История науки и техники Контрольная работа Гуманитарные науки

Контрольная работа на тему Средневековая схоластика / Металлургическое производство железного века

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Эволюция схоластики 6
Глава 2. Общая характеристика схоластики и ее специфических черт 9
Глава 3. Фома Аквинский – систематизатор средневековой схоластики 14
Глава 4. Философия и теология 18
Заключение 21
Список использованной литературы 22

  

Введение:

 

Безусловно, каждый период истории человечества знаменует собой появление характерных и присущих лишь ему черт. Изменения же в культурной жизни, общественных отношениях, экономике и тд закономерно накладывают определённый отпечаток не только на общий ход исторического развития, но и на философскую мысль, на то, какие проблемы выдвигались на первый план.
В данной части работы стоит также привести некий исторический контекст. Так, эпоха Средних веков, по мнению историков, охватывает временной промежуток от распада Римской империи в V веке до начала Раннего Нового времени. Очевидно, что завоевание варварами Западной Европы неминуемо привело к некоему упадку ее культуры, который, однако, был преодолен в VIII веке усилиями Карла Великого. Провозгласив себя императором Священной Римской империи, он тем самым устанавливается преемственность между античными политическими институтами и политической властью средневековой Европы. Некий подъем науки, образования и культуры в общем позволяет назвать данный период не иначе как «каролингское возрождение».
Впрочем, отмечается, что в целом философия, характерная для Средневековья, источниками своего формирования имела следующие: 1) древнегреческая философия; 2) Священное писание. Таким образом, второй повернул первый в христианское русло. Другими словами, средневековая философия была неразрывно связана с религией, становясь, в определенном смысле, «служанкой христианства» . Впрочем, данный религиозный диктат поддерживался государственной властью. Таким образом, все философские вопросы следовало решать с позиции теологии .
Однако совершенно понятно, что в условиях, когда все более широко пробуждался интерес к теологии и философии, нельзя было поддерживать полное отрицание ценности рационального знания. Другими словами, необходимо было искать более тонкие способы решения вопроса об отношении теологии и науки . Таким образом, основным этапом становления средневековой философии становится именно схоластика, которая прошла в своем развитии следующие этапы:
1) ранняя схоластика (XI —XII вв.) ;
2) зрелая или поздняя схоластика (XIII—XIV вв.) ;
Впрочем, специалистами выделяется и так называемая неосхоластика (или «вторая схоластика»). Отмечается, что это, собственно, ряд течений католической философской мысли, которые были ориентированы на возрождение схоластики, осуществляемое контрреформации (XV— XVI вв.) , а также «католической реставрации» (XVIII— XIX вв.) и неотомизма.
Теоретическими источниками формирования схоластики выступают: византийская теология и патристика (прежде всего, сочинения Блаженного Августина). От неоплатонизма в христианской переработке схоластика унаследовала мировоззренческую ориентацию на соединение иррационально-мистических предпосылок с рассудочностью выводов и методологическую установку на герменевтическую работу с текстом как познавательную типовую процедуру [6, С.20].
Таким образом, цель наше работы заключается в анализе такого явления как схоластика, а также оценке его роли в развитии средневековой Европы. Ради достижения поставленной цели необходимыми для ее решения являются следующие задачи:
1) раскрыть эволюцию схоластики;
2) дать общую характеристику схоластики, показав ряд специфических, присущих только ей черт;
3) проанализировать влияние, оказанное Фомой Аквинским, на философскую мысль Средневековья;
4) рассмотреть соотношение философии и теологии в рамках схоластических изысканий периода Средних веков.
Данный порядок рассмотрения задач объясняется следующим. Анализ источника представляется логичным начинать именно с поиска ответов на более общие вопросы, постепенно сужая их, делая акцент на узких проблемах. Каждому отмеченному выше пункту будет посвящена отдельная глава.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Подводя общие итоги работы можно отметить следующее. Развитие схоластики было довольно тесно связано со складывающейся с VIII- IX вв. системой образования на Западе. Вместе с тем это, безусловно, и новый этап в развитии духовной культуры Европы, пришедший на смену патристике .
Значение же схоластики огромно. Так, отмечается, что именно благодаря ей в истории европейской культуры не «прервалась связь времен». Именно она явилась звеном преемственности, сохранив многие аспекты содержания античного философского наследия, и продолжив интеллектуальные навыки рационального мышления. К тому же, схоластика внесла довольно серьезный вклад в развитие европейской интеллектуальной традиции в области логики. Вплоть до эпохи Просвещения и немецкой философской классики философия пользовалась непосредственно тем категориальным аппаратом, который во многом был разработан именно в рамках и усилиями схоластики. Сходство между наукой и верой заключается, таким образом, в органичной структуре обеих. Познаваемое и познающий дух взаимно подчинены друг другу.
В общекультурном же плане феномен схоластики является уникальным продуктом равно глубинных и альтернативных друг другу установок европейской культуры: христианской системы с презумпцией веры как аксиологического максимума, с одной стороны, и базисного инструментализма, рационального мышления – с другой. Более того, схоластика представляет собой попытку его рационализации и концептуализации. Воплощая своим возникновением концепцию «двойственной истины», параллелизма разума и веры, реально схоластика культивирует спекулятивное рассуждение как доминантный стиль мышления, в рамках которого таинство веры и апостольская керигма выступают предметом формально рассудочных умозаключений.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Эволюция схоластики

Отмечается, что неким предсхоластическим периодом рассматривается теологическая традиция раннего средневековья. Именно в этот промежуток времени были сделаны первые шаги по направлению к систематизации и философскому обоснованию теологии .
Как уже отмечалось, определенный подъем культуры после падения Римской империи относится к правлению Карла Великого. При его дворе, в частности, находился Алкуин, чья «Диалектика», безусловно, сыграла довольно важную роль в истории образования. Именно от этой традиции схоластикой и наследуется основной жанр масштабных компилятивно-энциклопедических компендиумов .
Собственно, эволюция схоластики непосредственно и довольно органично связана с эволюцией средневековой культуры, образования. Можно привести следующее наблюдение, сделанное специалистами: оформление ранней схоластики отмечено возникновением городских школ, постепенно становившихся центрами образованности; зрелая же схоластика уже напрямую связана с университетским образованием. Другими словами, очевидно, что схоластика предполагает довольно определенную и специальную подготовку, которая была призвана предварять самостоятельные занятия теологией.
Непосредственное же развитие схоластики происходило на базе и в рамках концепции «двойственной истины», предполагая таким образом непротиворечивое и независимое сосуществование истины знания и истины веры (впрочем, при непререкаемом примате веры). Логично, что именно вышеозначенное определяет и характерную для нее проблематику.
Другими словами, главное внимание уделяется догматам о троичности Бога, о предопределении, о сотворении мира из ничего, о первородном грехе, воздаянии, воскресении. Как можно заметить, озвученное выше – довольно неизменная каноническая проблематика. Однако, несмотря на это, внутри самой схоластики заметно оформление вариативных и даже оригинальных видений и трактовок, закономерно порождающие определенные разногласия и дискуссии различных схоластических учений. Так, довольно наглядным примером вышеизложенного нам представляется обсуждение проблемы, совершаются ли деяния Божии на основе его свободной воли или на основе божественного разума, подчиняющего себе божественную волю .
Таким образом, с возникновением подобных противоречий в глобальном для схоластики масштабе они неминуемо задали своего рода базовые парадигматические оппозиции, детерминирующие основные тенденции развития этого учения на том или ином этапе истории. Так, центральной для ранней схоластики, как отмечается, стала оппозиция «реализм — номинализм», оформившаяся в ходе схоластического обсуждения проблемы природы универсалий. Применительно же уже к зрелой схоластике можно выделить две пары парадигмальных оппозиций, соотносящихся между собою по гегелевскому принципу «разломанной середины». Исходно — оппозиция «августинизм–аристотелизм» , затем, после установления доминанты последнего, оппозиция аверроистского и томистского его истолкований.
В данном контексте нельзя не отметить и нововведения Шартрской школы , а именно идентификацию Духа Святого с платоновской «мировой душой» [8, С.47] . Подобное толкование заметно деформировало само понимание триединства божественных ипостасей, придя тем самым в противоречие с христианским Символом Веры и задав пантеистическую и натуралистическую направленность схоластики. Отмеченное выше не могло не встретить понятного сопротивления со стороны ортодоксального духовенства. Собственно, определённой платформой, с которой велась борьба, являлся аристотелизм . Отмечается, что уже упомянутое противостояние привело к практически тотальной переориентации схоластики с неоплатонической на аристотелевскую платформу. Впрочем, непосредственное ее становление завершилось развитием двух довольно противоположных друг другу ее интерпретаций: версий аверроизма и томизма.
Появление первого, собственно, вызвало бурную реакцию со стороны ортодоксальной церкви , а точнее весьма жесткую критику. Именно со стремлением противопоставить аверроистскому отдалению Бога от мира и человека некий «реанимированный» канон, Фома Аквинский разрабатывает свое учение о Боге как первопричине, действующей посредством вторичных причин в мире и в миру. Другими словами, томизм (лат. Thomas – Фома) успешно вытесняет иные парадигмальные установки за пределы легитимности, становясь абсолютно доминирующей для схоластики. Другими словами, именно томизм стал наглядно иллюстрировать позицию ортодоксальной церкви, получая признание как «единственно истинная философия католицизма». Таким образом, в данной главе нами была показана эволюция схоластики.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы