Контрольная работа на тему Сравнительный анализ моделей управления социально-экономическими процессами
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Теоретические основы моделей управления социально-экономическими процессами 5
1.1. Сравнительный анализ моделей управления 5
1.2. Деятельность органов местного самоуправления как модель управления социально-экономическими процессами 13
2. Анализ модели управления социально-экономическими процессами в России 20
2.1 Роль федеральных округов в отечественной системе государственного управления 20
2.2 Государственный контроль местного самоуправления в Российской Федерации 23
Заключение 27
Список литературы 29
Введение:
В учете национального дохода приобретение правительствами товаров и услуг для текущего использования, для непосредственного удовлетворения индивидуальных или коллективных потребностей сообщества, классифицируется как расходы на конечное потребление правительства. Государственное приобретение товаров и услуг, предназначенных для создания будущих выгод, таких как инвестиции в инфраструктуру или расходы на исследования, классифицируется как государственные инвестиции.
Актуальность темы курсовой работы: один из важнейших механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, — это финансовый механизм — финансовая система общества, основным звеном которого является бюджет. Правительство ведет интенсивную работу по реализации концепции совершенствования системы управления бюджетными средствами.
Без составления моделей управления социально-экономическими процессами становится невозможным стратегическое планирование социально-экономического развития.
Стратегическое планирование социально-экономического развития — регулируется законодательством Российской Федерации, муниципальными правовыми актами деятельности муниципалитета другие участники процесса стратегического планирования для прогнозирования социально-экономического развития региона, планирования целевой программы и стратегического контроля, направленные на улучшение социально-экономического развития муниципалитета, повышение благосостояния граждан.
Прогнозирование социально-экономической деятельности, основанной на развитии региона, основано на мнениях о масштабах и результатах социально-экономического развития муниципалитета, характеристике социально-экономического развития, достижение которых обеспечивает реализацию целей социально-экономического развития муниципалитета и приоритетов социально-экономической политики.
Прогноз социально-экономического развития в среднесрочной перспективе — документ стратегического планирования, содержащий систему количественных показателей социально-экономического развития муниципалитета в среднесрочной перспективе, характеризующую изменение экономической структуры и пропорции факторов производства и потребления, уровня жизни, образования и социального обеспечения.
Цель работы – провести сравнительный анализ моделей управления социально-экономическими процессами.
Задачи работы:
1. изучить теоретические основы моделей управления социально-экономическими процессами;
2. провести анализ модели управления социально-экономическими процессами в России.
Объект работы: модель управления социально-экономическими процессами.
Предмет: управление социально-экономическими процессами.
Обзор источников информации: научные публикации, статьи Законов РФ, научная литература, статьи из журналов.
Структура работы включает в себя введение, 2 главы, заключение, список литературы.
Заключение:
В ходе исследования было выявлено, что значение деятельности полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах по изменению субъектного состава Российской Федерации путем укрупнения субъектов Российской Федерации, и прежде всего путем объединения автономных округов и краев, областей.
Необходимы дальнейшее изучение конституционно-правовых основ института федеральных округов в Российской Федерации, эффективности существующих правовых механизмов функционирования полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, выработка на этой основе научно-практических рекомендаций по совершенствованию норм законодательства Российской Федерации в данной сфере.
В настоящее время в Российской Федерации достаточно четко представлен комплексный конституционно-правовой анализ правового регулирования статуса, функций и функционирования федеральных округов, деятельности полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, обоснована необходимость качественно нового понимания института федеральных округов в Российской Федерации, в том числе и как инструмента антикризисного управления.
Экономическое районирование способствует разработке ряда экономических показателей, например, улучшению внутрирайонной и межрайонной инфраструктур, оптимизации промышленности страны за счет разделения труда, более рационального использования природных и экономических ресурсов региона и т.д. Без грамотной регионализации территории страны невозможно осуществить эффективную региональную политику, включая разработку и реализацию целевых и региональных программ.
В данной работе были показаны и детально рассмотрено местное самоуправление, которое является одним из элементов конституционного строя Российской Федерации, и поэтому оно имеет весомое значение для формирования новой российской государственности.
Правовая основа местного самоуправления: Европейская хартия о местном самоуправлении, Конституция РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы, и т.д.
Основы территориальные местного самоуправления представляют собой муниципально-правовой институт, действующий как совокупность норм муниципального права, которое в свою очередь закрепляет и регулирует организацию территориальную местного самоуправления путем формирования состава границ территорий муниципального образования.
Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.
Муниципальное управление представляет собой составную часть местного самоуправления, которая связанна с воздействием органов муниципального управления на муниципальное образование и взаимодействие с его субъектами с целью повышения уровня и качества жизни населения муниципалитета. Орган местного самоуправления: утверждает местный бюджет и отчет о его исполнении, устанавливает местные налоги и сборы, утверждает программы развития соответствующих территорий, принимает положение (устав) о местном самоуправлении.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические основы моделей управления социально-экономическими процессами
1.1. Сравнительный анализ моделей управления
Формирование федеральных округов и формирование территориальных органов власти основаны на полномочиях, предоставленных федеральным органам исполнительной власти, статье 78 Конституции. Что касается федеральных округов, то на современном этапе развития российской государственности в Конституции Российской Федерации не упоминается механизм реформирования системы государственного управления, а не смена правительства страны или территориальной организации государства.
Сравнительный анализ состава межрегиональных ассоциаций и федеральных округов утверждает, что за редкими исключениями в их составе они одинаковы. Таким образом, межрегиональная ассоциация выполнила свою функцию, сформированную на уровне субъектов Федерации предприятий государства, получила свое подтверждение как новый уровень административного деления страны. И все-таки есть решающее различие: межрегиональная ассоциация объединяет субъекты Федерации горизонтально, чтобы укрепить сотрудничество, в первую очередь экономическое, между ними.
Вложение в структуру административно-территориального деления Российской Федерации основных территориальных экономических районов федеральных округов характеризует помимо политических и экономических аспектов ряд аспектов конституционного, правового. В системе федеральных округов мы говорим о вертикальном структурировании, в котором графство выступает в качестве публично-правовых регионов Российской Федерации. Важно определить, будет ли временный инструмент восстановления для Федерального округа, или он станет новой структурой российской государственности, заменив 89 субъектов. Если последнее, то вам нужно прямо говорить о необходимости пересмотра действующей Конституции Российской Федерации, что само по себе является проблематичным во многих случаях. Соответственно, следуя этому, необходимо скорректировать всю правовую базу страны (процесс сложный и длительный).
В настоящее время в Российской Федерации проводятся активные дебаты о внесении изменений и дополнений в Конституцию Российской Федерации, в том числе в разделе 3. Среди ученых и политиков есть разные точки зрения на структуру Российской Федерации, многие из которых присутствуют 89 субъектов Российской Федерации, которые кажутся чрезмерными. Особенности развития государства в 1990-х годах и политические реалии современного мира вызвали необходимость создания в Российской Федерации Института федеральных округов. Постановлением Президента Российской Федерации от 13.05.2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в Федеральном округе» (далее — Указ № 849) в России было введено учреждение федеральных округов и учреждения Полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах.
В правовом поле Российской Федерации установлено определение Федерального округа как совокупности субъектов Российской Федерации, являющегося полномочным представителем Президента Российской Федерации, обеспечивает исполнение конституционных полномочий Президента, принимает решения задачи, возложенные на него, и выполняет эти задачи. В течение почти 10 лет с момента образования федеральных округов сложилось определенное видение места и роли этого института в системе государственной власти Российской Федерации. Этот период достаточно для того, чтобы оценить накопленный опыт федеральных округов и дать правовую оценку его эффективности.
Продолжается деятельность государства по стабилизации отношений между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Имея это в виду, растущие требования к качеству федеральных округов и полномочных представителей Российской Федерации в федеральных округах в осуществлении взаимодействия с органами государственной власти на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации. Насколько адекватно Институт федеральных округов может реагировать на возникающие проблемы во многом зависит от возможности реализации устойчивой политики, экономического, социального и культурного развития Российской Федерации.
В связи с этим важнейшими задачами федеральных округов являются:
повышение конкурентоспособности экономики и эффективности местного самоуправления;
уточнение функций полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах в общей системе государственной власти, их нормативно-правовое оформление;
анализ опыта взаимодействия с федеральными органами государственной власти и с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Федеральные округа уже стали значительной реальностью государственного управления, ядром жесткой вертикали исполнительной власти, важным инструментом политики главы государства в отношениях с территориями Российской Федерации, одним из основных способов разрешить возможные противоречия между федеральным центром и регионами. Тем не менее, комплексное функционирование института федеральных округов в единстве федерального и территориального аспектов имеет первостепенное значение.
Несмотря на очевидный прогресс в этой области, все еще возникают проблемы, связанные с разделением функций и полномочий между федеральным центром, федеральными округами и субъектами Российской Федерации. Научные исследования показывают, что вопросы правового регулирования и практики функционирования федеральных округов по-прежнему нуждаются в дальнейшем теоретическом развитии и закреплении нормативных правовых актов в системе.
В процессе изучения деятельности федеральных округов невозможно не учитывать обширный нормативный материал национального законодательства прошлого, как дореволюционного, так и советского, а также правовых актов ряда других государств. Конечно, с древних времен стоит положиться на опыт и анализ возникновения и деятельности региональных органов власти в России. Следует отметить, что административная система окраин России характеризовалась особым административно-территориальным делением (губернатор, генерал-губернатор, область, уезд и др.) и наличие конкретных учреждений и чиновников, специфичных для этого пригорода. Только тогда мы сможем оценить эффективность действующего законодательства Российской Федерации в сфере функционирования федеральных округов. Конечно, необходимо постоянно ссылаться на опыт федеральных округов в зарубежных странах.
Как правило, во всех федеральных землях федеральные округа являются субъектами федеративных отношений, хотя и имеют особый статус. Интересно, например, опыт формирования и деятельности региональных органов власти в таких странах, как Германия, Франция, Италия, Великобритания, США и Испания. В некоторых странах федеральный округ является столицей государства, иногда — с прилегающей территорией. Федеральный столичный округ в Аргентине в городе Буэнос-Айрес включает в себя ту его часть, которая официально считается столицей страны. Федеральный округ в Бразилии включает в себя столицу Бразилии и прилегающие районы. Федеральный округ в Мексике совпадает с городом Мехико. В Соединенных Штатах федеральный округ Колумбия расположен в Вашингтоне, округ Колумбия, с прилегающей к нему территорией. Опыт британской регионализации в конце ХХ века также представляет интерес для российских исследователей, поскольку наряду со значительными различиями в территориальной организации Российской Федерации и Соединенного Королевства существуют некоторые сходства, и поэтому такие сходства существуют в проблемах, сопровождающих регионализацию.
Как вы знаете, в 1991 году, после распада СССР в Российской Федерации сложилась критическая ситуация, связанная с определением правового статуса республик, краев и областей, входящих в РСФСР. Создана угроза стабильности и целостности государства. После принятия Конституции Российской Федерации в 1993 году начался период активного заключения договоров и соглашений между государственными органами Российской Федерации и ее субъектами, зачастую противоречащих Конституции Российской Федерации. В частности, ряд указанных правовых актов предусматривал передачу определенных полномочий, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, субъектам Российской Федерации и субъектам Российской Федерации.
Ослабление федерального центра после финансового кризиса в августе 1998 года позволило региональным властям заполнить вакуум государственной власти своими приоритетами (предметными приоритетами). Эти действия были основаны на желании укрепить горизонтальные политические связи между регионами. В этот период по инициативе руководителей регионов — глав субъектов Российской Федерации стали создаваться региональные ассоциации экономического сотрудничества.
Было предложено, чтобы главными представителями регионов в их отношениях с федеральным центром были руководители основных региональных экономических объединений. Наоборот, план создания федеральных округов, реализованный указом № 849, был направлен на ослабление власти региональных лидеров. Поэтому вместо формирования территорий, отражающих экономические связи, было создано семь федеральных округов, которые в определенной степени разделили региональные объединения на разные федеральные округа. Например, в Уральском федеральном округе не вошли три региона, входящие в состав Ассоциации «Большой Урал», а в Северо — Кавказском федеральном округе — три субъекта Российской Федерации-члены Ассоциации «Большая Волга». С 1999 года в России началась стабилизация законодательной базы федеральных отношений, вступили в силу федеральные конституционные и федеральные законы, в частности, основной Федеральный закон от 18.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Появление федеральных округов, введение должности полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе и создание аппарата по обеспечению его деятельности, оптимизация вертикали управления делами президента, выведение федеральных структур из-под влияния регионов и строгое подчинение их федеральному центру. При этом федеральные округа не упразднили существующее политико-территориальное деление: исполнительная власть остается за главами субъектов Российской Федерации, их полномочия не перераспределяются.
Наиболее активный этап реформ начался в сентябре 2004 года и был связан с пакетом законопроектов президента Российской Федерации о переходе на новую систему формирования губернаторского корпуса, а также с усилением пропорционального элемента в формировании законодательных органов Российской Федерации. Эти изменения наглядно отразили современные тенденции централизации государственного устройства Российской Федерации. Именно на уровне федеральных округов сейчас практически реализуется задача укрепления единства правового пространства Российской Федерации, устраняется большинство противоречий местного законодательства федеральному.
Федеральные округа приблизили федеральное правительство к территориям, что положительно сказалось на эффективности территориальных единиц федеральных структур. Периодизация законодательного регулирования основ государственности в сфере отношений между федеральным центром и субъектами Российской Федерации позволяет сделать некоторые выводы об основных тенденциях, характеризующих современный этап развития законодательной базы этих отношений. К ним относятся, как уже отмечалось ранее:
относительная стабилизация правового поля в Российской Федерации;
обеспечение большей системности действующего законодательства;
приведение законодательства к единому конституционному знаменателю;
унификация норм и институтов;
централизация и унитаризация государственного устройства.
Основное направление проводимой с мая 2000 года федеральными органами государственной власти политики по модернизации системы управления регионами в Российской Федерации — укрепление вертикали власти, а в нормативно-правовой сфере — приведение в соответствие Конституции РФ и федеральным правовым актам нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Общей и неотложной для всех полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах была задача проанализировать и оценить правовые акты, регламентирующие деятельность соответствующих органов управления в субъектах Российской Федерации и местного самоуправления.
Важно и постоянное изучение таких аспектов, как правовой статус полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, дальнейшее становление института полномочных представителей Президента РФ в субъектах Российской Федерации, взаимоотношения полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, находящимися на территории федерального округа, роль полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе в координации деятельности территориальных органов государственной власти в субъекта Российской Федерации, роль полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе в организации приведения законодательства субъектов Российской Федерации в соответствие Конституции РФ и федеральному законодательству.
Важно, как именно правовой статус полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе:
определяется в системе государственно-правовых и управленческих отношений в субъектах Российской Федерации;
достаточно ли оптимален правовой статус полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе.
Продолжается работа по рационализации взаимоотношений института полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах с органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В настоящее время полномочным представителям Президента РФ в федеральных округах передана большая часть функций по координации и контролю государственной социально-экономической политики, в том числе по контролю за исполнением таких значимых приоритетных программ, как национальные проекты.
Рассматривая задачи деятельности полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах в сфере государственного строительства и права, стоит выделить такую, как дальнейшая гармонизация отношений между федеральным центром и субъектами Российской Федерации. Следует отметить значение деятельности полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах по изменению субъектного состава Российской Федерации путем укрупнения субъектов Российской Федерации, и прежде всего путем объединения автономных округов и краев, областей.
Необходимы дальнейшее изучение конституционно-правовых основ института федеральных округов в Российской Федерации, эффективности существующих правовых механизмов функционирования полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, выработка на этой основе научно-практических рекомендаций по совершенствованию норм законодательства Российской Федерации в данной сфере.
В настоящее время в Российской Федерации достаточно четко представлен комплексный конституционно-правовой анализ правового регулирования статуса, функций и функционирования федеральных округов, деятельности полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, обоснована необходимость качественно нового понимания института федеральных округов в Российской Федерации, в том числе и как инструмента антикризисного управления.