” существа, представлялась носителем человеческой жизни и некоторых важных состояний человеческого тела. Характерным для этих взглядов было то, что душа не отделялась от тела, еще не существовало разделения на материальное и идеальное. Это также касается первых философских теорий.
Сознание – одно из сложнейших и все еще малопонятных проявлений активности мозга. Еще О. Леонтьев проблему изучения сознания называл центральной тайной человеческой психики. И сегодня, не смотря на весомые усилия авторитетных исследователей данной сферы, ситуация существенно не изменилась: единого понимания того, что стоит подразумевать под этим понятием, пока не существует, поэтому изучение и трактовка понятия сознания и до сих пор остается открытой научной проблемой. Вместе с тем, этот термин в разных контекстах активно используется в повседневной речи и научной литературе и является одним из основных понятий философии, социологии, психологии. Философы и психологи обычно понимают под сознанием высшее проявление психики, способность к рефлексии, обособления себя от окружающей среды и социальных контактов с себе подобными. Сознание оказывается не только в обобщенном знании окружающей действительности, но и в определенном оценочном, теоретическом и практическом отношении к ней.
Цель работы – проанализировать понятие и особенности сознания в философской науке.
Задачи работы:
Изучить подходы к проблеме сознания,
Проанализировать происхождение сознания,
Охарактеризовать структуру и функции человеческого сознания,
Изучить индивидуальное и общественное сознание.
Заключение:
Сознание является продуктом общественно-исторического развития, функциональной способностью мозга, идеальным отражением действительности, регулятором деятельности и поступков человека. Она является системным и сложным образованием, что содержит знания, эмоции, волю, мышление, самосознание (рефлексию), которые делают человека существом, которая сама себя оценивает, контролирует и совершенствует.
Сознание выполняет следующие функции: познавательную, аккумулятивную, целеустремленности, творческую, коммуникативную, регулятивную, самоконтроля. В зависимости от типа субъекта сознание может быть индивидуальным или общественным.
В структуре общественного сознания выделяют определенные уровни (бытовую сознание, общественную психологию, теоретическое сознание, идеология), а также формы общественного сознания, к которым относятся мораль, политика, право, эстетика, религия, наука и философия. Единство и взаимодействие уровней и форм индивидуального и общественного сознания воспроизводит целостность человеческой деятельности.
Фрагмент текста работы:
1. Подходы к проблеме сознания
В процессе развития философского знания проблема сознания квалифицировалась как чрезвычайно сложная и загадочная. Философы толковали ее по-разному, но, вне сомнений, на результаты их выводов изрядно влияла позиция в решении главного вопроса философии. С самого начала сознание воспринималась как проявление духа или души, что активно влияли на человеческую жизнь. Дух и душа считались неотъемлемыми частями тела, то есть еще не существовало разделения в понимании материального и идеального. С течением времени дух и душа стали воспринимать как нематериальные и позапредметные сущности, принадлежали метафизическом мира с характерными ему атрибутами (возможностью самостоятельного вечного существования в пространстве и времени). Такая позиция вызвала формирование идеалистического подхода к решению проблемы сознания1.
Идеалистический подход на протяжении длительного времени стал доминировать в решении этой проблемы. Идеалисты исходили из того, что сознание первично, а материя — вторична. Сознание как первопричина является активным и творческим, она порождает явления природы и истории, существует независимо от индивида как часть «мирового сознания». Объективный идеализм был характерен для различных религиозных и теологических концепций, согласно которым сознание существует объективно, сама по себе, независимо от материальных носителей (живых организмов, человека). Сознание непосредственно вытекала из Абсолюта (Бога, космических сфер), с которым находилась в единстве и была неделимой по своей сути. Частицы «Мирового ума» (сознания) рассеяны в природе в виде сознания живых организмов и человека. Дуалистический подход в своей основе содержал идею о равнозначности материи и сознания, что, в конечном итоге, означало полную независимость сознания от материи. Дуализм не является третьим направлением философии (нечто среднее между материализмом и идеализмом), он — разновидность идеализма.