Контрольная работа на тему Сравнить опыт работы службы практической психологии в отечественной и зарубежной системе образования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
́§ 1. Становление практической психологии образования в России 6
§ 2. Особенности психологической службы в образовании за рубежом 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 15
Введение:
Актуальность исследования обусловлена тем, что в последние десятилетия особое внимание психологической мировой науки обращено к психологическому сопровождению деятельности различных социальных институтов (системы здравоохранения, образования, культуры, спорта, правоохранительных органов). Такая тенденция обусловлена современным развитием общества, новыми требованиями к деятельности и личности работника, общемировыми тенденциями в сферах науки, производства.
Своевременное выявление и коррекция психологических проблем имеет большое значение как для общего эмоционального благополучия отдельно взятой личности, так и для профилактики возникновения возможных психосоматических нарушений у населения в целом . С этой целью в нашей стране создаются различные психологические службы.
Работники психологических служб различных социальных институтов должны обеспечить условия, которые бы способствовали развитию каждой личности, раскрытию ее потенциала, сохранению здоровья, оптимизации деятельности. Соответственно, достаточно остро стоит вопрос о необходимости развития и обновления социальных служб в системе образования.
В последние двадцать лет одной из главных тенденций развития образования в мире является повышение ее качества. Не вызывает сомнений, что XXI век будет веком знаний, веком информации, веком стремительного развития новых технологий. Со всей очевидностью это требует расширения масштабов и роста уровня образования, улучшение качества подготовки специалистов, а главное – развития самого человека, его творческих способностей. В соответствии с запросами времени происходят кардинальные реформационные процессы в системе образования.
Успешность обучения учащихся в учебных заведениях во многом определяется реальными условиями их жизнедеятельности, характером возникающих в учебно-воспитательном процессе проблем и возможностями их решения администрацией, преподавателями, а также психологическими и социальными службами .
Заключение:
Таким образом, анализ опыта практической психологии образования в России и за рубежом показал, что первые попытки практического использования психологии в системе образования России возникли еще на рубеже XIX-XX вв. и связаны они были с педологией.
Было установлено, что с начала 80-х гг. в России осуществляется интенсивное развитие психологической службы в системе образования, а с 1988 г. во все учебно-воспитательные учреждения страны была введена ставка школьного психолога. В конце ХХ в. Министерством Образования РФ было подчеркнуто, что интенсивное развитие практической психологии образования в стране способствовало гуманизации всей системы образования и обусловило создание Федерации Психологов Образования России.
Анализ зарубежного опыта показал, что наиболее ярко школьная психологическая служба представлена в США, где она начала развиваться с начала XX века и по настоящее время является одной из наиболее жизненных и действенных направлений современной психологии. В течение 1980-х годов в США особенно критиковали подготовку новых психологов образования к профессиональной деятельности, что привело к реформированию в области практической психологии образования. В начале 1990-х годов Отдел психологии образования Американской психологической ассоциации под руководством Дэвида Берлинера создал комитет, которому было поручено изучить роль психологии образования в педагогическом процессе. В настоящее время в опыте психологии образования США выделяется несколько уровней функционирования психологической службы: первый – тестирование на выявление учащихся, нуждающихся в специальном обучении; второй – работа с трудно обучаемыми учениками; третий – прямая психологическая помощь.
Определено, что психологическая служба школ в большинстве стран Восточной Европы ставит перед собой задачи, решение которых направлено прежде всего не на констатацию уровня развития учащихся с целью отбора, а на получение психологической информации об учащемся или коллективе класса с целью создания условий, стимулирующих развитие. Психологическая служба функционирует в форме психолого-педагогических районных или областных центров или консультаций и является неотъемлемой составной частью системы народного образования и воспитания всех детей, подростков и юношества. Доминирующая функция психолога-консультанта, в основном, заключается в психодиагностической деятельности.
Также было установлено, что с 70-х годов прошлого века основной формой функционирования психологии образования во Франции стали группы психолого-педагогической помощи. В настоящее время во Франции создана Консультативная система, которая характеризуется большим разнообразием информационных и консультационных услуг.
Фрагмент текста работы:
§ 1.Становление практической психологии образования в России
Первые попытки практического использования психологии в системе образования России возникли еще на рубеже XIX-XX вв. Связаны они были с такой наукой, как педология, которая объединяла практические результаты отдельных наук, изучающих развитие личности от рождения и до зрелости.
После октябрьской революции в СССР большое значение уделялось полноценному развитию подрастающего поколения, что способствовало в 30-х годах ХХ в. активизации измерений психического развития детей педологами-практиками. Тем не менее, известные ученые-педагоги, психологи того периода были настроены против массового использования тестов, считая их научную обоснованность сомнительной и достаточно ненадежной. Среди таких видных ученых были М. Я. Басов, Л. С. Выготский, А. Б. Залкинд, Г. А. Фортунатов и др. Массовое использование тестов на выявления уровня развития школьников приводило к тому, что выводы относительно умственного развития ребенка во многих случаях были необоснованными, а учащихся переводили в специализированные классы, школы и т.д.
Критика и неприятие правительством СССР педологического опыта привела к тому, что поиск форм работы практических психологов в российских школах был приостановлен вплоть до 60-х гг. ХХ в. Все положительное, что было наработано отечественными учеными-педологами отрицалось, и только в конце 60-х годов в стране возобновился активный поиск методов и форм работы практического психолога в системе образования, в частности в школах .