Контрольная работа на тему Стили и виды педагогического общения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Понятие и сущность педагогического общения 5
2. Стили и виды педагогического общения 9
Заключение 16
Список использованной литературы 18
Введение:
Одной из основных тенденций, характерных для современного этапа развития системы отечественного образования, является его гуманизация. Данная тенденция предъявляет высокие требования к профессиональной подготовке будущих педагогов, к проявлению их творческих индивиду-альных способностей к профессиональной деятельности, к уровню комму-никативной культуры, включающей в себя стиль педагогического обще-ния.
Одной из основных характеристик процесса индивидуализации про-фессионального труда является индивидуальный стиль деятельности. Наличие собственного стиля у педагога является показателем его адапта-ции к объективным требованиям профессиональной деятельности, а также – о проявлении своей индивидуальности и мастерства.
Педагогическая деятельность, по мнению современных исследовате-лей, является сложно структурированным процессом. В ее структуре Н.В. Кузьмина выделяет три основных компонента: содержательный, методиче-ский и социально-психологический [6], единство и взаимосвязь которых позволяют реализовать в полном объеме задачи образовательной системы. Основополагающим в данной структуре является социально-психологический компонент, иначе говоря педагогическое общение, опре-деленный уровень развития которого обусловливает реализацию содержа-тельного и методического компонентов.
В процессе педагогического общения формируется фундаментальная система воспитательных взаимоотношений, влияющих напрямую на эф-фективности не только процесса воспитательных воздействия, но и обуче-ния. В педагогической профессиональной деятельности общение выступает как важнейший инструмент воздействия, при котором все основные усло-вия и функции общения получают дополнительное значение, так как из общегуманитарных аспектов трансформируются в профессионально-творческие компоненты.
Таким образом, актуальность исследования определила выбор темы: «Стили и виды педагогического общения».
Целью исследования является определение основных характеристик различных стилей и видов общения.
Цель исследования конкретизирована в следующих задачах:
‒ рассмотреть понятие и основные характеристики педагогического общения;
‒ изучить стили и виды педагогического общения;
‒ охарактеризовать значение индивидуального стиля общения как средства повышения коммуникативной культуры педагога.
Методами теоретического исследования являются анализ научной литературы по теме исследования; обобщение результатов теоретического исследования; методы конкретизации, индукции и дедукции.
Структура работы: исследование состоят из введения, трех глав, за-ключения, списка использованной литературы.
Заключение:
Значение педагогического общения для воспитательно-образовательной деятельности трудно переоценить. От него зависит пси-хологическая атмосфера, эмоциональное благополучие детского коллекти-ва. Определенную роль играет и знание технологии общения, сформиро-ванность у педагога необходимых коммуникативных умений и навыков.
Некоторые стили педагогического общения, как устрашение, заигры-вание и крайние формы общения-дистанции, опасны: при отсутствии у пе-дагога профессиональных навыков общения могут укорениться в творче-ской индивидуальности учителя, а порой становятся штампами, усложня-ющими педагогический процесс и снижающими его эффективность.
Сознательное формирование своего стиля педагогического общения возможно при определенном уровне развития способности к самоанализу профессиональной деятельности. Педагоги в этом случае в ходе професси-онального взаимодействия с детьми целенаправленно ищут, отбирают и накапливают средства и способы общения, которые обеспечивают опти-мальную результативность во взаимодействии с детьми и соответствуют их индивидуальности. Это в свою очередь приносит эмоциональное удовле-творение, приводит к переживанию психологического комфорта.
Постепенно происходит стабилизация состава средств и способов осуществления коммуникативной деятельности, складывается определен-ная устойчивая целостная структура, а именно — индивидуальный стиль педагогического общения.
В дальнейшем происходит стабилизация этих средств и способов общения, стихийно складывается индивидуальный стиль общения, субъек-тивно удобный, но не всегда профессионально оптимальный, так как вос-питатель не уделяет должного внимания анализу целесообразности ис-пользуемых средств и способов деятельности с точки зрения требований деятельности. Чем раньше педагог осознает необходимость формирования своего стиля, тем больше окажется возможностей для формирования пози-тивного стиля, тем эффективнее будет протекать процесс становления его как профессионала.
Рассмотренные типологии отечественных и зарубежных исследовате-лей стилей и видов педагогического общения характеризуют то, насколько это сложное и многоплановое понятие, в котором главную роль играет внутренняя индивидуальная позиция педагога.
Таким образом, цель достигнута, поставленные задачи решены в полном объеме.
Фрагмент текста работы:
1. Понятие и сущность педагогического общения
Педагогическое общение представляет собой особенную форму об-щения, имеющую свою специфику, и подчиняющаяся общепсихологиче-ским закономерностям, свойственным общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактив-ный и перцептивный компоненты [1].
Особенность педагогического общения состоит в том, что данная со-вокупность средств и методов призвана обеспечить реализацию многочис-ленных учебно-воспитательных целей и задач и характеризует специфику взаимодействия педагога и обучающихся.
Результаты современных психолого-педагогических исследований показывают, что основная часть профессиональных трудностей учителя обусловлена не столько недостатками его профессиональной подготовки, сколько искажениями в области педагогического общения.
Оптимальный результат педагогического общения находится в пря-мой зависимости от уровня педагогического мастерства и коммуникатив-ной культуры педагога.
Возможность достигнуть позитивный результат данного вида обще-ния связана со следующими факторами:
‒ аккумуляция и адекватное обобщение информации друг о друге учителя и ученика;
‒ достаточно высокий уровень развития коммуникативных умений и навыков педагога, его способности к эмпатии и рефлексии,
‒ развитые способности педагога к наблюдательности, умение слу-шать, понимать ученика, воздействовать на него не только прямыми, им-перативными, но и косвенными средствами: убеждением, внушением, по-средством эмоционального заражения, гибкого изменения стилей и пози-ций в процессе общения,
‒ умение учителя к распознанию и преодолению разного рода ма-нипуляции и к профилактике и разрешению конфликтов;
‒ психолого-педагогическая компетентность преподавателя в сфере психологических особенностей и закономерностей общения, коммуника-тивного взаимодействия [2].
Изучению понятия «педагогическое общение» с конца 60-х годов ХХ в. и по настоящее время посвящены сотни исследований отечественных и зарубежных авторов, в том числе в таким странах, как США, ФРГ и Ита-лия.
Особое значение имеет фундаментальная работа американских пси-хологов Дж. Брофи и Т. Гудда «Отношения учителя и ученика». Извест-ный отечественный психолог, профессор МГУ А.А. Леонтьев обращает внимание на собранные данными авторами факты, свидетельствующие о «субъективности» общения педагога, проявляющейся, в первую очередь, в избирательном отношении к учащимся [7].
В современном образовании оптимально организованный процесс педагогического общения должен обеспечивать в профессиональной дея-тельности действительный контакт между учителем и учеником на психо-логическом уровне. Целью такого контакта является преобразование педа-гога и детей в действительных субъектов общения, способствование пре-одолению многочисленных психологические барьеры, препятствующих взаимодействию, переместить воспитуемых из обыденной пассивной пози-ции ведомых на активную позицию сотрудничества, трансформировать их в субъектов педагогического сотворчества. В данной ситуации педагогиче-ское общение будет представлять собой целостную социально-психологическую структуру педагогической деятельности [6].
Педагогическое общение в воспитательно-образовательном процессе служит важнейшим средством воздействия на личность ученика.
Педагогическое общение как единая система различных приемов и навыков социально-психологического взаимодействия учителя и учеников, содержит в себе двусторонний обмен информацией друг с другом, опреде-ленные воспитательные воздействия и организацию взаимоотношений учи-теля с учениками и членами ученического коллектива между собой посред-ством разнообразных коммуникативных средств [7].