Контрольная работа на тему Стиль в искусстве
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Стили в эпоху Средневековья 4
2. Стили в эпоху Нового времени 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
Список литературы 21
Приложение 22
Введение:
Актуальность. В различные эпохи, в которых развивалось человечество, господствовали совершенно индивидуальные стили искусства, которые так или иначе отражали бытие и социальную сущность человека. Кроме того, каждый стиль отличался своими совершенно индивидуальными особенностями, находясь в зависимости от религиозных или каких-либо еще веяний. По сути, стили – это отражение эпохального характера, направленности и режима развития, настроения. Все эти аспекты в любом случае оказывают неизгладимое влияние на стилистические особенности искусства в целом.
В данном контексте можно говорить не только с искусствоведческой точки зрения, но также и с точки зрения философии и эстетики, поскольку, как уже было упомянуто, все мирское колоссальным образом влияло на стили в искусстве. Впитывая в себя то или иное мировоззрение, авторы старались передать основные тенденции в своих детищах.
В данной работе использовались труды следующих исследователей: Т.Г. Стоцкая, Н.В. Филичева, М.В. Соколова, А.П. Каждан и другие. Все они с различных точек зрения изучали стилистику и эстетику времен.
Объектом данного исследования является феномен стилей в искусстве.
Предмет исследования – стилистические особенности Средневековья и Нового времени.
Исходя из декларируемой цели, необходимо поставить ряд задач:
1. Рассмотреть стили в эпоху Средневековья.
2. Рассмотреть стили в эпоху Нового времени.
Структура работы включает в себя ведение, два основных раздела, заключение и список литературы.
Заключение:
В заключении, после того, как было рассмотрено искусство Средневековья, Возрождения и Нового времени, можно достаточно твердо и уверенно утверждать о том, что стиль как феномен, в сущности, синтезирует в себе духовные и социально-экономические аспекты, которые являются принадлежными к конкретному историческому уровню развития общества. Однако, рассматривать формирование и развитие какого-либо стиля исключительно в религиозно-историческом ключе совершенно не рационально, поскольку существует достаточно серьезная независимость развития стилей от видимых проявлений общественного сознания.
Рождение наиболее крупных стилей искусства, определяется внутренней логикой развития художественного мышления человека, определенных способов видения мира, осознания свойств пространства и времени, в котором живет и действует конкретный человек. Кроме того, закон стиля осуществляется в эстетической сфере. Элементы стиля, подчиняясь его логике, выполняя его художественную «волю», воплощаются в многочисленных деталях художественного целого.
Чаще всего искусство соответствует не характеру цивилизации и условиям жизни, а лишь духу эпохи, ее идеалам, обычно либо обгоняющим, либо отстающим от этих условий. Поэтому и содержание конкретного художественного направления той или иной эпохи выражает как бы то, чем эта эпоха хотела бы быть, как хотели бы выглядеть люди в соответствии со своими мечтами и идеалами, но совсем не то, что они представляют собой на самом деле.
Художественный стиль не создается каждый раз заново. Потенциальные возможности возникновения того или иного стиля медленно созревают внутри предшествующей эпохи и могут проявиться в следующей при благоприятных исторических условиях. Новые стилеобразующие начала встречаются с устоявшимися стилевыми формами и в процессе более или менее органичного сочетания традиции и новаторства складывается новый стиль. Как кто-то сравнительно недавно отметил: «процесс истории культуры есть не только процесс изменения, но и процесс сохранения прошлого, процесс открытия нового в старом».
Относительная самостоятельность стиля в его художественном развитии обуславливает такое состояние, при котором на достаточно обобщенной идейной основе могут складываться определенные стилистические системы, так или иначе различающиеся между собой. Обратим внимание на то, что определенная родственность стилей сохраняется и в данных условиях, однако же, вполне ясно, что между стилем и историческими особенностями определенной эпохи механическая связь попросту отсутствует. Можно говорить о том, что стиль как таковой обладает чертами эпохального историзма, проявляясь исключительно на индивидуальном уровне творчества того или иного художника. То есть, непосредственно в личности художника неизбежно осуществляется взаимодействие между своеобразием его восприятия и тем искусством, которое уже имеет место быть.
По этой причине можно с уверенностью утверждать о том, что художественный стиль не возникает стихийно из неоткуда, он не является результатом воздействия определенного аспекта, поскольку он формируется, обретает свои четкие черты и целостность под влиянием следующих факторов: внутренней логики развития стиля, художественного мышления и воли художника, исторических особенностей эпохи.
Таким образом, задачи исследования решены, цель достигнута.
Фрагмент текста работы:
1. Стили в эпоху Средневековья
Романский стиль являлся некоторым синтезирующим звеном, который собрал воедино все виды искусств, а именно: монументальную живопись и скульптуру, которая, в свою очередь, неразрывно связана с архитектурой, а также декоративно прикладное искусство.
Следует обратить внимание на то, что средневековая цивилизация формировалась в достаточно беспокойное время. Человек в этот период чрезвычайно остро переживал неустойчивость бытия, понимая о полярности божественной и человеческой действительности. И, соответственно, в противовес хаосу земного происхождения, всеразличным склокам и раздорам, человек совершенно намеренно формирует для себя своеобразные островки устойчивости и стабильности, которые являлись олицетворением того самого образа незыблемой гармонии в виде романских неприступных соборов, замков, монастырей.
Для архитектурных сооружений этого периода использовались такие материалы как камень и большемерный кирпич, символизирующие фундаментальность и основательность, в противовес хаосу. При этом серьезная толщина стен являлась, в целом, определяющим критерием построек. При этом, особенно важно то, что романская трактовка прекрасного являлась в то время сплавом рационального художественного мышления и религиозного чувства. Характерными чертами стиля, в связи с этим, являлись стремление к монументальности, ясности, лаконизму, целесообразности.
Еще раз акцентируем внимание на то, что основным видом искусства являлась именно архитектура. Романский храм — базилика, в основном, трехнефная, выстраивалась из гладко отесанного камня, что давало ощущение серьезности сооружения с четко выявленными объемами и огромными башнями на сторонах западного фасада и также хора. Базилика внутри была освещена из окон центрального нефа. Интересно, что на плане романский храм напоминал по своей форме латинский крест. В центре средокрестия, в свою очередь, находился алтарь, а над ним на высоких арках был возведен купол, над которым возвышалась башня. Наличие большого количества горизонталей, мощь и надежность романского зодчества являлись ярким воплощением религиозного идеала того периода. Достаточно строгая тектоничность и функциональность совершенно не способствовала использованию каких-либо изобразительных средств, разнообразных декоративных элементов (Рис.1.).
Главная особенность романской эпохи заключается, прежде всего, в готовности к тем или иным внешним влияниям. Так, византийское искусство исторически целиком принадлежит Романскому стилю. В большей степени, чем западный Романский стиль, византийский можно сопоставить с искусством античности. При этом основополагающей задачей мира Византийского Искусства являлось отнюдь не отображение земного мира, сколько непосредственно проникновение за пределы земных вещей, в мир божественный. Отсюда, устремление к Идее, к Бесконечности являлось для византийцев наиболее существенной эстетической задачей.
Что касается строений, следует отметить, что если античный храм перекрывался плоской крышей, то в византийской церкви над центральным кораблем возвышался купол, который словно бы возносил зрителя ввысь, к небосводу. Отмечается, что представленное конструктивное решение воплощало в себе ключевой эстетический принцип византийского стиля.
Творчество Византии обращалось непосредственно к внутреннему миру человека и к его вере в единого Бога. Именно отсюда красота византийской архитектуры проявляется не снаружи, а изнутри. Так, снаружи византийские церкви достаточно аскетичны и мрачны (Рис.2).
В эстетике Константинополя отделенность Божественного от материального всегда порождала определенную долю пессимизма и мрачные настроения. Византийцев в тот период преследовал навязчивый страх смерти и боязнь греха. На фоне безудержной роскоши и светских развлечений императорского двора эта коллизия казалась неразрешимой. Отсюда имеет место быть противоречие эллинистических художественных форм и иррациональной христианской идеи, а также принципиальный символизм позднейшего византийского искусства. Традиции эллинистического антропоморфизма, как следует заметить, являлись чрезвычайно глубокими для того, чтобы исчезнуть совершенно, по этой причине в искусстве Византии, которое сохраняло прочную античную основу, основным объектом изображения являлся именно человек.
Достаточно обобщенным являлось понимание декоративно-прикладных изделий романского стиля, а именно чеканка, литье, эмаль, ткачество, ковроделие, резьба по дереву и кости. Все перечисленные изделия, как правило, отличаются массивностью, мощностью, цветовой яркостью. Так, романский стиль достаточно ярким проявлялся в искусстве книжной миниатюры.
Особенное развитие романский стиль имел во Франции, в Германии, Италии, Испании, Англии. Романские храмы романо-германского ореала, тянущиеся к небу купола византийского мира, все перечисленное привело к тому, что в соединении сторожевых башен римских военных лагерей с греческими базиликами, византийским орнаментом и готическими шатрами и возник новый – романский – архитектурный стиль, распространившийся на всю Европу.
Во многом романский стиль подготовил готику, которая пришла ему на смену в середине XIII века.
Готика представляет собой художественный стиль, который возник в середине XII в. во Франции и впоследствии был распространен в Западной, Центральной и фрагментарно в Восточной Европе. Готика, что достаточно важно понимать, завершила развитие европейского средневекового искусства.
Готическое искусство являлось действительно культовым по своему назначению и, кроме того, религиозным по тематической направленности. В эстетическом мировосприятии представленного периода доминирующим являлся культ Абсолюта, который понимался отлично от греческого «гармонического единства». Главная цель заключалась в том, чтобы прозреть божественное присутствие во Вселенной. Готическое искусство обращалось, таким образом, к высшим божественным силам и христианству.
Первостепенное значение в готическом искусстве занимал непосредственно собор, вокруг которого была сосредоточена вся жизнь. Конструктивной основой собора являлся каркас из столбов и опирающихся на них стрельчатых арок. Архитектурные формы уже не выражали устойчивость и надежность, они демонстрировали христианскую идею устремленности ввысь, к небу. Готика таким образом превратилась в мистический стиль художественного символизма.
Готический храм олицетворял крест, на котором был распят Христос, розетки с алмазными лепестками ассоциировались с вечной розой, листья которой представляли собой души всех искупленных.
Вынесение конструктивных элементов наружу, которые поддерживают крестовый свод, дало возможность сформировать колоссальное пространство интерьера. Стены собора прорезались огромными окнами с цветными витражами. Человеку, который находится внутри храма, должно было казаться, что почва уходит у него из-под ног и он летит в бесконечные миры.
Устремленность собора ввысь была нарочито подчеркнута ажурными башнями огромных размеров, а также высокими стрельчатыми арками, порталами, статуями, декоративными элементами (Рис.3).
Готический собор идеальным образом подходил для синтеза искусств: скульптур, витражей — главного вида готической живописи, декоративного искусства. Порталы и алтарные преграды были целиком украшены статуями, скульптурными группами, орнаментами, химерами. Лучшие статуи святых и аллегорические фигуры отмечались при этом глубокой красотой духа. Замкнутость романских скульптур была сменена подвижностью, ритмическим богатством пластики.
Особое внимание к человеку и его внутреннему миру, который, в свою очередь, отражал жизненный драматизм, было отражено в искусстве поздней готики (XIV-XVI вв.). в данный период происходило бурное развитие градостроительства. Все постройки украшались очень сложными элементами и различным декором, который подчеркивал вертикальную направленность линий. Символико-аллегорический строй искусства, в свою очередь, сочетался с новыми духовными устремлениями, расширялся интерес к реальному миру, природе, отчего распространялись скульптурные и живописные портреты и пейзажи, которые отличались совершенно индивидуальными чертами, одухотворенностью и возвышенностью образов.
Рассмотрим наиболее выдающиеся произведения готической архитектуры: во Франции собор Нотр-Дам, соборы в Реймсе, Амьене, Шартре; собор в Кельне; в Англии Вестминстерское аббатство.
Влияние церкви распространяясь на все сферы жизнедеятельности, что являлось определяющим для направления художественного творчества, ограничивающее искусство фундаментальными догматами. Христианство действовало образе универсальной структуры, накладываясь при том непосредственно на специфику национальных культур. Данное выражалось преимущественно в характерных особенностях архитектурных форм и приемах изобразительного искусства.
Возрастающий интерес к реальности, изучению натуры, интерес к внутреннему миру человека обусловили фундаментальную почву для мировоззрения эпохи Возрождения, которая, в свою очередь, является ярким примером взаимодействия искусства и действительности.
Ренессанс рассматривается как одна из величайших эпох, являясь при этом переломным этапом в развитии мирового искусства между средними веками и новым временем. Такое название данное время получило в связи с возрождением интереса к античности. Тем не менее, художники данного периода не только занимались копированием античных образцов, но также наполняли их самобытным, новым содержанием. Можно также вести речь о стилистическом единстве Ренессанса. Эстетический идеал при этом складывался на основе гуманистического мировоззренческого идеала. Реальный мир и человек провозглашались в тот период высшей ценностью.
Лучшие годы флорентийского искусства, в которые создавались наиболее стилистически выраженные самые произведения Итальянского Ренессанса – это непосредственно период гражданской смуты, а также дворцовых интриг. В том числе период Высокого Возрождения практически погрузился в кровавый плен в связи с проводившейся в тот период «охотой на ведьм».
Под влиянием достижений технического характера и научных открытий мироощущение значительно трансформировалось. Здесь произошла замена феодализма на капитализм, превалировал при этом технологический этап, происходили буржуазные революции. Внешние войны объединяюще повлияли на феодалов, которые впоследствии скомпоновались в единые централизованные государства.
Художники Возрождения, в свою очередь, находили идеалы в античном искусстве, что и обусловлено самим течением. Мрачные образы средневековья утомили людей, поэтому величество античности казалось чем-то необыкновенным. Независимыми от церкви здесь становятся искусство, философия, литература и другие области. Церковные догматы перестают, в свою очередь, оказывать влияние на содержательную сторону всех произведений. Тем не менее, Ренессанс еще не находился во власти материалистического рационализма и атеистического нигилизма. Христианство, в любом случае, являлось основным аспектом множества прозрений и откровений. Но, человек являлся все же центром системы. Причем, как централизующий аспект идеального человека рассматривалась сильная, всесторонне развитая личность, то есть, по сути, человек-творец.
В воспевании фигуры человека находится определенного рода эстетико-идейное единство христианских творцов Возрождения с язычниками Древней Греции.
Что качается ренессансной живописи, следует отметить, что для нее действительно характерно использование скупых пластических форм, предназначенных для непосредственной передачи глубины переживаний человека.
Тем не менее, Леонардо да Винчи, к примеру, достаточно умело преодолевал натурализм готической живописи и живописи раннего барокко. Он показывал само пластическое движение, которое устраняло холодность рациональной гармонии. Тем самым два Винчи предпринимал попытки к преображению конкретного в идеальное. Базовой в ренессансном искусстве являлась дилемма о том, ким образом достичь изображения духовного величия через непосредственно движение форм человеческого тела, которую все время пытался разразрешить Микеланджело Буанарроти. Так, скульптура «Давид» очень точно и ярко отразился художественный конфликт телесной красоты и духовного пафоса. А в архитектуре же был сформирован интерес к созданию гармонических конструкций в противовес устремленным в духовные выси контурам готических храмов.
На территории Италии в 40-е годы XVI в. произошло усиление инквизиторской деятельности, которая, в свою очередь, активным образом преследовала сподвижников гуманистического движения. В этот период сжигались запрещенные книги. Многие живописцы, поэты, скульпторы, архитекторы отказывались вследствие этого от своих гуманистических идей.
Таким вот образом сформировался маньеризм в европейском искусстве, который чрезвычайно характерен собственным субъективизмом, а