Контрольная работа на тему Стабильные и кризисные периоды развития ребенка.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Отличие стабильных и кризисных периодов психического развития
ребенка 4
2. Кризис 1 года. Новообразования периода 16
3. Кризис 3 лет. Новообразования периода 18
Заключение 20
Список рекомендуемой литературы 21
Список литературы
Введение:
Понимание особенностей поведения ребенка и формирования
его личности в рамках стабильных и кризисных периодов развития имеет огромное
значение, т. к. позволяет не только лучше понять потребности ребенка на каждом
определенном этапе его развития, но и скорректировать воспитательный и
образовательный процесс таким образом, чтобы использовать особенности периода с
пользой для развития воспитанника.
Кризисные периоды являются этапом, когда ребенок особенно
остро нуждается в помощи взрослых, чтобы адаптироваться к изменениям
собственной психики и новым ступеням физического, эмоционального и
психологического развития. Поскольку кризисные периоды развития ребенка
являются переломным моментом в его развитии, понимание их особенностей в
значительной степени влияет на формирование таких качеств его психики, как
способность к обучению, желание осваивать новые знания и умения, способность к
самостоятельным действиям, способность к взаимодействию с другими людьми,
мироощущение и восприятие собственного «я» в рамках окружающих ребенка явлений,
людей и обстоятельств.
В свою очередь, понимание родителями и педагогами
особенностей стабильных этапов также важно для гармоничного развития ребенка,
поскольку позволяет использовать особенности каждого конкретного этапа и
наступающей в рамках него эмоциональной стабильности ребенка для закрепления уже
освоенных ранее знаний и умений, для освоения нового материала, укрепления
эмоциональной связи и ощущения доверия с ребенком, а также для подготовки к
приближающемуся кризисному периоду развития.
Таким образом тема настоящего исследования является
актуальной для изучения, поскольку имеет большое значение не только для
воспитательного процесса, но и для всего процесса взаимодействия взрослых с
ребенком
Заключение:
Рассмотрев все представленные в настоящем исследовании
данные, можно сделать вывод о том, что тема стабильных и кризисных периодов
развития ребенка является значимым объектом не только для теоретического
изучения, но и базой, на основе которой должен строиться процесс взаимодействия
взрослых с ребенком, а также процесс воспитательной деятельности. Понимание
сущности переходных и кризисных периодов развития позволяет грамотно
использовать происходящие в психике ребенка изменения для развития и укрепления
его физического, эмоционального и психологического состояния. Понимание возникающих
в кризисные периоды проблем и потребностей позволяет уменьшить стресс от
происходящих с ребенком психологический и физических изменений и
поспособствовать развитию новых навыков и умений. Понимание грядущих изменений
позволяет подготовить ребенка к новому этапу происходящих с ним изменений
посредством корректировки собственного поведения взрослого человека и
содержания воспитательного процесса.
Поскольку определенные этапы развития ребенка требуют
кардинальных изменений содержания и способов взаимодействия, знания о данных
этапах позволяют добиться своевременного внедрения перемен, соответствующих
требованиям и потребностям воспитанника. Т.к. многие аспекты развития психики
ребенка в раннем возрасте оказывают значительное влияние на всю его дальнейшую жизнь,
грамотный выбор тактики взаимодействия и содержания воспитательного процесса
имеет огромное значение. Рассматривая проблему с точки зрения влияния на
последующее психическое и эмоциональное состояние человека, развитие его
самооценки и способности к взаимодействию с другими людьми, можно заключить,
что знание сущности кризисных и стабильных периодов развития является
незаменимым для обеспечения гармоничного развития ребенка.
Фрагмент текста работы:
1. ОТЛИЧИЕ СТАБИЛЬНЫХ И
КРИЗИСНЫХ ПЕРИОДОВ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Стабильные и кризисные периоды в развитии ребенка имеют
большое значение как для формирования его личности, так и для выбора тактики
поведения взрослого в рамках взаимоотношений с ребенком в каждый определенный
период времени. В своих исследованиях Выготский рассматривал возраст ребенка
как относительно замкнутый период его развития, значение которого определялось
местом ребенка в общем цикле развития и в рамках которого общие законы развития
всякий раз находят качественно своеобразное выражение. Выготский определил, что
более короткие критические периоды сменяются более продолжительными периодами,
которые называются стабильными[1],
переходными[2] или
спокойными (литическими). В стабильные периоды происходит постепенное развитие
психики и личностных качеств ребенка, постепенное накопление им знаний, умений,
опыта. Развитие происходит под влиянием деятельности, являющейся ведущей для
определенного возрастного периода и в которую активно включается ребенок. В
психическом развитии ребенка определяющим является не только характер его
ведущей деятельности, но и характер той системы взаимоотношений с окружающими
его людьми, в которую он вступает на разных этапах своего развития.
К началу каждого возрастного периода складывается
своеобразное, специфическое для данного возраста единственное и неповторимое
отношение между ребенком и средой, которое Выготский назвал «социальной
ситуацией развития в данном возрасте». Социальная ситуация развития
обусловливает и динамику психического развития на протяжении соответствующего
возрастного периода, и новые, качественно своеобразные психологические
образования, возникающие к его концу. При этом каждому возрастному этапу
соответствует не просто совокупность отдельных особенностей, новообразований, а
своеобразие некоторой целостной структуры личности и наличие специфических для
данного этапа тенденций развития. Иными словами, возрастная психологическая
характеристика ребенка определяется не отдельными присущими ему особенностями,
а различным на каждом возрастном этапе строением его личности[3].
По этой причине понимание особенностей возрастных периодов имеет такое большое
значение.
В психологии и педагогике выделяются следующие возрастные
этапы формирования личности: преддошкольный или ранний детский возраст (0—3
лет), детсадовский возраст (4—6 лет), младший школьный возраст (6—10 лет),
средний школьный возраст (11—15лет), старший школьный возраст (16-17лет)[4].
Существует
и несколько других классификаций, отражающих суть кризисных и стабильных
периодов развития ребенка. Рассмотрим некоторые из них подробнее. В рамках классификации
последовательных стадий детства по Валлону выделяются:
1.
Импульсивная стадия (от рождения до 6 месяцев). Представляет собой стадию
рефлексов, автоматически развивающихся в ответ на раздражение, появление
условных рефлексов.
2. Эмоциональная стадия (с 6
до 10 месяцев). Охарактеризована накоплением репертуара эмоций (отвращение,
радость, гнев, страх и т.п.), которые позволяют ребенку устанавливать контакты
с людьми, влиять на их поведение. Первые формы контакта ребенка со средой носят
афферентный эмоциональный характер, ребенок полностью погружен в свои эмоции,
сливается с ситуациями, вызывающими эти реакции. Ребенок еще не способен
воспринимать себя как существо, отличающееся от других людей.
3. Начало практического
мышления (с 10 до 14 месяцев). В рамках данной стадии ребенок начинает узнавать
жесты, слова, звуки, выражать свои желания словами, жестами. [1] Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан A.M. Психология: Учебник
для студ. сред. пед. учеб. заведений/Под ред. И.В. Дубровиной. — М., Академия,
1999. — С. 158. [2] Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для
студентов средних педагогических учебных заведений//5 изд., стереотип./М.:
Академия, 2001. — С. 215. [3] Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан A.M. Психология: Учебник
для студ. сред. пед. учеб. заведений/Под ред. И.В. Дубровиной. — М., Академия,
1999. — С. 158-159. [4] Петровский А.В. Введение в психологию/М.:
Академия, 1996. — С. 424.